"Последний представитель венской классической школы"
250 лет со дня рождения Людвига ван Бетховена.
1770 - 1827
Людвиг ван Бетховен - немецкий композитор, пианист и дирижер.
Является представителем венской классической школы.
Величайший симфонист - начала XIX века.
Людвиг ван Бетховен родился в Бонне в 1770 г. Уже в раннем детстве Бетховен проявил
незаурядные музыкальные способности. Это позволило ему принимать участие в многочисленных публичных концертах, где проявился его редкий дар импровизатора.
Бетховен в детстве не получил настоящего музыкального образования. Важную
роль в формировании музыкальных навыков юноши сыграл Кристиан Готлоб Нефе,
придворный органист. Он одним из первых заметил и оценил необыкновенные способности
юного гения, которому в ту пору было только двенадцать лет.
Два года спустя, в 1784 г., Бетховен получил место второго придворного органиста.
Несколько поз же он становится альтистом придворной капеллы.
Переезд в Вену
В 1787 г. курфюрст направил Бетховена в Вену, но вскоре молодой музыкант вынужден был вернуться в Бонн в связи с болезнью и последовавшей затем смертью матери.
Вернувшись в Вену в 1792 г., Бетховен берет несколько уроков у Гайдна, так же продолжил обучение у Иоганна Шенка (1753-1836), Иоганна Георга Альбрехтсбергера (1736-1809) и Антонио Сальери (1750—1825). Вскоре молодой музыкант завоевывает признание венской публики как композитор, блестящий пианист и неподражаемый импровизатор и становится одним из самых выдающихся музыкантов среди современников.
Три периода в творчестве Бетховена
Музыковед Вильгельм фон Ленц был первым, кто в 1852 г. разделил творчество Бетховена на три больших периода, отличающихся по стилю.
Первый из этих этапов длился до 1800 г. В это время Бетховен продолжает развивать традиции, заложенные его непосредственными предшественниками по венской классической школе — Гайдном и Моцартом. Он пишет два фортепьянных концерта (1784 и 1795), струнные квартеты ор.18 (1798-1800), десять фортепьянных сонат, среди которых знаменитая Восьмая (с-moll), названная композитором «Патетической» (1798). С 1798 г. у Бетховена появились первые признаки ослабления слуха, и это очень угнетало композитора…
В произведениях, созданных в 1800- 1803 гг., нашло отражение все, что переживал в эту пору Бетховен: подавленность и пламенный протест, страсть и смирение, поиски покоя и стремление к активной, деятельной жизни. Таковы Третий фортепьянный концерт с-moll, ор.37 (1800), соната Аs-Dur, ор.26 с похоронным маршем и «Лунная соната» (1801), а также «Крейцерова» соната для скрипки и фортепьяно (1803) и ряд других сочинений.
Зрелый период творчества
Прошедший через суровые испытания, но не сломленный ударами судьбы, Бетховен в этот период преобразовывает классическую структуру симфонии, заменив традиционный размеренный менуэт стремительным скерцо, формой, которая дает возможность композиторам проявить большую творческую свободу. В эти годы Бетховен создал такие выдающиеся симфонии, как монументальная Третья «Героическая» (1805), драматическая Пятая (1808) и Шестая «Пасторальная» (1809), в которой воплощено преклонение Бетховена перед красотой природы. Позднее композиторы-романтики, часто изображавшие картины природы с помощью музыкальных красок, будут считать эту симфонию непосредственной предшественницей своих произведений. В это же время Бетховен пишет знаменитый Концерт для скрипки (1806), три струнных квартета (1805—1806), посвященные русскому посланнику в Вене Разумовскому, а также оперу «Фиделио». Оперу Бетховен неоднократно переделывал. В окончательном варианте опера была поставлена в венском театре «Кернтнертор» в 1814 г.
Последние годы жизни
К 1815 г. Бетховен полностью потерял слух, что не позволило ему продолжать исполнительскую деятельность в качестве пианиста или дирижера, но не препятствовало сочинению музыки. В эти годы им созданы такие монументальные произведения, как фортепьянная соната ор. 106 «Наmmer- klavier» (1817-1818), удивительные струнные квартеты, непонятые в свое время из- за новаторского музыкального языка, а также Большая фуга ор. 133 (1825—1826). К этому времени относится также создание необыкновенной «Торжественной мессы» (1819-1823), посвященной старому другу и покровителю композитора эрцгерцогу Рудольфу. Но вершиной периода стала Девятая симфония (1822-1824), в финал которой, воспевая братство всех людей мира, композитор впервые ввел хор и солистов, исполняющих оду «К радости» Шиллера.
Здоровье Бетховена в эти годы продолжало ухудшаться. После тяжелой болезни композитор скончался в Вене в 1827 г.
На смену венскому классицизму приходит романтическое направление.
Материалы о жизни и творчестве Бетховена из фонда библиотеки представлены в фильме.