пн
вт
ср
чт
пт
сб
нд
01
02
03
04
05
07
08
09
10
11
12
13
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
28

Концертна афіша

всі концерти

Новини, події

«РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ДЕЙСТВО» ИЛИ УДИВИТЕЛЬНЫЕ ВИБРАЦИИ ДУШИ ЛЕСИ ДЫЧКО

Минувший год для Леси Васильевны ДЫЧКО – выдающегося мастера украинской хоровой музыки – стал юбилейным. Можно долго перечислять все ее высокие награды, регалии и заслуги перед украинской культурой, отмечать ее огромную общественно-просветительскую деятельность, но список все равно будет неполным до конца. Можно много писать и говорить о творчестве этого знакового композитора, и автор этих строк, являясь коллегой по цеху Леси Васильевны, также может немало рассказать о профессиональных тонкостях и композиторских принципах строя музыки юбиляра… Но главной – и незыблемой константой является то, что музыка Л. Дычко самым неподдельным образом по-человечески, «по-живому», напрямую проходит через самое сердце, пронизывая слушателя мягким прекрасным светом, ощущением счастья, радости бытия, необыкновенным чувством слияния с природой и мирозданием. Неповторимые краски стиля композитора узнаются с первых звуков, с первых колоритных архитектоник пульсирующей аккордики, преломляя привычные и узнаваемые структуры украинского мелоса в своеобразный и навсегда запоминающийся почерк мастера, оставляя в недрах памяти слушателя уникальный авторский – эксклюзивный знак.

Звуковая материя композитора изысканна и утонченна пряными и красочными гармониями, но, тем не менее, абсолютно понятна и органична в своей живой искренней подлинности, покоряя жизнетворящей, жизнеутверждающей силой, яркой образной визуальностью, истинной глубинной фольклорностью. Значительный пласт творчества Л. Дычко составляют сочинения, написанные для хора, поэтому имя композитора уже стало синонимом украинской хоровой музыкальной культуры, ее неотъемлемой частью.

Пытаясь абстрагироваться от привычного для меня как композитора  подсознательного профессионально-критического слушания музыки, выявляющего принципы и приемы, использованные автором в том или ином сочинении, и «разрывающего» и разъединяющего музыкальную ткань на атомы и молекулы, вдруг ловишь себя на мысли, что воспринимаешь и принимаешь музыку Л. Дычко на единой – целостной эмоциональной волне. Понимаешь, что перестаешь отвлекаться на структурные детали работы автора с музыкальной материей, перестаешь задумываться о том, как и что конструктивно сделано. Появляется ощущение органичности и естественности восприятия музыкального процесса, чувства соприкосновения, проникновения и взаимодействия с музыкой композитора.

Лесей Васильевной Дычко очень много сделано для развития украинской музыки. С ее именем ассоциируются новые творческие обращения к аутентике, прадавним традициям, фольклорным пластам, новое открытие жанров и форм народной музыки. Авторское ощущение фольклора и представление о нем отражены во многих сочинениях композитора. Новое, современное осмысление фольклорных традиций, видение музыкальных образов в архитектурном преломлении, подлинный патриотизм и духовное начало – вот основные константы творческого кредо композитора. Она была первой, кто стал возрождать жанр литургии в современной музыке, и именно ей принадлежит первенство в создании хоровой оперы. Вокально-хоровое пение – главная доминанта творчества композитора. По ее словам,ничто не может сравниться с воздействием хоровой музыки, с ее неповторимой красотой и теплотой. «Ни один хороший оркестр мне не заменит хор» – говорит композитор.

Юбилей Л. Дычко вылился в серию концертов в разных городах Украины, а творческим вкладом Одессы – южной музыкальной столицы – в чествование выдающегося украинского композитора стало премьерное исполнение ее хоровой оперы «Рождественское действо» («Вертеп») для чтеца, солистов, детского и смешанного хоров, трубы, органа и перкуссии в Одесском Национальном Академическом театре оперы и балета. Мировая премьера сочинения прозвучала в рамках праздничного фестивального проекта «Рождественская мистерия», собрав на театральной сцене яркие хоровые коллективы города. Вместе звучали студенческий хор ОНМА имени А. В. Неждановой (художественный руководитель – Григорий Лиознов, дирижеры – Галина Шпак, Валерий Регрут), женский молодежный хор «Ориана» (художественный руководитель – Галина Шпак) и детские хоры школы педагогической практики ОНМА имени А. В. Неждановой (художественный руководитель – Евгения Бондарь) и ОССМШ имени П. С. Столярского (художественный руководитель – Татьяна Яковчук).

