Министерство образования и науки Украины
 
Вступительная кампания 2021
 
Подраздел сайта 048 посвященный консерватории
 
Министерство культуры, молодежи и спорта Украины

История ОНМА

Одесская консерватория (в настоящее время – Одесская национальная музыкальная академия имени А. В. Неждановой) была создана 8 сентября 1913 года по решению Главной Дирекции Российского музыкального общества на базе Одесского музыкального училища, основанного в 1897 году, на пожертвования председателя Дирекции Одесского отделения ИРМО В. А. Орлова и других членов отделения. На территории Российской империи Одесская консерватория стала четвертым высшим учебным музыкальным заведением – после Санкт-Петербургской, Московской и Саратовской консерваторий. Привлечение выдающихся педагогов-музыкантов из Италии, Польши, Чехии, Германии, Австрии, Санкт-Петербурга и Москвы обеспечило быстрое развитие Одесской консерватории. Ее первым ректором стал польский композитор, пианист, дирижер и музыковед Витольд Иосифович Малишевский, ученик Н. А. Римского-Корсакова. Благодаря этому Одесская консерватория уже с самого начала стала высшим учебным музыкальным заведением европейского уровня.

Масштаб творческой деятельности В. И. Малишевского был огромным. В историю Одесской консерватории эта личность вошла не только как талантливый руководитель и музыкант, но также как прогрессивный деятель. Так, например, в 1917 году первый ректор выступил на съезде директоров и старших преподавателей консерваторий в Петрограде. “Южный музыкальный вестник” писал: «И только подготовившийся к съезду директор Одесской консерватории профессор В. И. Малишевский предложил к рассмотрению шесть очень значительных и важных вопросов: 1) отделение музыкальных училищ от консерваторий; 2) отношение государства к ИРМО; 3) пересмотр прав на дипломы и аттестаты; 4) отмена в консерваториях категории вольных слушателей; 5) пересмотр военных льгот; 6) о возвращении из министерства нового Устава консерватории и всеобщую его разработку».

В последующие годы консерваторию возглавляли: Григорий Арнольдович Столяров (1923-1929) – талантливый дирижер и активный общественный деятель; прекрасный дирижер, наделенный незаурядными организаторскими способностями, Николай Николаевич Чернятинский (1941-1944); Константин Федорович Данькевич – всесторонне одаренная личность, которая совмещала талант  композитора и дирижера, пианиста и певца, поэта, оратора и прекрасного организатора (1944-1951); композитор и музыковед Серафим Дмитриевич Орфеев – авторитетный руководитель, который четко организовал работу всех подразделений, поддерживал строгую дисциплину и, в тоже время, с другими преподавателями и студентами принимал участие в «капустниках», которые стали традицией консерватории и города (1951-1962); кларнетист Василий Петрович Повзун, вошедший в историю консерватории как инициатор и организатор строительства дополнительного четырехэтажного здания на 40 новых учебных классов и нового студенческого общежития (1962-1968); Александр Григорьевич Манилов – профессор, в годы руководства которого в 1970 году в зале консерватории был установлен орган фирмы “Зауэр” (Германия) (1968-1971); дирижер-хормейстер и теоретик-музыковед Василий Иванович Шип, который руководя хором консерватории и преподавая теоретические дисциплины, уделял большое внимание научной работе преподавателей и организации научно-практических конференций, а также продолжая традицию проведения в консерватории праздничных «капустников», был организатором, автором и актером этих мероприятий (1971-1984); Николай Леонидович Огренич – выдающийся певец, народный артист Украины, профессор, член-корреспондент Академии искусств Украины, почетный гражданин Одессы (1984-2000). В 2000 году ректором Одесской консерватории был избран доктор искусствоведения, профессор, академик Академии наук Высшей школы Украины, член-корреспондент Академии искусств Украины Александр Викторович Сокол.

В первый год существования Одесской консерватории из 603 человек, подавших прошение о принятии их в учебное заведение, зачислили 396 учеников. Помимо этого, 395 лиц были переведены из музыкального училища. Большое число учащихся приняли в классы фортепиано, меньшее количество – в классы скрипки, вокала, духовых инструментов, а также в классы всех основных оркестровых инструментов и теории музыки.

Первыми преподавателями консерватории были педагоги, которые работали в Одесском музыкальном училище. Среди них профессор I степени Б. И. Дронсейко-Миронович, профессор II степени Г. М. Бибер-Киршон, ученик профессора К. Н. Игумнова Г. М. Петров, ученица профессора А. Н. Есиповой М. А. Подрайская, ученица А. Н. Скрябина Н. В. Чегодаева (класс фортепиано), профессора Ф. Я. Ступка и И. В. Перман (класс скрипки), прекрасный солист и способный педагог Э. Ф. Брамбилла (класс виолончели), профессор II степени Ю. А. Рейдер, известный артист итальянской оперы Д. Ю. Дельфино-Менотти (класс сольного пения), артисты-педагоги – Л. В. Роговой (флейта), А. Я. Могилевский (труба), М. Ф. Марценко (кларнет), А. Ф. Сериков (арфа), Ф. В. Миронович и В. И. Малишевский (теоретические дисциплины и история музыки) и многие другие. Первыми педагогами консерватории были представители Петербургской, Московской, Пражской, Венской и других европейских консерваторий.

Весной 1916 года состоялся первый выпуск, – Одесскую консерваторию окончили 16 пианистов и 12 вокалистов. В следующем году дипломы получили 46 выпускников. Среди них Александра (Сара) Плещицер, которая закончила класс фортепиано с малой Золотой медалью и была принята на педагогическую работу в консерваторию, и Лазарь Саксонский, пианист и композитор, который работал в Одесской филармонии. В своем отчете 5 мая 1916 года назначенный депутатом от Дирекции Императорского российского музыкального общества И. В. Прибик писал Председателю ИРМО: «Прослушав внимательно все выпускные экзамены, считаю своей приятной обязанностью сообщить Вашей Высокости, что преподавание в Одесской консерватории находится на должной высоте и, вообще, дело поставлено серьезно и солидно».

