Министерство образования и науки Украины
 
Вступительная кампания 2021
 
Подраздел сайта 048 посвященный консерватории
 
Министерство культуры, молодежи и спорта Украины

История кафедры концертмейстерства

Кафедра концертмейстерства является структурным подразделением фортепиано-теоретического факультета. Блестящий пианизм, точность метроритма, безотказное чувство ансамбля, тонкое чувство стиля, умение помочь партнеру в ответственный момент исполнения – вот основные качества, которые необходимо  воспитывать у пианиста в классе концертмейстерства.

Расцвет исполнительского искусства, успехи инструментальной и вокальной школ Одесской консерватории в довоенные годы требовали подготовки пианистов-аккомпаниаторов – равноправных партнеров солистов. Учебная программа классов концертмейстерства была включена в программы фортепианного факультета в 1938 году и предусматривала подготовку студентов к профессиональной деятельности в должности концертмейстера солистов филармонии, музыкального театра, учебных заведений искусств и т.д.

Подготовкой концертмейстеров в Одесской консерватории в довоенные годы руководил маэстро Иосиф Вячеславович Прибик – эрудированный музыкант, известный на юге Украины дирижер. Спокойная, ненавязчивая и одновременно профессионально требовательная методика его преподавания позволяла ученикам развивать индивидуальную манеру исполнения. Его любимая ученица, превосходная пианистка Е. И. Дублянская –– приобретя квалификацию дирижера, много лет была ведущим дирижером оперной студии Одесской консерватории, одновременно преподавала на кафедре концертмейстерства.

Обучение профессии концертмейстера Елизавета Ивановна Дублянская проводила по своей собственной методике, основой которой было обучение искусству «видеть» и «слышать» партитуру, всю совокупность инструментальной и вокальной палитры произведения. Ее лучшие ученики – признанные в Одессе музыканты – А. Д. Иноземцев, Е. С. Сухомлинова, В. М. Высоцкая, Н. М. Завелион, М. Г. Кичерская и другие своею деятельностью подтвердили эффективность педагогических методов Е. И. Дублянской.

В послевоенные годы был создан на кафедре специального фортепиано отдел концертмейстерства. Руководила им ассистент-концертмейстер класса професора О. Н. Благовидовой, дипломантка (за концертмейстерскую работу) Первого Всеукраинского конкурса музыкантов-исполнителей Бэлла Александровна Энтина. Профессиональные принципы ее работы как концертмейстера-педагога определялись собственной трактовкой понятия «профессия концертмейстер»: «… Роль концертмейстера <…> состоит в осуществлении вместе с солистом творческого задания – убедительно, стилистически правильно передать содержание произведения. В едином ансамбле с солистом он, с одной стороны, не должен «стушеваться», а с другой стороны – не может «заглушить» солиста. Необходимо обеспечить творческое содружество исполнителя и пианиста-концертмейстера, включая требования технического совершенства».

К преподаванию в концертмейстерском классе в послевоенные годы привлекались пианисты, которые проявили себя в исполнительстве, получив на конкурсах дипломы. Среди таких музыкантов следует назвать: ассистенты-концертмейстеры вокальной кафедры Д. Гологорская, Л. Корсаюцкая, Е. Лехтер, Р. Кауфман, Р. Ойгензихт, ассистент-концертмейстер струнной кафедры В. Высоцкая, неизменный концертмейстер хора Одесской консерватории под управлением К. К. Пигрова – Ф. Лапидус, ведущие концертмейстеры оперной студии Н. Соколовская, Т. Дановская, дирижер Е. Дублянская.

Нельзя не отметить весомый педагогический вклад в формировании одесской концертмейстерской школы доцента Ойгензихт Раисы Исаковны, которая посвятила всю свою  долгую и плодотворную творческую жизнь Одесской консерватории. Будучи высокопрофессиональным и эрудированным музыкантом, она более 40 лет проработала преподавателем кафедры концертмейстерства, передавая свои знания студентам, помогая молодым коллегам, обобщая свой профессиональный опыт в методических работах.

