Министерство образования и науки Украины
 
Вступительная кампания 2021
 
Подраздел сайта 048 посвященный консерватории
 
Министерство культуры, молодежи и спорта Украины

История кафедры общего и специализированного фортепиано

В классах кафедры общего и специализированного фортепиано прошли подготовку тысячи музыкантов различных специальностей; многие из них стали выдающимися деятелями музыкальной культуры.

За свою многолетнюю историю кафедра прошла ряд этапов. Хронология этих этапов отражена в названиях кафедры:

1913-1920 – классы обязательного фортепиано;

1920-1934 – секция обязательного фортепиано;

1934-1938 – отдел общего фортепиано;

1938-1946 – кафедра общего и повышенного фортепиано;

1946-1957 – отдел общего фортепиано;

1957-1974 – кафедра общего фортепиано;

С 1974 года – кафедра общего и специализированного фортепиано.

Этапы руководства кафедрой:

1920-1950 – доцент М. Базилевич;

1950-1974 – профессор Г. Бучинский;

1974-1986 – профессор М. Глазунова;

С 1986 года по настоящее время – профессор Ирина Леонидовна Лисовская.

В первые годы существования Одесской консерватории открываются «классы обязательного фортепиано», организованные по образцу Петербургской и Московской консерваторий, в которых работа велась по программе, разработанной комиссией профессоров, в состав которой вошли Н. Рубинштейн, П. Чайковский и другие известные музыканты. Курс обязательного фортепиано входил в число основных дисциплин наряду со специальными, что обеспечивало широкое общее и музыкальное развитие будущих специалистов.

В начале становления кафедры преподаватели, которые вели курс обязательного фортепиано, не были объединены в самостоятельную учебную организацию и входили в состав отдела (позднее – кафедры) специального фортепиано. Поэтому, нередко те же педагоги одновременно вели специальное и обязательное фортепиано. В Одессе первые годы оба курса фортепиано вела Б. Дронсейко-Миронович, в классе которой учились композитор Б. Шехтер, музыковед Н. Оржиховская и другие. Совмещали работу на двух отделах профессор Н. Чегодаева – выпускница Московской консерватории, К. Левенштейн – выпускник Венской консерватории, профессора М. Старкова и М. Рыбицкая – воспитанницы Петербургской консерватории, а чуть позже – Б. Рейнгбальд, в классе которой вместе с Э. Гилельсом учился композитор О. Фельцман.

Практика работы пианистов-педагогов на двух отделах впоследствии была прервана. Произошло разделение отделов, но отблеск легендарных имен, их вклад в создание будущей кафедры общего фортепиано способствовали формированию крепкого пианистического фундамента, в основе которого лежал универсальный сплав традиций, объединяющих достижения европейской и русской школ.

Объединение преподавателей классов обязательного фортепиано в отдельную секцию (в рамках отдела специального фортепиано) произошло в 1920 году. Такая структура давала возможность централизовать и улучшить организацию учебного процесса, определить направление работы, критерии требований и систему контроля.

Ответственным за работу педагогов секции была назначена Мария Михайловна Базилевич – выпускница Одесского музыкального училища по классу профессора Б. Дронсейко-Миронович и выпускница Петербургской консерватории по классу В. Кусковой (в прошлом – ученицы профессора К. Фан-Арка, который, в свою очередь, обучался композиции у Лешетицкого и М. Зарембы).

В 1934 году преподаватели обязательного фортепиано объединяются в отдел общего фортепиано. Заведующей отделом, как и раньше, остается М. Базилевич. В этой должности ярко проявился ее талант педагога, который дополнился блестящими организаторскими способностями. Под руководством М. Базилевич разрабатываются программные требования по курсу общего фортепиано, составляются репертуарные списки по годам обучения, закладываются традиции проведения академических концертов.