С начала существования консерватории заявили о себе многочисленные фортепианные, вокальный и молодой оперный классы. Ведущими преподавателями в классах в те годы были Ю. Рейдер, Д. Дельфино-Менотти и Палибина. В 1913 году руководителем оперного класса стал артист оперного театра Н. Барышев, который имел талант режиссера. С помощью его усилий оперный класс поставил лучшие спектакли. Яркой кульминацией работы оперного класса стали устроенные Н. Барышевым в 1916 году в городском театре «Концерты, посвященные народному эпосу», где выступили студенты выпускного курса консерватории. Исполнялись оперы Н. А. Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный», «Вера Шелога» и фрагменты из «Царской невесты» в сопровождении консерваторского оркестра под руководством В. И. Малишевского. Таким образом, первый выпуск вокалистов подтвердил, что Одесская консерватория действительно стала «консерваторией музыки и пения», как об этом мечтали музыкальные деятели города задолго до ее открытия.

В тяжелые послереволюционные годы Одесская консерватория не прекращала своей работы, хотя испытывала трудности, связанные с реорганизацией, экспериментами в области музыкальной педагогики, с классовым подходом к приему студентов. В результате, структура учебного заведения неоднократно изменялась. Так, в 1923 году консерватория разделилась на институт и техникум, а в 1925 году стала Музыкально-драматическим институтом (Муздрамин) с двумя факультетами – музыкальным и театральным; при институте остался функционировать техникум. В 1927 году институту было присвоено имя Людвига ван Бетховена. Позже при Муздрамине открылась музтрудшкола-семилетка имени А. К. Глазунова, а с 1930 года – рабфак. В 1934 году театральный факультет отделился от института, и вузу был возвращен статус консерватории.

Однако, никакие реорганизации и структурные изменения не смогли загасить дух творчества, который царил в Одесской консерватории и связанных с ней учебных заведениях. Период 1920 - 30-х годов – время бурного развития Одесской консерватории. В эти годы продолжают свою педагогическую деятельность профессора, которые заложили фундамент педагогического мастерства еще в дореволюционный период – Клара Левенштейн, Надежда Чегодаева, Гермина Бибер, Петр Столярский, Юлия Рейдер. Наряду с ними начинают работать представители молодого поколения – Берта Рейнгбальд, Мария Старкова (класс фортепиано), Виктор Селявин (класс вокала), Григорий Столяров (класс дирижирования), Николай Вилинский (класс теоретических дисциплин и истории музыки) и другие.

Выпускниками консерватории в эти годы были такие выдающиеся музыканты, как Константин Данькевич, Владимир Фемилиди, Серафим Орфеев, Леонид Гуров, Александр Коган, Яков Файнтух, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Натан Мильштейн, Михаил Фихтенгольц, Татьяна Гольдфарб, Яков Зак, музыковед Лев Баренбойм, замечательный баритон Михаил Гришко, исполнительница лирических партий Мария Бем, выдающаяся певица, обладательница меццо-сопрано Ольга Благовидова, бас Алексей Кривченя, тенор Василий Козерацкий, сопрано Любовь Крыжановская.

Успехи Одесской консерватории в 1920-30-е годы связаны также с талантливыми студентами, которые становились победителями престижных конкурсов. Так, в 1930 году I премию на Всеукраинском конкурсе скрипачей в Харькове завоевал Д. Ойстрах. В 1931 году юный Э. Гилельс играл перед жюри Второго украинского конкурса пианистов вне конкурса, т.к. не достиг «конкурсного возраста». Его игра произвела впечатление, и он получил стипендию для одаренных детей. В 1933 году на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей Э. Гилельс с триумфом завоевал I премию. В 1935 году на Втором Всесоюзном конкурсе исполнителей в Ленинграде I премию было присуждено Д. Ойстраху. В 1936 году на Международном конкурсе имени Фредерика Шопена в Варшаве I премию завоевал Я. Зак и одну из премий – ученица Б. Рейнгбальд Татьяна Гольдфарб. В 1937 году на конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе обладателем Гран-при стал Д. Ойстрах, а III премию получила одесская скрипачка, сестра Э. Гилельса Елизавета Гилельс. Этот список можно дополнить именами дирижеров Исидора Зака и Марка Павермана и других.

В годы Второй мировой войны многие преподаватели и студенты Одесской консерватории ушли на фронт в составе советских войск, выступали с концертами в составе фронтовых бригад. Немало талантливых музыкантов погибло в оккупированном городе. Педагоги, которые не успели эвакуироваться, сумели сберечь часть имущества вуза и организовать учебные занятия. Среди преподавателей, которые самоотверженно работали в эти годы, помимо ректора консерватории Н. Н. Чернятинского, были теоретик Сергей Дмитриевич Кондратьев, пианистки М. Рыбицкая и М. Базилевич и другие. К сожалению, педагогов и студентов консерватории не минули репрессии конца 1930-40-х годов.

Через полгода после освобождения Одессы, с осени 1944 года, в Одесской консерватории начала возрождаться творческая жизнь. Среди тех, кто возвратился и продолжил работать в консерватории, были выдающиеся талантливые музыканты и педагоги: историк Д. Каминский, кларнетист В. Повзун, преподаватель иностранных языков О. Румянцева, профессор-музыковед Ю. Малышев, а также Ю. Мироненко, Д. и И. Гуменюк и другие.

Большую роль в восстановлении учебного процесса и самого здания (во время оккупации в помещении консерватории была немецкая комендатура, а занятия проводились в полуразрушенном доме школы имени П. С. Столярского) сыграл талантливый музыкант и организатор К. Ф. Данькевич. В годы его работы на должности ректора Постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1950 года согласно номеру 2721 Одесской консерватории было присвоено имя славной певицы, народной артистки СССР, Героя труда, доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории Антонины Васильевны Неждановой.