По учебным планам того времени специальностью концертмейстера овладевали студенты 3-го и 4-го курсов фортепианного факультета в рамках общего курса с акцентом на работе с вокалистом (в основном камерная вокальная музыка) и солистом-инструменталистом. Часть учебного времени уделялась эскизному изучению музыкальной литературы, чтению с листа и транспонированию. Студенты, которые проявляли особую профессиональную склонность к концертмейстерской деятельности, проходили специальный курс и сдавали государственный экзамен по концертмейстерству, который включал в себя демонстрацию оперного отрывка (с участием дирижера) и концертную программу.

В 1962 году на базе концертмейстерского и камерного отделов фортепианного факультета была организована кафедра камерного ансамбля и концертмейстерства, возглавил которую талантливый пианист-ансамблист Б. А. Чарковский.

А в 1969 году, в связи с введением обязательной специализации по классу концертмейстерства, образовывается самостоятельная кафедра концертмейстерства во главе с доцентом Б. Чарковским. Такая реорганизация позволила значительно расширить формы и методы в классе концертмейстерства, разнообразить виды концертмейстерской практики студентов. Сдача государственного экзамена по концертмейстерству становится обязательной для всех выпускников факультета; увеличивается количество учебных часов по классу концертмейстерства (студенты обучаются со 2-го по 5-й курс).

Концертмейстерская практика, которая всегда существовала в виде студенческих концертов и студенческих ансамблей, объединяется с учебным курсом «концертмейстерская практика» (3-й и 4-й курсы), организованная при помощи преподавателей и студентов вокального и оркестрового факультетов.

Преданность старшего поколения своей специальности, бескорыстность и высокая общая культура, требовательность и профессионализм повлияли на отношение к работе следующего поколения преподавателей.

В 1973 году на кафедре начинает работать ученица Л. Н. Гинзбург и Л. С. Корсаюцкой, дипломант Республиканского конкурса, высокопрофессиональный и яркий музыкант Рената Викторовна Волина. Имея богатый опыт работы концертмейстером на вокальной, струнной, духовой кафедрах Одесской консерватории и будучи также солисткой Одесской областной филармонии, Рената Викторовна стала одним из ведущих педагогов кафедры.

В те же годы приходят работать опытные и известные в городе профессионалы Е. С. Сухомлинова и М. Н. Мельничук. Многолетний опыт работы концертмейстерами, высокий музыкально-исполнительский уровень, творческое общение с дирижерами Е. Дублянской, Н. Покровским, профессором О. Н. Благовидовой, профессором Г. А. Поливановой и другими обозначили их весомый вклад в педагогический потенциал кафедры.

С 1976 года кафедру концертмейстерства возглавляет ученик профессора Н. В. Чегодаевой и Е. И. Дублянской – профессор кафедры Иноземцев Александр Дмитриевич, ранее успешно работавший в Киевской консерватории в должности доцента кафедры концертмейстерства. Многогранный талантливый музыкант, он известен в музыкальных кругах Украины как дирижер, познакомивший публику со многими новыми произведениями украинских композиторов, и как пианист и аккомпаниатор, выступавший со многими известными  украинскими певцами и солистами-инструменталистами. За годы его деятельности определились основные требования к курсу концертмейстерства, которые с небольшими коррективами действуют и в настоящее время: ежегодная сдача вокального и инструментального репертуара (около 20 произведений), выступление в академических концертах с иллюстратором кафедры и студентами консерватории (концертмейстерская практика), сдача зачета по чтению с листа и транспонированию, исполнение клавира (или его части, отдельных сцен – для иностранных студентов) и сдача государственного экзамена по концертмейстерству, программа которого должна включать образцы вокальной и инструментальной литературы как крупных форм, так и  миниатюр разных стилей и эпох.

В те же годы по приглашению А. Д. Иноземцева приходят работать яркие исполнители и музыканты – заслуженная артистка Украины О. Г. Мельник и заслуженный артист Украины Э. Б. Штейнберг.

Ольга Григорьевна Мельник – представительница московской пианистической школы, ученица Г. Г. Нейгауза, активно гастролировавшая по Украине и за рубежом, органично влилась в коллектив кафедры, вызывая неизменное уважение коллег и студентов благодаря исполнительскому профессионализму и музыкальной эрудиции.

Эрнест Борисович Штейнберг – ученик профессора М. М. Старковой и Б. А. Энтиной. Известен музыкальной общественности Одессы и как искрометный музыкант и артист, принимавший  участие практически во всех значительных музыкальных событиях города, и как пианист-концертмейстер многих ведущих певцов Одесского оперного театра и консерватории, и как театральный артист. Яркость и самобытность его личности значительно расширила творческие и педагогические возможности коллектива кафедры.