Вместе с М. Базилевич над углублением курса общего фортепиано работают ее соратники, также «петербуржцы» – Я. Богуцкая, которая работала в консерватории с 1913 по 1946 год, А. Розенфельд, высокопрофессиональные музыканты К. Затурянская и А. Орентлихерман, группа выпускников по классу Г. Бибер – талантливые пианистки Ц. Мошкович, К. Колкина, Р. Костырко. Они привнесли в работу отдела традиции венского пианизма, воспринятые ими от своего педагога. К этому же поколению преподавателей принадлежал и Т. Рихтер (отец гениального С. Рихтера) – органист и пианист, выпускник Венской консерватории, в классе которого проходил курс фортепиано композитор, будущий ректор консерватории Серафим Орфеев.

Деятельность этих музыкантов обусловила высокий уровень обучения игре на фортепиано и способствовала утверждению прогрессивных методик, получивших дальнейшее развитие в работе следующих поколений педагогов.

Продуктивная работа отдела, в состав которого входили такие авторитетные музыканты, позволила открыть в 1938 году кафедру общего фортепиано. Возглавила ее М. Базилевич.

В центре внимания заведующей кафедрой встали вопросы совершенствования методики преподавания. Придавая огромное значение развитию музыкального кругозора студентов, навыкам чтения с листа и концертмейстерства, М. Базилевич составляла для этой цели многочисленные сборники произведений. Под ее руководством отрабатывались критерии оценки выступлений, программы для всех дисциплин музыкального цикла фортепианного отдела школы для взрослых.

Неиссякаемая энергия, авторитет в музыкальных кругах приводят М. Базилевич в музыкальное училище на должность заведующей учебной части, а также в музыкальную школу имени профессора П. С. Столярского. Организационно-административную и педагогическую деятельность она успешно совмещала с методической: постоянно выступала с докладами и сообщениями на конференциях и совещаниях, работала над исследованием фортепианного наследия Н. Лысенко.

Вторая мировая война не поколебала традиций кафедры. В оккупированном городе усилиями музыкантов, которые остались, консерватория работала. И Мария Михайловна – снова на ниве музыкального образования. Поскольку она хорошо знала учебный процесс, ее пригласили на должность завуча. И здесь она трудилась, не покладая рук. Большая заслуга М. Базилевич и ее коллег по спасению библиотеки и инструментария консерватории, которые были замурованы в подвалах здания. 10 апреля 1944 года, когда консерватория горела, Мария Михайловна вместе с другими сотрудниками выносила из огня бесценные библиотечные материалы. Это дало возможность в первый же год после освобождения Одессы возобновить работу консерватории.

Возвращались из эвакуации преподаватели... И снова звучала музыка в классах консерватории, и снова Мария Михайловна руководила кафедрой.

30 лет продолжалась педагогическая и административная деятельность М. Базилевич (1920-1950). Она стала связующим звеном, которое соединило довоенный и послевоенный периоды жизни консерватории.

В 1950 году на должность заведующего кафедрой был назначен Григорий Дмитриевич Бучинский. Начинается новый этап в жизни кафедры.

Образованный музыкант, выпускник Киевского музыкального института имени Н. Лысенко (по классу фортепиано профессора С. Барера) и Московского музыкально-педагогического института имени Гнесиных (заочно). Г. Бучинский внес значительный вклад в совершенствование учебного процесса и решение проблемы кадров. Педагогический состав кафедры пополняется блестящими пианистами – выпускниками консерватории первого из послевоенных лет. В их числе – Б. Чарковский, В. Тимофеев, М. Федосов и целая плеяда высокоодаренных исполнителей, которые в будущем составили профессорский состав кафедры специального фортепиано, а именно: А. Звягина, А. Казанджан, Э. Коваленко, И. Сухомлинов, а позднее – Ю. Некрасов и Н. Михайлова.

Г. Бучинский всячески поддерживает высокий исполнительский уровень кафедры. Все педагоги принимают участие в концертной жизни вуза и города. Насыщенную исполнительскую деятельность ведет Н. Шевченко. Свои выступления на сценах многих городов Украины она умело совмещала с результативной педагогической деятельностью. Фортепианный дуэт в составе педагогов кафедры Н. Кириченко и В. Иваницкой много лет был украшением концертной жизни консерватории и города. В эти же годы начинается многолетняя концертная деятельность еще одного фортепианного дуэта в составе И. Сухомлинова и JI. Сухомлиновой, в обширном репертуаре которых имели место лучшие образцы мировой и отечественной музыкальной классики.