1950-е годы – время новых успехов студентов и выпускников Одесской консерватории. В эти годы здесь учились и успешно закончили обучение талантливые певицы: профессор, народная артистка СССР Елизавета Чавдар, профессор, народная артистка СССР Бэлла Руденко, профессор, народная артистка России Галина Олейниченко, народная артистка СССР Раиса Сергиенко, профессор, народная артистка Украины Галина Поливанова, которые стали гордостью и украшением не только украинского, но и мирового вокального искусства. Блестящие результаты продемонстрировали также выпускники других кафедр – хормейстер Анатолий Авдиевский, пианистка Ольга Ступакова, кларнетист Калио Мюльберг и многие другие.

Одним из ярких событий этого времени стало выступление представителей Одесской консерватории на Шестом всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве в 1957-м году. Объединенный хор одесских студентов под руководством К. К. Пигрова и Д. С. Загрецкого, при участии концертмейстера Ф. Лапидус, завоевал Золотую медаль фестиваля. На этом же фестивале-конкурсе награды получили Г. А. Поливанова и К. Э. Мюльберг.

На протяжении послевоенного периода и до 1976 года кафедрой сольного пения заведовала профессор, народная артистка УССР Ольга Николаевна Благовидова. Ученица профессора Ю. Рейдер, она утвердила в своей работе и работе своих коллег И. Райченко, Н. Урбан, Ф. Дубиненко, О. Щавинской и других «единый метод» вокальной педагогики. Этот метод, основанный на комплексном воспитании будущего певца, позволил создать систему обучения, которая объединила специфические приемы вокальной техники с требованиями общего развития студента, его артистичности, моральных критериев относительно сценического и жизненного поведения.

В послевоенный период в работе оперного класса принимали участие дирижер, народный артист Украины, ученик известного во всем мире дирижера М. Малько М. Покровский, заслуженный деятель искусств Украины, профессор О. Климов, режиссер, заслуженный артист России Н. Боголюбов.

В 1949 году была создана кафедра оперной подготовки, во главе которой стала профессор Елизавета Дублянская, высокопрофессиональный музыкант и дирижер. В 1959 году она организовала оперную студию консерватории, где ставились оперы зарубежных и отечественных композиторов. Среди спектаклей оперной студии тех лет были оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (партию Царицы ночи исполняла Б. Руденко), «Русалка» А. Даргомыжского (в роли главной героини выступала Р. Сергиенко) и другие.

Значительных успехов в послевоенный период достигли также педагоги других специальностей. Кафедру струнных инструментов возглавил Вениамин Зиновьевич Мордкович, который следовал методам преподавания своего учителя П. С. Столярского. Ученики класса В. Мордковича стали известными скрипачами, лауреатами Всесоюзных и Международных конкурсов, среди которых Елена Бучинская, Семен Снитковский, Роза Файн, Валерий Климов, Эдуард Грач, Дора Шварцберг, Александр Винницкий, Павел Верников и другие. В эти годы на кафедре работала ученица профессора Иосифа Вячеславовича Пермана Фаня Ефимовна Макстман, среди выпускников которой были лауреаты Международного конкурса Ольга Викторовна Каверзнева и Александр Александрович Станко. Воспитанниками профессора И. В. Пермана были также известные музыканты – скрипач Леонид Давидович Лемберский и альтист Михаил Моисеевич Гринберг, которые со временем стали преподавателями консерватории. Класс виолончели преподавал доцент Л. Вайнер.

Кафедру специального фортепиано в послевоенный период возглавляла профессор Мария Митрофановна Старкова. Под ее руководством на кафедре работали профессора Надежда Владимировна Чегодаева (в прошлом ученица А. Н. Скрябина) и Мария Ипатиевна Рыбицкая, а также молодые талантливые преподаватели Людмила Наумовна Гинзбург, Серафима Леонидовна Могилевская, Гедеон Израйлевич Лейзерович, которые использовали в своей педагогической практике методы преподавания своих учителей – Генриха Густавовича Нейгауза и Константина Николаевича Игумнова.

Кафедрой духовых и ударных инструментов до 1950 года руководил профессор Леонид Яковлевич Могилевский. Его преемниками стали профессор Игнат Дмитриевич Леонов, профессор Николай Дмитриевич Покровский, доцент Вера Петровна Базилевич, профессор Владимир Николаевич Луб. Кафедра подготовила много выдающихся музыкантов, в том числе, профессора, кандидата искусствоведения, лауреата Международного конкурса Калио Эвальдовича Мюльберга, который занимал должность заведующего кафедрой на протяжении 1965-1979 и 1985-2010 годов. В работе со студентами К. Э. Мюльберг использует некоторые приемы своего учителя, известного кларнетиста Павла Васильевича Дроздова. С 1 сентября 2010 года на должность заведующего кафедрой оркестровых духовых и ударных инструментов был назначен кандидат искусствоведения, и.о. профессора Зиновий Павлович Буркацкий.

В 1961 году на базе соответствующего отделения, которое существовало в Одесской консерватории с 1949 года, была сформирована кафедра народных инструментов. Ее возглавила Вера Петровна Базилевич. Позже ею руководили профессора Владимир Васильевич Касьянов и Виктор Петрович Власов (с 1974 по 1982 гг.). На протяжении 1982-2011 годов кафедрой заведовал заслуженный работник культуры Украины, профессор Василий Михайлович Евдокимов. С 1 сентября 2011 года на должность заведующего кафедрой назначен кандидат искусствоведения, и.о. профессора, заслуженный артист Украины Иван Дмитриевич Ергиев. За годы своего существования кафедра не только создала базу развития одесской школы игры на народных инструментах, но также повысила научно-методический уровень преподавания.