В начале 1980-х годов на кафедре начинают работать ученица и ассистент А. Д. Иноземцева – И. М. Могилевская, ученицы Е. И. Дублянской, ведущие концертмейстеры оперной студии – Л. Е. Банчик и Н. М. Завелион. В этот период становится возможным прохождение студентами концертмейстерской практики в оперной студии под руководством работающих там концертмейстеров и дирижеров. Н. М. Завелион, ставшая впоследствии доцентом кафедры, активно занималась также методической работой, и как концертмейстер принимала участие с ведущими артистами Одесского оперного театра и консерватории в городских концертах.

С 1987 года и по настоящее время кафедрой руководит кандидат педагогических наук, и.о. профессора, ученица доцента А. М. Гончарова и профессора А. Д. Иноземцева Ирина Михайловна Могилевская. Она закончила ассисентуру-стажировку при Институте имени Гнесиных по классу профессора Г. С. Домбаева, неоднократно выступала как концертмейстер с ведущими артистами Одесского оперного театра. И. М. Могилевская много времени уделяет научно-исследовательской и научно-методической работе, имеет многочисленные публикации, работает над докторской диссертацией, посвященная вопросу интерпретации музыкального текста. Ею разработан и с 2003 года введен в учебный процесс курс «Методика преподавания камерного ансамбля и концертмейстерства» (совместно с кафедрой камерного ансамбля). Также Ирина Михайловна является постоянным членом жюри Международного конкурса-фестиваля «Искусство XXI века» в г. Ворзель (номинация «Искусство аккомпанемента»).

В конце 1980-х годов на кафедре начинает работать целая плеяда молодых, но уже опытных и известных концертмейстеров, а именно: Л. А. Снегирева, И. Ф. Богомазова, И. Д. Полозкова, М. Г. Кичерская, И. Г. Татур. Все они совмещали педагогическую деятельность с работой концертмейстера на вокальной кафедре и активной исполнительской деятельностью.

И.о. доцента Снегирева Людмила Александровна (ученица профессора Л. Н. Гинзбург и доцента Р. В. Волиной) часто выступала с солистами Одесского оперного театра и консерватории, исполняя не только классический репертуар, но и новые произведения одесских композиторов.

И.о. доцента Богомазова Ирина Федоровна (ученица профессора А. А. Кардашева и доцента Е. С. Сухомлиновой) помимо работы в консерватории принимала участие в гастролях ведущих певцов Украины, проводила мастер-классы в Испании.

Доцент Татур Ирина Георгиевна – выпускница Петербургской консерватории – начала работать на кафедре в 1990 году, защитивши кандидатскую диссертацию. Безупречный пианизм и музыкальный вкус принесли ей на тот период славу одного из лучших концертмейстеров Одессы. Совмещая работу на кафедре с исполнительской деятельностью, она стала лауреатом восьми Международных конкурсов. Концерты с известным певцом Н. Л. Огреничем и молодыми перспективными вокалистами становились настоящим событием в музыкальной жизни города. Ее высокий профессионализм позитивно отразился также и на организации учебного процесса.

Заслуженная артистка Украины, доцент Кичерская Марина Григорьевна (ученица профессора А. А. Кардашева и профессора Е. И. Дублянской) давно известна в музыкальных кругах Одессы как высокопрофессиональный музыкант и талантливый аккомпаниатор. Многие годы несменный концертмейстер класса профессора Поливановой Г. А. Ее вдохновенная и эмоциональная игра отмечена множеством дипломов на Республиканских, Всесоюзных и Международных конкурсах в номинации «Лучший концертмейстер».

С 1999 года на кафедре начинает работать заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым и.о. доцента Щербаков Юрий Викторович (ученик профессора Л. Н. Гинзбург и доцента Э. Б. Штейнберга), известный в Украине и за ее пределами  пианист-ансамблист, лауреат и обладатель специальных премий шести Международных конкурсов в категории «фортепианный ансамбль», который активно гастролирует в составе фортепианного дуэта с О. Щербаковой в Украине и за рубежом.