Хоровую оперу «Рождественское действо» Леся Васильевна написала более двадцати лет назад (1990-1992), посвятив ее украинскому хормейстеру Евгению Савчуку. В этом сочинении композитор обращается к исконной традиции рождественского представления – вертепному театру.Именно «живой» вертеп – вертеп, в котором роль всех персонажей исполняют живые люди, а не куклы, стал основой оперы Л. Дычко с опорой на традиционный в качестве основной фабулы сюжет Евангельской истории. Это сочинение также продолжает ту линию творчества композитора, которая тесным образом связана с фольклорными истоками, выраженными в украинских обрядах, ритуалах, народных мистериях-праздниках. Трактовка рождественского театрального представления Л. Дычко оригинальна в своем соединении истории, мистерии, театра, фольклорных обработок колядок и канонических текстов распевов рождественского Тропаря и Кондака. Сочинение состоит из 14 номеров, объединенных в пять частей.

В своем интервью киевскому музыковеду и критику Анне Луниной композитор признается, что в этой опере, опираясь на «религиозный сюжет, пропустив его через собственное сознание, наделила его ощущением человека и композитора ХХI века… Оригинальность и сложность этого сочинения в совмещении фольклорного начала с национально-современным. В образах Ирода, солдат, Рахили, которая осталась без ребенка, воссоздается образ-символ светопреставления. Эти образы решались сквозь призму современности. Следовало передать весь ужас и страх перед подобным злом. Зло многогранно. Оно постоянно присутствует в нашей жизни, причем сущность его не меняется, меняются лишь воплощения, внешние маски его проявления… Образы же Девы Марии, Христа я старалась выписать по религиозно-церковным канонам, но с ощущением национального начала. Библейский сюжет обыгрывался в национальном ключе».

Первоначально только одна – первая часть оперы была исполнена в концертном варианте национальной хоровой капеллой «Думка». Идейным же вдохновителем исполнения в Одессе полной версии этого сочинения стала хормейстер, доцент Одесской музыкальной академии им. А. В. Неждановой Галина Шпак: «Вся история началась с поиска интересного – нового хорового репертуара. Как обычно, перебирая большое количество нотной литературы, в руки попала партитура этой оперы, которую Леся Васильевна передала в дар библиотеке музыкальной академии. Сначала взгляд упал на две колядки из 3 части. Но тут же захотелось ознакомиться со всей партитурой еще ни разу не исполненной целиком музыки, и вот тогда сразу и родилась идея исполнения этого сочинения в полном объеме. Такая возможность могла бы представиться в рамках Рождественского фестиваля, который проводит Одесский оперный театр. Идея исполнения сразу с энтузиазмом была встречена моим коллегой – дирижером Валерием Регрутом, который с радостью согласился воплотить ее в жизнь».

Замечательно, что такая творческая инициатива нашла отклик и была поддержана дирекцией Оперного театра, и сочинение выдающегося украинского композитора было включено в рождественскую концертную программу, что стало значимым культурным событием для Одессы. Г. Шпак отмечает, что еще один человек должен был взять на себя ответственность за реализацию этого проекта. Это художественный руководитель студенческого хора академии –  Григорий Семенович Лиознов, который много лет лично знаком с Л. В. Дичко. Именно ему она посвятила свое хоровое сочинение «Во имя жизни», которое уже давно является частью репертуара хора музыкальной академии.

Полгода сложнейшей работы – и сочинение зазвучало на сцене Одесского оперного театра, концертное пространство которого как нельзя лучше подходит для исполнения этого масштабного хорового произведения. Очень символично, что премьера такого представления состоялась именно во время светлого православного рождественского праздника, что выразилось во всеобщем приподнятом настроении, царившем в этот вечер в театре. Музыка захватила слушателей с самых первых звуков своим особым языком –ликующей мажорной сонорикой звучащего хора и звенящей перкуссии.