В 1963 году в Одесской консерватории состоялось важное событие – кафедра истории и теории музыки была переформирована в две: кафедру истории музыки и музыкальной этнографии и кафедру теории музыки и композиции. На кафедре истории музыки, которую возглавлял Серафим Дмитриевич Орфеев, свыше 50 лет историю зарубежной музыки преподавал талантливый педагог Давид Вениаминович Каминский. Среди многих преподавателей на кафедре работали также молодые педагоги Оксана Георгиевна Коренюк (позже заведующая кафедрой), Римма Марковна Розенберг, Светлана Григорьевна Балашова и другие.

В 1963 году в связи с 50-летием со дня основания и заслугами в деле воспитания кадров музыкального искусства Одесская консерватория была награждена Почетной грамотой Президиума Верховного Совета СССР.

В числе тех, кто работал в консерватории в 1960-е годы, были талантливые музыканты и педагоги – пианист Евгений Владимирович Ваулин и вокалист Евгений Николаевич Иванов. Их ученики стали украшением лучших отечественных и зарубежных сценических площадок. Среди них лауреаты Международных конкурсов Д. Харитонов, С. Задворный, О. Мельников, В. Митюшкин, М. Кит, Ш. Мукерия, Н. Галкин, В. Браун, Н. Герасименко и другие.

В 1960-е годы ярко проявился талант ученика Константина Константиновича Пигрова Дмитрия Станиславовича Загрецкого – дирижера-хормейстера, композитора, поэта, профессора, заслуженного деятеля искусств Украины. Класс Д. Загрецкого окончили народный артист Украины, Герой Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Т. Шевченко, академик, профессор, почетный доктор, художественный руководитель Национального академического народного хора имени Г. Г. Веревки Анатолий Тимофеевич Авдиевский, заслуженный деятель искусств Украины, профессор Петр Данилович Горохов, заслуженный деятель искусств Украины Семен Васильевич Дорогой, заслуженный артист Украины Василий Васильевич Киосе, народный артист Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Т. Шевченко Виктор Михайлович Иконник, заслуженный деятель искусств Украины, профессор Владимир Васильевич Толканев, заслуженный работник культуры Украины, профессор Григорий Семенович Лиознов, народный артист Украины Евгений Иванович Кухарец, народный артист Украины, профессор Виталий Иванович Газинский, заслуженный деятель искусств Украины, доцент Стефан Климентьевич Крыжановский, заслуженный деятель искусств Украины, кандидат искусствоведения, профессор Леонид Михайлович Бутенко и другие.

1970-е - 1 пол. 1980-х годов – период «смены поколений». С 1976 года кафедру сольного пения возглавляет народная артистка Украины, профессор Галина Анатольевна Поливанова. 1970-е годы стали временем новых достижений вокальной исполнительской школы. В 1970 году I премию на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского завоевал Николай Огренич, в 1974 году – Иван Пономаренко, в 1978 году – Людмила Шемчук, в 2007 году – Александр Цымбалюк. Обладательницей Золотой медали и Гран-при на Международном конкурсе вокалистов в Тулузе стала Галина Олейниченко, позже – Людмила Ширина, и уже в 1990-е годы – Татьяна Захарчук.

В целом, кафедра сольного пения подготовила плеяду выдающихся певцов мирового значения. Среди них: народные артисты СССР – Бэла Руденко, Евгения Чавдарь, Раиса Сергиенко, Михаил Гришко; народные артисты Украины – Ольга Благовидова, Галина Олейниченко, Николай Огренич, Анатолий Бойко, Галина Поливанова, Иван Пономаренко, Зоя Христич, Людмила Ширина, Анатолий Капустин, Таисия Пономаренко, Анатолий Дуда, Людмила Довгань, Татьяна Анисимова, Татьяна Буркацкая, Лариса Стадниченко, Василий Навротский, Ольга Оганезова, Елена Стаховская; народный артист России Михаил Кит; заслуженные артисты Украины – Алиса Джамагорцян, Валентина Олейникова, Татьяна Захарчук, Наталья Ютеш, Татьяна Спасская, Людмила Зуенко, Станислав Ковалевский, Алина Семенова, Валерий Калиниченко, Виктор Митюшкин, Надежда Меличенкова, Вера Ревенко, Ирина Берлизова, Людмила Иванова, Татьяна Кнышова, Виктория Демидова, Александр Цымбалюк, Людмила Плотникова, Лилия Кутищева; заслуженные артистки России – Людмила Шемчук, Валентина Юзвенко; заслуженные артистки республики Беларусь – Мария Гулегина, Тамара Глаголева; заслуженная артистка Молдовы Валентина Калестру.

В 1977 году заведующим кафедрой теории музыки и композиции был назначен молодой, талантливый, перспективный музыкант и музыковед Александр Викторович Сокол, который впоследствии стал доктором искусствоведения, профессором, академиком Академии наук Высшей школы Украины, членом-корреспондентом Академии искусств Украины, членом Союза композиторов Украины, председателем Одесского областного отделения Национального Союза композиторов Украины, ректором Одесской консерватории (музыкальной академии).

Кафедру хорового дирижирования с 1978 года возглавляет заслуженный деятель искусств Украины, профессор Алла (Алиса) Петровна Серебри. Среди ее учеников – заслуженный деятель искусств Украины Юрий Борисович Топузов, заслуженный работник культуры Украины Мэри Нафтуловна Вайс, народный артист Украины, профессор Иван Михайлович Слёта, заслуженный деятель искусств России Владимир Иванович Подгородинский, заслуженный работник культуры Украины Сергей Александрович Голуб и другие.

Кафедрой истории музыки и музыкальной этнографии с 1985 года по 2005 год руководил профессор Георгий Николаевич Вирановский, музыкант широкой эрудиции и разносторонних научных интересов. Он сыграл значительную роль в приобщении студентов к музыкальной фольклористике, организовал первую в Одесской консерватории фольклорную экспедицию по южному региону Украины. Сегодня кафедрой истории музыки и музыкальной этнографии заведует доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Александра Ивановна Самойленко.