Продолжается активная концертная деятельность дуэта в составе К. Мюльберг (кларнет) – М. Глазунова (фортепиано). В их исполнении много лет звучала не только классическая музыка, но и музыка современных композиторов, которые посвящали свои произведения этим музыкантам.

Ежегодно выступает на сцене еще один дуэт – дуэт Г. Лебедевой и В. Сухоруковой, опытных концертмейстеров, которые со временем перешли на педагогическую работу. Постоянно в Большом зале консерватории звучат сольные и камерные концерты молодых педагогов, пришедших на кафедру в 60-е годы: В. Завиши, Э. Дагилайской, Л. Ковальчук, позже – Л. Грузиной, Э. Кукурадзе, И. Лисовской, О. Мельник, Н. Остроуховой.

Активизируется практика проведения классных концертов, а также научная деятельность. Все преподаватели ежегодно выступают с методическими докладами и сообщениями.

Высокая требовательность и принципиальность Г. Бучинского способствовали укреплению позиций кафедры, которая стала, своего рода, лабораторией, где выращивались кадры для многих отделов.

Краткую, но плодотворную школу Г. Бучинского прошли и будущие специалисты кафедры концертмейстерского мастерства Л. Карпотина, Л. Сухомлинова, Р. Волина, Л. Филиппенко, А. Мельник и педагоги кафедры камерного ансамбля В. Иваницкая, Н. Кириченко, А. Май; преподаватели кафедры оперно-симфонического дирижирования Г. Добровольский и кафедры теории музыки и композиции Н. Исаханова, а также многие педагоги кафедры специального фортепиано.

Вся жизнь и деятельность Г. Бучинского – человека огромного творческого темперамента, блестящего организатора, авторитетного руководителя – показывает собой пример исключительной преданности делу воспитания музыкантов. Благодаря его неиссякаемой энергии за короткий срок была поднята из руин прославленная школа имени профессора П. С. Столярского, которую он возглавлял более 15 лет. Г. Бучинский некоторое время был деканом фортепианного факультета консерватории, в течение 20 лет руководил областным методическим кабинетом, написал ряд работ по музыкальной педагогике. Он создал и взрастил педагогический коллектив кафедры. Большое количество преподавателей – воспитанников Г. Бучинского – работают и по настоящее время на кафедре.

В 1974 году заведующей кафедрой стала Марина Романовна Глазунова – выпускница Одесской консерватории (класс профессора М. Старковой). Она внесла ряд структурно-организационных изменений. По примеру Московской консерватории на кафедре организуются отделы в соответствии со специальностью студентов. Ответственными за работу отделов назначаются В. Завиша, Э. Кукурадзе, В. Никулина, Л. Ремнева, Л. Сухомлинова, Н. Языкова. Они осуществляют контроль за успеваемостью студентов, поддерживают тесные контакты с деканами и заведующими кафедр, организуют открытые и академические концерты студентов своего отдела, принимают зачеты во время зачетно-экзаменационной сессии.

В эти годы создаются учебные пособия Л. Грузиной, Л. Куклинской, И. Лисовской, Л. Ковальчук. Используются в практике хрестоматии, составленные М. Глазуновой, В. Никулиной, Л. Ремневой, Л. Сухомлиновой и другими. Таким образом обобщается опыт работы ведущих педагогов-пианистов.

Этапным в жизни кафедры стала научно-методическая и концертно-шефская работа по теме «Фортепианная музыка композиторов европейского (в то время социалистического) содружества», в которой приняли участие все педагоги. Руководителем была назначена М. Глазунова.

В методических разработках С. Балиновой, Т. Белоконь, Э. Дагилайской, Н. Зелинской, Э. Кукурадзе, А. Мазура, В. Никулиной, Н. Остроуховой и других содержался анализ и исполнительские комментарии к произведениям современных болгарских, чешских, немецких, польских, румынских и других композиторов разных стран.