Яркий музыкальный материал сочинения разнообразен и контрастен: с одной стороны он опирается на традиционные интонационные модели, а с другой – эти модели, накладываясь друг на друга, создают битональные и политональные гармонические пласты. Обращают на себя внимание использование приема речевой полифонизированной фактуры и восходящие и нисходящие глиссандирующие кластеры. Специфика разнообразной тембрики красочной акустики хорового пения и яркая колоритная колокольная перкуссия, мастерски используемые композитором, создают, сочетаясь, мощное сильнодействующее выразительное средство, рождая звучность, сравнимую со звучностью полномасштабного оркестрового ресурса. Кульминационные точки сочинения становятся эмоционально-энергетическими всплесками, которые мгновенно ощущает слушатель, сопереживая и проникаясь торжественными и трагическими событиями сюжетной канвы. Гроздья простых аккордов-трезвучий выстраиваются в неповторимый гармонический язык, используется разнообразная хоровая техника, создающая особый, непростой архитектонический орнамент, тем не менее, ощущается, насколько органично композитор находится именно в своей природной естественной стихии, разговаривая с аудиторией на своем авторском живом языке. Рождественская история Леси Дычко изумляет и радует своим позитивным зарядом, импульсы от которого, расходясь как круги по воде, поглощают все пространство вокруг, оставляя шлейф необыкновенного душевного подъема.

Трудоемкая работа четырех хормейстеров – каждого в своем сегменте – в итоге дала блестящий исполнительский результат – хор из 150 человек  зазвучал как единый целостный организм под безупречным дирижерским управлением Валерия Регрута. Ему удалось проникнуть в самую суть композиторского замысла – охватить тончайшие детали сложной хоровой партитуры и мастерски транслировать слушателю энергетический посыл музыки. Автор и публика по достоинству оценили прекрасную профессиональную работу солистов: Марины Годулян (меццо), Юлии Терещук (сопрано), Екатерины Цимбалюк (меццо), Дмитрия Павлюка (бас), Ивана Газинского (баритон), Сергея Зарицкого (тенор), Андрея Чугаевского (баритон), Вероники Струк (орган). Определенная статика, обусловленная спецификой жанра хоровой оперы, была удачно обыграна визуально-драматургическими находками режиссера Оксаны Тараненко, сумевшей найти разнообразные сценические решения постановки, подчеркнув самые выразительные моменты музыкального спектакля.

После премьеры своего сочинения растроганный автор поднялась на сцену выразить свою глубокую признательность и благодарность за высокопрофессиональную работу всему коллективу Одесского оперного театра. Исполнение современной украинской музыки является одним из важных и приоритетных направлений развития украинской музыкальной культуры, поэтому, несомненно, в этой связи вызывает уважение позиция театра, инициировавшего премьерную постановку хоровой оперы выдающегося украинского композитора – нашего современника.

Леся Дычко – не только талантливый композитор, но и прекрасная женщина и щедрой души человек. Знаю Лесю Васильевну вот уже много лет, поэтому отмечу, что ей чужд напускной пафос, высокомерие и напыщенность, она искренна, открыта и проста в общении со своими коллегами, друзьями, студентами, всегда доброжелательна, щедра на доброту, поддержку и помощь. Она – человек, с открытым сердцем воспринимающий жизнь и дарящий своим творчеством радость.

Общепринятой истиной является то, что степень значимости личности композитора для музыкального искусства и мера его таланта определяются прежде всего временем. Далеко не всегда, не сразу удается до конца, в полной мере ощутить масштаб и глубину одаренности творца. Но это не относится к творчеству Леси Дычко. Та «удивительная вибрация в душе», возникающая, по словам Леси Васильевны, в момент посещения яркой музыкальной идеи, в конечном итоге сполна передается слушателю во время исполнения ее музыки в виде мощного энергетического посыла-импульса – необыкновенно светлого и позитивного, что так необходимо именно сегодня. Тонкие вибрации музыки Леси Дычко, рождаясь в ее душе в момент творческого озарения, остаются с нами навсегда, пробуждая прекрасные мысли, глубокие чувства и яркие эмоции, вновь и вновь высвечивая глубинную суть истинного предназначения подлинного искусства.

 Юлия ГОМЕЛЬСКАЯ
композитор,
кандидат искусствоведения,
доцент, член НСК Украины