1980-е годы – время творческой зрелости целой плеяды одесских композиторов, воспитанных в классах Александра Александровича Красотова, Игоря Михайловича Асеева, Тамары Степановны Сидоренко-Малюковой.

В 1987 году заведующим кафедрой струнных инструментов стал профессор, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Украины, член Союза композиторов Украины Александр Александрович Станко. В числе его воспитанников такие известные музыканты: дипломант Международного конкурса имени П. И. Чайковского Г. Кнеллер, лауреат Международного конкурса в Италии Я. Ревуцкий, лауреаты Международных конкурсов и Всеукраинского конкурса имени Н. Лысенко О. Соколовская и О. Соболева, народный артист Туркмении Г. Неймарк и другие.

Заведующей кафедрой специального фортепиано в 1989 году была избрана профессор, заслуженная артистка Украины Людмила Наумовна Гинзбург, которая совмещала широкую концертную деятельность с деятельностью педагогической. Ученица профессора М. М. Старковой, она закончила аспирантуру Московской консерватории у Г. Нейгауза.

В 2002 году произошло разделение кафедры специального фортепиано. Кафедру № 1 возглавил и.о. профессора Анатолий Александрович Кардашев, кафедру № 2 – и.о. профессора Галина Всеволодовна Попова. С 2006 года кафедрой специального фортепиано № 1 руководит заслуженный деятель искусств Украины, кандидат педагогических наук, профессор Татьяна Ивановна Шевченко. Кафедру специального фортепиано № 2 с 2003 года возглавляет кандидат искусствоведения, профессор Игорь Иванович Сухомлинов.

Новый этап в развитии Одесской консерватории наступил в 1990-е годы, когда педагоги, студенты, творческие коллективы демонстрировали свое мастерство в Украине и в разных странах мира. В то время четко обозначился поворот в овладении новым репертуаром. Особенно выразительно это проявилось в работе хора студентов под руководством заслуженного работника культуры Украины, профессора Г. С. Лиознова. В 1991 году хор и его руководитель стали лауреатами I премии и обладателями Золотой медали Международного конкурса хоровых коллективов в Польше.

В целях повышения профессионального уровня музыкантов исполнительских специальностей с 1993 года в Одесской консерватории открыта ассистентура-стажировка (музыкально-исполнительская аспирантура).

1990-е годы – время успешных гастролей в Украине и за рубежом таких исполнительских коллективов Одесской консерватории, как Оркестр народных инструментов (художественный руководитель и дирижер – заслуженный работник культуры Украины, профессор В. Евдокимов), ансамбль народных инструментов «Мозаика» (лауреат Международного конкурса «Гармония-99»), ансамбль «Каданс» в составе лауреатов Международных конкурсов Елены и Ивана Ергиевих (скрипка-баян), трио бандуристок «Мальвы», Камерный оркестр Одесской консерватории (художественный руководитель и дирижер – профессор М. Турчинский) и других.

Значительным достижением 1990-х годов стали публикации научных работ педагогов Одесской консерватории. Среди них монографии А. Сокола «Структура музыкознания» (1991), «Экспрессивно-стилистические ремарки и музыкальный стиль» (1992), «Теория музыкальной артикуляции» (1996), Е. Марковой – «Интонационность музыкального искусства» (1990), Р. Розенберг – «Музыкальная Одесса» (1995), сборники «Одесский музыковед» (1993), «Одесская консерватория: забытые имена, новые страницы», «Одесская консерватория: славные имена, новые страницы» (1998) и другие.

На протяжении 1990-х годов в Одесской консерватории регулярно проводились научные конференции, в которых принимали участие представители консерватории, а также известные музыковеды В. Холопова, В. Медушевский, Д. Гойови и другие. Одновременно педагоги Одесской консерватории неоднократно принимали участие в Международных научно-практических конференциях и семинарах, проводили мастер-классы в зарубежных музыкальных вузах, работали в консерваториях Китая.

Символом европейского признания Одесской консерватории стало ее вступление в Ассоциацию Европейских музыкальных академий и консерваторий в 1999 году.

С 2000 года Одесская консерватория стала настоящим Центром музыкального искусства, культуры и науки Юга Украины, центром подготовки высококвалифицированных музыкантов, композиторов, музыкальных научных работников. В 2000 году Одесская государственная музыкальная академия имени А. В. Неждановой введена в реестр высших учебных заведений Украины и ФРГ – членов межправительственного Соглашения о сотрудничестве.

Кабинет Министров Украины своим распоряжением от 19 августа 2002 года № 475-р присвоил Одесской государственной консерватории статус и название “Одесская государственная музыкальная академия имени А. В. Неждановой”. Решением Государственной аккредитационной комиссии Украины от 15 октября 2002 года Одесской музыкальной академии присвоено ІV уровень аккредитации. Академия проводит подготовку музыкальных специалистов согласно направлению “Искусство”, специальности “Музыкальное искусство” по всем академическим музыкальным специальностям: исполнители, музыковеды, композиторы образовательно-квалификационных уровней бакалавр, магистр.

В последнее десятилетие в консерватории дополнительно открыта подготовка специалистов по трем специализациям – бандура, классическая гитара, оперно-симфоническое дирижирование, а также открыто новое направление подготовки “Культура”, специальность “Культурология”. В связи с этим в 2003 году была создана кафедра современной музыки и культурологии, заведующей которой стала доктор искусствоведения, профессор Елена Николаевна Маркова. С 2011 года кафедра была переименована в кафедру культурологии, а с 2012 года – кафедру прикладной и теоретической культурологии.