Расширению методического арсенала кафедры способствовала также работа по созданию учебного материала на базе музыки композиторов отечественных (в то время братских) республик. Внедряются в учебный процесс работы Э. Кукурадзе «Музыка композиторов Закавказья», В. Никулиной «Интерпретация музыкальных произведений Мусы Мирзоева», Л. Сухомлиновой «Некоторые вопросы интерпретации произведений А. Бабаджаняна» и многих других авторов, в которых были представлены произведения композиторов Украины, Молдовы, Башкирии, Якутии и других.

По каждой теме проводилась серия концертов просветительской направленности, радио- и телепередачи с участием педагогов Л. Бондаренко, Т. Белоконь, П. Добровольского, Т. Тулиной, В. Сорокина, Л. Ремневой, И. Лисовской.

Продолжается интенсивная исполнительская деятельность педагогов. Ежегодно в залах многих городов страны, а также за рубежом проходят концерты камерной музыки в исполнении К. Мюльберга и М. Глазуновой, с новыми программами выступают фортепианные дуэты И. СухомлиновЛ. Сухомлинова и Г. ЛебедеваВ. Сухорукова; широким репертуарным диапазоном отличаются сольные и камерные концерты преподавателей Н. Шевченко, В. Завиши, Э. Дагилайской, Э. Кукурадзе, И. Лисовской, В. Сорокина.

Повышается научный потенциал кафедры. В конце 1970-х – начале 1980-х годов педагоги Э. Дагилайская, И. Лисовская, А. Мазур защищают кандидатские диссертации. Утверждаются в ученом звании доцента М. Глазунова, Л. Сухомлинова, Н. Шевченко. В эти же годы М. Глазуновой и Л. Куклинской обобщается материал о работе старейших педагогов-пианистов консерватории, ставший основой первых очерков по истории кафедры.

11 лет продолжалась разносторонняя деятельность М. Г. Глазуновой, как руководителя коллектива. С ее фигурой в должности заведующей кафедрой связан целый этап в истории кафедры, исторически сочетающийся с советским периодом.

В 1986 году на должность заведующей кафедрой избирается доцент, кандидат педагогических наук Ирина Леонидовна Лисовская. В этот сложный период пересмотра привычных принципов во всех сферах общественной жизни, в том числе и в системе образования, необходимо было сохранить глобальные ценности, накопленные поколениями музыкантов, и использовать новые возможности, открывшиеся перед обществом. И коллектив кафедры во главе с И. Лисовской, сочетая в своей деятельности решения актуальных проблем педагогики с заботливо сохраненным опытом прошлого, определяет приоритетные направления работы кафедры, обусловленные усилением роли курса общего и специализированного фортепиано в профессиональном развитии студентов. Задача оптимизации курса связаны с использованием межпредметных связей, что позволяло интегрировать эту многофункциональную дисциплину в комплексную систему вузовского обучения на базе профилирования методики.

В этот период создаются методические разработки по вопросам взаимосвязи курса общего и специализированного фортепиано с предметами музыкально-теоретического цикла: «Взаимодополнения музыкальных дисциплин», «Взаимосвязь курсов фортепиано и анализа музыкальных произведений» М. Глазуновой, «Совершенствование методики» И. Лисовской и другие.

Для решения задач эффективного влияния учебного процесса в классе общего фортепиано на становление профессионализма музыканта на кафедре создается коллективная работа – серия озвученных пособий для студентов заочного отделения. Авторы и исполнители – С. Балинова, В. Завиша, Л. Ковальчук, Э. Кукурадзе, Л. Сухомлинова и другие. Руководителем работ стала И. Лисовская. В работах педагогов кафедры освещается также ряд вопросов, имеющих непосредственный выход в исполнительскую практику. Аналитический разбор музыкальных произведений с методическими комментариями к их исполнению представлен в работах преподавателей кафедры: Н. Шевченко «Фортепианные пьесы С. Прокофьева, ор. 75», «Ромео и Джульетта», «Фортепианный цикл Штогаренко «Образы»; Л. Сухомлинова «Работа пианиста над прелюдиями Д. Кабалевского» и другие. Освещаются и более общие вопросы музыкальной культуры – в работах Э. Дагилайской «М. М. Старкова и Б. М. Рейнгбальд», в очерках об И. А. Тедеско и Ф. Я. Ступке (опубликованы в Музыкальной энциклопедии), в работах Л. Ремневой, посвященных творческому наследию А. В. Неждановой, В. Никулиной «Формирование эстетики культуры студенческой молодежи» и другие.