Начиная с 2000-го года, на кафедре проводится  определенная работа, направленная не только на усовершенствование учебного процесса, но и на укрепление научного потенциала педагогического состава кафедры. Так кафедра концертмейстерства пополняется молодым поколением педагогов – это кандидаты искусствоведения и.о. доцента С. А. Серенко, доцент О. Г. Лисовая, и.о. доцента Ю. Л. Кантарович, соискатели ученой степени кандидата искусствоведения и.о. доцента А. Б. Шепеленко, преподаватели Н. Д. Фортученко, Т. А. Федчун. Все они не только успешно работают на кафедре, но и активно участвуют в концертной жизни города, страны и зарубежья.

Доцент Серенко Светлана Александровна (ученица Повзуна А. В. и доцента Ойгензихт Р. И.) – окончила два факультета Одесской государственной консерватории имени А. В. Неждановой – фортепианный и теоретический, имеет богатый опыт концертмейстерской работы в Одесском национальном театре оперы и балета, Одесском театре музыкальной комедии имени М. Водяного, Одесской областной филармонии.

Доцент Лисовая Ольга Георгиевна (ученица Макарова А. В., и.о. доцента Богомазовой И. Ф.) – совмещает педагогическую работу с активной исполнительской деятельностью. Работая на кафедре сольного пения стала дипломантом и лауреатом многих Международных конкурсов и фестивалей, проявив себя профессиональным, чутким аккомпаниатором и тонким музыкантом.

И.о. доцента Шепеленко Анна Борисовна – творчески интересно проявляет себя в исполнительском аспекте. Много гастролирует как с начинающими, так и с известными, опытными певцами, инструменталистами.

Преподаватель Фортученко Наталья Дмитриевна – работает на кафедре с 1999 года. Является ведущим концертмейстером кафедры струнных инструментов, дипломантом Международных конкурсов. Ее игру отличает высокий музыкально-исполнительский уровень, выверенность фразировки и бережное отношение к авторскому тексту.

Доцент Кантарович Юлия Леонидовна (ученица профессора Ракула Ю. К. и доцента Кичерской М. Г.) – совмещает педагогическую деятельность с работой на кафедре сольного пения, дипломант и лауреат Международных конкурсов. Богатый опыт концертмейстерской работы позволяют ей в полной мере проявлять себя в педагогической сфере.

Преподаватель Федчун Татьяна Александровна (ученица приват-доцента Волиной Р. В.)– яркий исполнитель, грамотный музыкант, является дипломантом Международных конкурсов и ведущим концертмейстером на кафедрах оркестровых духовых инструментов и оркестровых струнных инструментов. Ее стремление вникнуть  в суть процесса позитивно отражается на учебном процессе и позволяет делиться своим концертмейстерским опытом со студентами.

Учебный процесс  на кафедре помогают реализовывать иллюстраторы-концертмейстеры. Это ведущие артисты одесских театров и преподаватели других кафедр консерватории, а также молодые, но уже признанные вокалисты и инструменталисты, а именно: солисты Одесского национального театра оперы и балета – заслуженный артист Украины, Павел Ермоленко, заслуженная артистка Украины Наталья Шевченко, Лауреат Международных конкурсов Наталья Павленко, солисты Одесского театра музыкальной комедии – Народная артистка Украины Ольга Оганезова, Юлия Панченко, солисты Одесской областной филармонии, лауреаты Международных конкурсов Виталий Ончуленко, Елена Вишневская, Евгений Переплетчик, преподаватель Одесской музыкальной академии, солист Одесского Национального филармонического оркестра Валерий Казаков, артисты оркестра Одесского национального театра оперы и балета – Мария Могилевская, Ольга Пичугина, Александр Дворницин. Ассистент-стажер Одесской национальной музыкальной академии имени А. в. Неждановой Наталья Федюкова.

Лучшие традиции кафедры с успехом продолжают ее выпускники, среди которых огромное множество дипломантов и  лауреатов Международных  и Республиканских конкурсов.

Выпускники кафедры работают на должности главных концертмейстеров в театрах Украины, в Пражском и Гаванском театрах оперы и балета, а также в оперных театрах, концертных и учебных заведениях США, Канады, Мексики, Германии, Польши, Аргентины, Израиля, Австрии, Австралии, Китая и др.

 

Информацию подготовили: и.о. профессора И.М. Могилевская, доцент О.Г. Лисовая