На протяжении 24 лет в Одесской музыкальной академии функционирует ассистентура-стажировка. С 2002 года работают научная аспирантура по специальности “Музыкальное искусство” (музыковедение) и специализированный ученый совет по защите кандидатских диссертаций по специальности 17.00.03 “Музыкальное искусство” (за все время защитили кандидатские диссертации свыше 159 человек). В 2009 году открыта докторантура по специальности 17.00.03 – “Музыкальное искусство”.

За значительные творческие достижения коллектив и ректор Одесской музыкальной академии были награждены в 2003 году Почетными грамотами Кабинета Министров Украины. В 2007 году за результатами рейтинга ЮНЕСКО и Министерства образования и науки Украины, проведенного среди Высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации, Одесской государственной музыкальной академии имени А. В. Неждановой присуждено ПЕРВОЕ МЕСТО среди украинских вузов культуры, искусства, живописи, скульптуры и дизайна. Также в 2007 году Президиум Академии искусств Украины наградил коллектив ОНМА Серебряной медалью “За творческие достижения”. В 2008 году состоялось награждение Одесской музыкальной академии имени А. В. Неждановой ДИПЛОМОМ и памятным вымпелом победителя в номинации “ЛИДЕР В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ” ежегодного рейтинга популярности “Народное признание-2007” людей и событий Одессы.

В 2009 году за результатами оценки общественной акции “Флагманы образования и науки Украины” ОНМА награждена ДИПЛОМОМ “За весомый вклад в развитие имиджа образования и науки Украины” (за подписью заместителя Министра образования и науки Украины Г. В. Стрихи и Президента Академии педагогических наук Украины В. Г. Кременя). В ежегодном рейтинге популярности людей и событий Юга Украины “Народное признание-2009” ОНМА имени А. В. Неждановой завоевала победу в номинации “Музыкальное событие года, IV Международный конкурс памяти Эмиля Гилельса”. В 2010 году такая же награда была получена за проведение Первого Международного конкурса вокалистов памяти Антонины Неждановой.

Решением Президиума Национальной академии искусств Украины от 19 мая 2017 № 12 / 37-09 награжден Золотой медалью за значительные творческие достижения заслуженный деятель искусств Украины, докторь искусствоведения, профессор, член-корреспондент Национальной академии искусств Украины, академик Академии наук Высшего образования Украины, заведующий кафедрой теории музыки и композиции, ректор ОНМА имени А. В. Неждановой Сокол Александр Викторович.

За время деятельности Одесской музыкальной академии (консерватории) на основе развития музыкальных традиций края здесь сложились и получили отечественное и мировое признание известные в стране и за ее пределами музыкально-педагогические школы Петра Столярского, Александра Станко (скрипка), Ольги Благовидовой, Галины Поливановой, Николая Огренича, Евгения Иванова, Александры Фоменко, Наталии Войцеховской, Василия Навротского, Алисы Джамагорцян, Таисии Мороз (вокал), Константина Пигрова, Дмитрия Загрецкого, Григория Лиознова, Веры Луговенко, Аллы (Алисии) Серебри (хоровое дирижирование), Людмилы Гинзбург, Александра Бугаевского, Игоря Сухомлинова, Анатолия Кардашева, Галины Поповой (фортепиано), Василия Евдокимова, Виктора Власова, Дины Орловой, Владимира Мурзы (народные инструменты), Василия Повзуна, Калио Мюльберга (духовые инструменты), Елены Марковой, Александры Самойленко, Александра Сокола (музыковедение), Витольда Малишевского, Порфирия Молчанова, Серафима Орфеева, Александра Красотова, Кармеллы Цепколенко (композиция) и другие.

Среди выпускников Одесской музыкальной академии – имена таких всемирно известных музыкантов-исполнителей прошлого и настоящего времени, как Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Яков Зак, Бэла Руденко, Татьяна Гольдфарб, Раиса Сергиенко, Роза Файн, Дмитрий Загрецкий, Галина Олейниченко, Елизавета Чавдар, Михаил Гришко, Николай Огренич, Иван Пономаренко, Ольга Каверзнева, Семен Снитковский, руководители хоровых коллективов – Анатолий Авдиевский, Григорий Лиознов, Виталий Газинский, Евгений Кухарец, Анатолий Мархлевский, Евгений Дущенко, Петр Горохов, композиторы – Константин Данькевич, Климентий Корчмарев, Серафим Орфеев, Юрий Знатоков, Александр Красотов и другие.

В музыкальной академии получили и получают высшее музыкальное образование сотни иностранных граждан из Китая, России, Эквадора, Германии, Швейцарии, Беларуси, Польши, Болгарии, Вьетнама, Латвии, Югославии и других стран. Уже много лет академия готовит кандидатов и докторов наук, в частности, из числа иностранных граждан (защитились 27 иностранных соискателей).

О высоком уровне подготовки музыкантов в Одесской музыкальной академии свидетельствует то, что с 1977 года более 1000 ее воспитанников, прославляя отечественную педагогическую и исполнительскую школы, завоевали звание лауреатов и дипломантов Международных и Всеукраинских конкурсов. В 2008 году 85 талантливых студентов и аспирантов ОНМА получили звания лауреатов Международных конкурсов, в 2009 – 169, в 2010 – 178, в 2011 – 216, в 2012 – 264,  в 2013 – 171, в 2014 – 201, в 2015 – 69, в 2016 - 184.

В 2002 году высокие звания лауреатов (I премия) и Золотые медали победителей Третьего Международного конкурса имени Н. Лисенко получили А. Пирожкова (виолончель) и У Цунь (фортепиано), I премию и звание лауреата получил хор Одесской музыкальной академии под руководством профессора Г. С. Лиознова. К выдающимся победам можно отнести завоевание студенческим хором ОНМА Первого места в двух номинациях на 35-ом Международном конкурсе хоровых коллективов во Франции (2006), а также присуждение выпускнику ОНМА А. Цимбалюку (вокал) Золотой медали и Первого места на XIII Международном конкурсе музыкантов в Москве (2007). Детский хор школы педагогической практики при ОНМА завоевал Первое место и Золотую награду на Международном фестивале в Будапеште (2008), Гран-при в г. Тересполь (Польша, 2009).