В 1990-е годы на различного уровня научно-практических конференциях выступают все педагоги кафедры. На Международных конференциях в Кишиневе (Молдова), которые проходят под эгидой ЮНЕСКО, в числе лучших, отмеченных специальными грамотами, были доклады педагогов кафедры И. Лебедевой и И. Лисовской.

Повышается научный потенциал кафедры. Защищают кандидатские диссертации и утверждаются в ученом звании доцента В. Никулина и Н. Языкова, в ученом звании профессора – Э. Дагилайская и И. Лисовская.

С 1994 года выходят издания, посвященные истории Одесской консерватории, а именно: статьи М. Глазуновой, В. Завиши, Э. Дагилайской, Э. Кукурадзе, И. Лисовской, Л. Ремневой, В. Сорокина, Л. Сухомлиновой, Н. Языковой.

В научных сборниках «Музыкальное искусство и культура» также публикуются статьи педагогов кафедры. Тематика научных работ преподавателей тесно связана с практикой, будущей профессией музыканта.

Традиционно дважды в год проводятся открытые концерты-отчеты «Студенты-композиторы играют свои произведения». Эта форма смотра творческих сил композиторской молодежи направлена на совершенствование умений не просто исполнять, но и интерпретировать свою музыку. Концерты проходят в присутствии всех членов кафедры и приглашенных педагогов других кафедр. Такого рода концерты, сопровождающиеся открытым обсуждением, позволяют наблюдать динамику творческого роста студентов и корректировать задания их общемузыкального и пианистического развития в классе общего и специализированного фортепиано.

Важным звеном учебной работы на кафедре является привлечение студентов всех специальностей к участию в открытых концертах, что является непременным условием формирования артистизма, эстрадной выдержки – качеств, необходимых в дальнейшей деятельности музыканта-исполнителя. Тематика открытых концертов соответствует значительным датам культурной жизни, а программы концертов включают произведения разных эпох.

Так, в 1990-е годы состоялись концерты студентов-вокалистов, посвященные творчеству Э. Грига, Н. Лысенко, С. Рахманинова, Дж. Верди и другим. Ответственным в этих концертах была Н. Языкова. В подготовке студентов-вокалистов к выступлениям в открытых концертах принимают участие как опытные, так и молодые педагоги кафедры – Н. Дынкова, В. Туткевич, И. Проскурина.

С разнообразной тематикой проходят концерты студентов оркестрового факультета. В них наряду с классикой звучит джазовая и современная музыка. Ответственные – В. Никулина, Л. Ремнева, Л. Сухомлинова.

С исполнением классических, романтических и современных произведений на концертах выступают студенты-музыковеды. Ответственная – Э. Кукурадзе.

В последние годы значительно расширились международные связи консерватории. Она была принята в Международную Ассоциацию музыкальных академий и консерваторий. Увеличилось количество иностранных студентов. В связи с этим на кафедре назначается ответственный за работу с иностранными студентами – молодой педагог С. Лысюк. Иностранные студенты также принимают участие в открытых концертах кафедры, исполняя в обязательном порядке произведения украинских и русских композиторов.

Расширен диапазон требований к подготовке студентов-музыковедов и композиторов – на втором курсе вводится исполнение фортепианного ансамбля, на третьем – исполнение камерной сонаты, на четвертом – исполнение сцены или развернутой арии из опер, на выпускном экзамене – исполнение концерта.

К 100-летию ОГМА имени А. В. Неждановой кафедра общего и специализированного фортепиано под руководством кандидата педагогических наук, профессора И. Л. Лисовской значительно обновилась молодыми кадрами, которые принесли в творческую жизнь коллектива яркий исполнительский и научно-исследовательский опыт. В последние годы состав кафедры пополнился 9 кандидатами искусствоведения: Александрова Н. К., Андриянова О. В., Андросова Д. В., Бордонюк В. И., Дубровская Г. Н., Лысюк С. Г., Остроухова Н. В., Ролинская О. Г., Рыжова О. А.