Хор ОНМА имени А. В. Неждановой под руководством профессора Г. С. Лиознова в 2009 году получил диплом Министра культуры и туризма Украины За высокое творческое мастерство”.

Совместная творческая международная деятельность Одесской музыкальной академии проводилась с зарубежными консерваториями, высшими музыкальными школами, музыкальными академиями, музыкальными коллективами г. Оулу, Куопио (Финляндия), Фрайбурга, Троссингена, Мюнхена, Кельна, Эссена, Берлина (ФРГ), Генуи (Италия), Валенсии, Сеговии (Испания), Москвы, С.-Петербурга (Россия), Лондона (Великобритания), Кишинева (Молдова), Загреба (Хорватия), Тяньцзиня, Уханя, Чанчуня (Китай), Варшавы (Польша) и других.

На протяжении семнадцати лет (с 2000 года) издается утвержденный ВАК Украины профессиональный научный вестник Одесской музыкальной академии “Музыкальное искусство и культура” (изданы 23 выпуска). С 2003 года издается ежеквартальная журнал-газета ОНМА “Музыкальный вестник”, получено разрешение на собственное издательство музыкальной научной и научно-методической литературы, проводятся многочисленные Международные научно-методические конференции, фестивали, творческие акции. Уже традиционными стали: международная научно-практическая конференция “Трансформация музыкального образования: культура и современность”, международные научно-творческие конференции «Музыкальное искусство и культура: Запад – Восток» и «Трансформация музыкального образования и культуры: традиция и современность», а также всеукраинские молодежные научно-творческие конференции – «Дни науки» и «Музыкальное искусство и наука в начале третьего тысячелетия», международные фестивали духовой музыки WindMusikFest и академической народно-инструментальной музыки “Южная Пальмира”, фестиваль-конкурс гитарного искусства SpringGuitarFest, фестиваль памяти корифея хорового искусства професора К. К. Пигрова, фестиваль искусства академического пения, посвященный памяти народной артистки УССР, профессору О. Н. Благовидовой, фестиваль памяти основателя скрипичной школы, народного артиста УССР, профессора П. С. Столярского.

Основан и проведен в 2001 (I), 2003 (II), 2006 (III), 2009 (IV), 2012 (V), 2015 (VІ) Международный конкурс пианистов памяти Эмиля Гилельса. (Генеральный директор конкурса – Сокол А. В.). Среди победителей последнего VI Международный конкурс пианистов памяти Эмиля Гилельса – представители не только Украины, но и Казахстана, Китая, России, Японии. Победителями Одесской музыкальной академии стали: Владимир Кочнев, 1 премия, Золотая медаль (класс профессора И.И. Сухомлинова) Чжэньюй Лян, 2 премия, Серебряная медаль (класс профессора Н.П. Михайловой) Андрей Турбинский, 3 премия, Бронзовая медаль (класс доцента, и.о. профессора П.М. Муляра) Амина Чобанзаде (класс доцента, и.о. профессора П.М. Муляра) и Александр Лойко (класс профессора Ю.К. Ракула), специальный приз "Надежда" Одесского городского головы Геннадия Труханова.

Вместе с Херсонским государственным музыкальным училищем в 2002 году Одесской музыкальной академией основан, утвержден Министерством культуры и искусств Украины и проведен Всеукраинский конкурс молодых пианистов памяти Александра Бугаевского – бывшего выпускника, а со временем профессора Одесской консерватории, заслуженного деятеля искусств Украины. Конкурс проводится один раз в два года.

В 2010 году ОНМА инициировала и провела Первый Международный конкурс вокалистов памяти Антонины Неждановой, который планируется проводить один раз в три года. В 2011 году Одесская музыкальная академия учредила и провела Первый Одесский конкурс вокалистов и народных инструментальных ансамблей “Память о Великой Победе”. Конкурс планируется проводить ежегодно.

В 2013 году Одесской музыкальной академией был организован и проведен Конкурс студентов кафедры специального фортепиано, посвященный памяти заслуженной артистки Украины, профессора Л. Н. Гинзбург. Конкурс проводится ежегодно. В 2014 году основаны и проведены I Всеукраинский конкурс камерных ансамблей имени В. П. Повзуна и I Всеукраинский конкурс молодых исполнителей на деревянных духовых инструментах в честь профессора К. Э. Мюльберга; в 2015 году – І конкурс исполнителей на народных инструментах имени заслуженного артиста Украины, профессора В. В. Касьянова. Конкурс проводится ежегодно; в 2016 году – I Всеукраинский конкурс юниоров вокально-хорового искусства "Жемчужины моей страны" памяти Анатолия Авдеевского и I Всеукраинский конкурс молодых исполнителей на медных духовых и ударных инструментах памяти профессора Л. Я. Могилевского. Конкурсы проводятся раз в два года.

Вместе с Одесской организацией НСКУ кафедра теории музыки и композиции Одесской музыкальной академии раз в два года организовывает и проводит областной конкурс юных композиторов “Art at composition”. Всего проведено 18 конкурсов.

Музыкальной академией было организовано и проведено 23 международных фестиваля современной музыки «Два дня и две ночи».

Одесская музыкальная академия предоставляет методическую помощь и преподавательские кадры музыкальным училищам: Одесскому, Херсонскому, Николаевскому, Уманскому, Тернопольскому, Симферопольскому, Кировоградскому, Криворожскому, работает в тесном содружестве с Южноукраинским национальным педагогическим университетом имени К. Д. Ушинского. Почти все члены Одесского отделения Национального Союза композиторов Украины являются выпускниками Одесской консерватории. Преподаватели Южноукраинского национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского, Одесского училища культуры и искусств имени К. Ф. Данькевича, Одесской специальной музыкальной школы имени профессора П. С. Столярского проходят стажировку в Одесской музыкальной академии.

Студенты Одесской музыкальной академии проходят производственную практику, а выпускники успешно работают в Одесском национальном академическом театре оперы и балета, Одесском национальном симфоническом оркестре, Одесском театре музыкальной комедии, Одесском академическом украинском музикально-драматическом театре имени В. Василько, во многих концертних, научных и учебных заведениях Одессы, Украины, Автономной республики Крым, в России, Франции, Финляндии, Германии, Польше, Югославии, Аргентине, Китае, Вьетнаме, США, Эквадоре и во многих других странах мира.

Постоянно в ОНМА имени А. В. Неждановой проводится работа над повышением качества учебной литературы. Так, для обеспечения учебного процесса, отвечающего современным (в т.ч. музыкально-искусствоведческим) требованиям и тенденциям, библиотека ОНМА постоянно работает с издательствами Украины («Музыкальная Украина», «Знание», «Центр учебной литературы» и «ЛираК»). Кроме этого, библиотека ОНМА сотрудничает с библиотеками учебных заведений Украины (Одесса, Киев, Винница, Львов, Харьков, Ивано-Франковск). Следует отметить также, что библиотекой разработаны и ведутся базы данных: авторефераты диссертаций, магистерские, дипломные и диссертационные работы. Проводится подготовительная работа по созданию электронного каталога библиотеки (нотного и книжного). Продолжается работа по функционированию рубрики «Библиотека» на официальном сайте Одесской национальной музыкальной академии имени А. В. Неждановой. Также на официальном сайте академии библиотека систематически организует виртуальные выставки с использованием видеороликов, посвященные знаменитым деятелям музыкального искусства.

Учебно-воспитательный процесс Одесской государственной музыкальной академии имени А. В. Неждановой обеспечивают такие структурные подразделения:

  • Вокально-хоровой факультет:
  • Кафедра сольного пения
  • Кафедра оперной подготовки
  • Кафедра хорового дирижирования
  • Подготовительное отделение по специализации “Пение”
  • Фортепианно-теоретический факультет:
  • Кафедра специального фортепиано
  • Кафедра общего и специализированного фортепиано
  • Кафедра камерного ансамбля
  • Кафедра концертмейстерства
  • Кафедра теории музыки и композиции
  • Кафедра истории музыки и музыкальной этнографии
  • Кафедра теоретической и прикладной культурологии
  • Оркестровый факультет:
  • Кафедра оркестровых духовых и ударных инструментов
  • Кафедра народных инструментов
  • Кафедра оркестровых струнных инструментов и оперно-симфонического дирижирования
  • Общевузовские кафедры:
  • Кафедра иностранных языков
  • Кафедра философии и гуманитарных дисциплин
  • Заочное отделение
  • Отдел аспирантуры и докторантуры:
  • Аспирантура
  • Докторантура
  • Ассистентура-стажировка
  • Соискатели
  • Отдел по работе с иностранными студентами

Среди научно-педагогических кадров Одесской музыкальной академии достойны быть отмечены: 5 академиков, 37 профессоров, 109 доцентов, 13 докторов наук, 94 кандидата наук, 11 народных артистов Украины, 41 заслуженных артиста Украины, 17 заслуженных деятелей искусств Украины, 10 заслуженных работника культуры Украины и 1 заслуженный работник образования Украины.

В Большом зале Одесской консерватории действует орган фирмы “Зауер”; на сцене – подаренный швейцарскими меценатами элитный рояль международного класса “Стенвей”. Созданы классы информатики и компьютерной музыки, факультативы джазовой музыки, регентской практики. Воспитание оперных певцов проводится кафедрой оперной подготовки ОНМА в оперной студии с симфоническим оркестром, хором, штатом, в состав которого входят дирижеры, режиссеры, преподаватели и вспомогательные работники.

Имена выдающихся выпускников, закончившие Одесскую консерваторию с отличием, золотом выграверованы на памятных досках, размещенные в Большом зале. Это Климентий Корчмарев, Николай Вилинский, Фаня Макстман, Сара Плещицер, Леонид Лембергский, Григорий Эдельман, Лев Баренбойм, Мария Гринберг, Исидор Зак, Марк Паверман, Борис Шехтер, Александр Коган, Ольга Благовидова, Михаил Гришко, Константин Данкевич, Давид Ойстрах, Леонид Гуров, Яков Зак, Эмиль Гилельс, Берта Рейнгбальд, Татьяна Гольдфарб, Михаил Фихтенгольц, Елизавета Гилельс, Михаил Гольдштейн, Людмила Гинзбург, Ида Гольдфарб, Елизавета Чавдарь, Дмитрий Загрецкий, Ольга Каверзнева, Раиса Сергиенко, Галина Олейниченко, Галина Поливанова, Калио Мюльберг, Роза Файн, Бэла Руденко.

Строение Одесской государственной музыкальной академии имени А. В. Неждановой, унаследованное от бывшего музыкального училища, построенного в начале ХХ столетия по проекту архитектора Ф. Э. Кюнера, на основании решения Одесского облисполкома от 15.08.85 г. № 480 и исполнительного комитета Одесского обласного совета народних депутатов от 25.12.84 г. № 652 принято под охрану государства в качестве памятника архитектуры местного значения и памятника археологии, истории и искусства местного значения.

8 мая 2012 - дата, которая для Одесской музыкальной академии имени А. В. Неждановой стала знаковой. Указом Президента Украины от 08.05.2012 г. № 304/2012 и Приказом Министра культуры Украины от 17.05.2012 г. № 498 утвержденно предоставление Одесской государственной музыкальной академии имени А. В. Неждановой статуса национальной.

 

Информацию подготовили: профессор А.В. Сокол, доцент О.В. Сергеева.
Редактирование доцент Л.И. Дузь