Высокий рост научного потенциала объясняется, в первую очередь, доминирующей на кафедре атмосферой научного поиска, распространения интереса к художественно-педагогическому анализу и обобщению проблем музыкально-исполнительской практики настоящего, актуализацией инновационных подходов к вопросам профессионального образования, к изучению творчества композиторов современности. Об этом свидетельствуют темы диссертационных исследований, широкий круг вопросов, которые освещаются на страницах научных сборников молодыми авторами. Но главной особенностью деятельности кафедры является то, что преподаватели гармонично сочетают педагогическую, научно-методическую и музыкально-общественную работу с исполнительством. Так, доцент Д. В. Андросова в последнее десятилетие приняла участие почти в 20-ти концертах. Широкую исполнительскую работу ведут также и.о. доцента В. А. Беляева, и.о. доцента Г. Н. Дубровская, и.о. доцента И. Н. Проскурина, доцент Н. В. Остроухова, доцент О. А. Рыжова. Постоянно принимают участие в разного рода конкурсах ВА. Беляева, Г. Н. Дубровская, С. Г. Лысюк, Э. К. Экономова, которые в качестве концертмейстера выступают в концертных залах Украины и Европы. Все они – обладатели дипломов «Лучший концертмейстер конкурса», а В. А. Беляева получила «Гран при» на конкурсе вокалистов в Италии.

Распространяются международные связи кафедры. Начатые в 1990-х годах творческие контакты с консерваториями Китая дали плодотворные результаты: желающих учиться в Одесской музыкальной академии ежегодно становится все больше.

Весомый вклад в развитие содружества одесских и китайских музыкантов внесли И. И. Сухомлинов и Л. А. Сухомлинова, которые четыре раза были приглашены для работы в Китай. Приват-профессор кафедры общего и специализированного фортепиано Л. А. Сухомлинова получила звание Почетного профессора и подготовила к поступлению в Одесскую музыкальную академию целый ряд китайских студентов, которые в дальнейшем стали лауреатами Международных конкурсов. Это способствовало распространению авторитета Одесской исполнительской школы в мире.

В 2011 году в Китай выезжала доцент кафедры, кандидат искусствоведения Д. В. Андросова, которая дала сольный концерт и провела мастер-класс для студентов-пианистов консерватории г. Гуанчжоу. Установлены творческие контакты кафедры с высшими музыкальными заведениями Польши. Неоднократно в конкурсах вокалистов в разных городах Польши принимала участие в качестве концертмейстера и.о. доцента В. А. Беляева В 2011 году выступала с сольным концертом в Музыкальном университете Фридерика Шопена Д. В. Андросова; выступали в разных городах Европы в качестве концертмейстера и.о. доцента С. Г. Лысюк, и.о. доцента Г. Н. Дубровская, доцент Э. К. Экономова, и.о. доцента В. А. Беляева. Выезжала в Германию по приглашению принять участие в фольклорном фестивале приват-доцент Э. М. Кукурадзе.

Углубляется интерес молодых преподавателей кафедры в области научного поиска. Об этом свидетельствуют опубликованные научно-методические пособия (Д. В. Андросова, О. А. Рыжова), а также доклады на международных конференциях, где презентуются не только научные исследования, но и исполнительские работы, посвященные знаковым фигурам в искусстве Украины. Так, на Международной конференции в честь первого ректора Одесской консерватории Витольда Малишевского и тринадцатого ректора – выдающегося певца, Народного артиста Украины, профессора Н. Л. Огренича, который ушел из жизни в 2000 году, впервые в Украине прозвучала «Куявская рапсодия» для 2-х фортепиано В. Малишевского в исполнении доцентов Д. Андросовой и О. Рыжовой.

Все чаще преподаватели кафедры приглашаются на роль официальных оппонентов, становятся авторами отзывов на авторефераты кандидатских диссертаций, выступают в качестве руководителей бакалаврских и магистерских работ.

На кафедре царит давняя традиция сочетания исполнительской деятельности с общественно-просветительской. Еще в 80-90-е годы прошлого века весь состав кафедры принимал участие в литературно-музыкальных вечерах, которые проводились в Золотом зале Литературного музея Одессы. Организатор и ведущая – профессор И. Л. Лисовская. В тот сложный для страны переломный период разрушения всех ценностей советской эпохи, в обществе царили эмоции разочарования и растерянности. Единственным духовным пристанищем оставалась музыка и коллектив кафедры сплотился вокруг музыкально-просветительской идеи создания цикла лекций-концертов. Их репертуар можно проследить по афишам: «П. И. Чайковский в Украине», «Великий Амадеус», «Шевченко в музыке», «Прокофьев и его современники», «Д. Шостакович – выразитель торжествующей человечности», «С. Рахманинов, Ф. Шаляпин, А. Нежданова: судьбы и творчество» и другие. Творческими партнерами пианистов кафедры выступали Заслуженные артисты Украины, профессора В. В. Навроцкий, К. Э. Мюльберг, А. В. Джамагорцян, Т. В. Мороз, доценты Э. Летягина, И. Лебедева, Л. Шевченко, Г. Шишкин, В. Доронин и другие. Такая форма сотрудничества укрепляла творческие связи кафедр, способствовала расширению концертной палитры выступлений.

В настоящее время эстафету общественно-просветительской деятельности кафедры приняла доцент И. Н. Проскурина. Она является руководителем городской организации «Одесская гитарная весна», где прошли четыре фестиваля и Международный конкурс «Гитара+» (фортепиано, скрипка, виолончель, бандура и другие инструменты в ансамбле с гитарой). В этом конкурсе И. Н. Проскурина принимала участие в качестве члена жюри и была награждена Почетной грамотой Министерства культуры Украины. Активную общественно-музыкальную деятельность ведет также доцент О. А. Рыжова, которая входит в состав администрации Международного конкурса пианистов памяти Эмиля Гилельса.

Однако какой бы многогранной ни была жизнь кафедры, главный смысл и цель ее деятельности – гармоничное развитие личности студента в сочетании с интеллектуальными, эмоциональными и волевыми качествами будущего профессионала, гражданина-патриота своей Родины. Этой цели подчинен весь учебно-воспитательный процесс, сконцентрированный на воспитании профессиональных навыков игры на фортепиано. Среди многих других методов работы со студентом важными выступают открытые концерты, где одновременно проявляются артистические способности личности, умение преодолеть волнение, проявить творческую волю, эстрадную выдержку – качества крайне необходимые в профессиональной деятельности. Поэтому дважды в год в открытых концертах отчитываются студенты всех специальностей.

Пустила глубокие корни традиция открытых концертов студентов-вокалистов, которые патронирует доцент, кандидат педагогических наук Н. Б. Языкова. Большое количество участников собирают концерты студентов оркестрового факультета. Ответственные – доцент, кандидат педагогических наук В. В. Никулина, доцент И. Н. Проскурина и кандидат искусствоведения, доцент Г. Н. Дубровская. С разнообразными сольными и ансамблевыми номерами выступают студенты кафедры хорового и оперно-симфонического дирижирования. Ответственная – опытный музыкант, старший преподаватель С. Г. Зосина.

Высокий уровень владения инструментом демонстрируют студенты музыковеды, композиторы и культурологи, которых курирует кандидат искусствоведения, доцент О. А. Рыжова. И, вероятно, самой креативной формой проверки творческих сил студенческой молодежи являются открытые концерты «Студенты-композиторы исполняют свои произведения», на которых собираются студенты других кафедр. После концерта следует обсуждение и содержательный анализ композиторского и исполнительского профиля услышанных авторских произведений (проводит заведующая кафедрой профессор И. Л. Лисовская).

В нынешнем составе кафедры 24 преподавателя. Из них – 7 профессоров, 8 доцентов, 6 работающих на должности доцента, 6 старших преподавателей, 3 преподавателя. В крепко сплоченном, творчески мощном коллективе единомышленников осуществляются такие направления деятельности, как: обучение студентов, концертирующая практика, написание научных работ, защита диссертаций. Педагоги кафедры, помня о прошлом и осмысливая настоящее, думают о будущем.

 

Автор: профессор Лисовская И.Л.