История кафедри оркестровых струнных инструментов и оперно-симфонического дирижирования

Министерство образования и науки Украины
 
Вступительная кампания 2021
 
Подраздел сайта 048 посвященный консерватории
 
Министерство культуры, молодежи и спорта Украины

История кафедри оркестровых струнных инструментов и оперно-симфонического дирижирования

Кафедра оперно-симфонического и оркестрового дирижирования

Кафедра оперно-симфонического и оркестрового дирижирования Одесской национальной музыкальной академии имени А. В. Неждановой содержит несколько этапов своего формирования. Сначала в 1992 году в Одесской государственной консерватории был открыт класс оперно-симфонического дирижирования под руководством заслуженного деятеля искусств Армении, кандидата педагогических наук, профессора, академика Мацояна Сергея Галустовича

Мацоян Сергей Галустович

  • заслуженный деятель искусств Армении (1975)
  • кандидат педагогических наук (1989)
  • доцент (1977)
  • профессор (1990)
  • академик международной академии искусств (2005)
  • заведующий отделом симфонического дирижирования (1992)
  • заведующий кафедрой оперно-симфонического и оркестрового дирижирования (2001)
  • с января 2010 года заведующий объединённой кафедрой струнных инструментов и оперно-симфонического дирижирования
  • художественный руководитель симфонического оркестра академии  с 1990 года.

Начальное общее и музыкальное образование получил в родном городе Гюмри (Армения). 1951-1954 годы срочная служба в армии, 1956-1961, 1966-1968 годы – студент и аспирант Киевской госконсерватории имени П. И. Чайковского по классу оперно-симфонического дирижирования (руководитель – профессор М. М. Канерштейн).

1961-1967 (по конкурсу) ассистент дирижера, очередной дирижер, и.о. главного дирижера симфонического оркестра Одесской областной филармонии, преподаватель консерватории.

1968-1990 – республика Армения – директор музыкального училища (1968-1972 и 1975-1977), заведующий кафедрой, организованный им музыкального факультета педагогического института (1972-1975 и 1977-1990).

1968-1990 – художественный руководитель, организованный им, филармонического камерного, позже симфонического оркестра, студенческих хоров. Постоянная работа в Одесской консерватории, параллельно руководитель муниципального симфонического оркестра и хора города Гюмри (Армения,  1991-1993).

Лауреат всесоюзных и республиканских конкурсов (золотые и серебряные медали, 1967-1985 (9 раз)).

1964-1985 – систематические гастрольные выступления с оркестром в городах России, Украины, Белоруссии, средней Азии, Грузии, Азербайджана.

Творческое сотрудничество с выдающимися музыкантами – Оборин, Башкиров, Фрагер, Тосккано, Малишен, Ересько, Грач, Шаховская, Гринберг, Сечкин, Пархоменко, Пикайзен, Фоменко.

Подготовлено более 100 концертных программ из произведений композиторов разных эпох: Бах, Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Щедрин, Эшпай, Энеску, Хиндемид, Лятошинский, Штогаренко, Арутюнян.

2005-2011 – сотрудничество с академическим оркестром и хором национальной радиокомпании Украины.

Сергей Галустович Мацоян известный музыкант, дирижер, педагог, организатор.

В газетах и журналах разных городов бывшего советского союза и СНГ, письменных отзывах композиторов – Кабалевского, Штогаренко, Мирзояна, Арутюняна, дирижеров Хайкина, Тольби, Муравского, характеризуют Мацояна как музыканта, дирижера с яркой эмоциональностью и исполнительским дарованием. Постоянная работа с хорами, оркестрами разных профессиональных уровней. Ему в одинаковой степени удается достигнуть положительных художественных результатов, как с хоровыми, так и симфоническими коллективами. В репертуаре студенческого симфонического оркестра – симфонии, поэмы, фантазии, кантатно-ораториальные произведения, оперные фрагменты. Концерты оркестра проходят в залах музыкальной академии, филармонии, оперного театра, культурных центрах города.

Многочисленные выпускники его класса работают в высших и средних учебных заведениях городов СНГ и дальнего зарубежья.

Награжден орденом святых «Саака и Машпоца» (2011), Знаком почета мэра города Одессы, грамотами Министров культуры Армении и Украины.

Насыщенная музыкальная жизнь Одессы требовала специальной подготовки – высококвалифицированных дирижеров симфонического оркестра. В результате этого возникла проблема создать кафедру. 2001 год – год открытия кафедры под названием «Кафедра оперно-симфонического и оркестрового дирижирования», которую возглавил С. Г. Мацоян.

Кафедра осуществляет научно-исследовательскую и научно-методическую деятельность. Преподаватели кафедры издают методические пособия, разработки специальной и педагогической направленности, посвященные различным аспектам дирижерского исполнительства в условиях высшего профессионального образования. Также членами кафедры составлены лекционные курсы по предметам: «История дирижерского искусства», «Методика преподавания специальных дисциплин», «Методика работы с оркестром». Оркестровка и перевод фортепианных и хоровых произведений для различных составов симфонического оркестра являются ещё одним направлением творческо-педагогической деятельности кафедры. Вместе с этим широкую известность имеет систематическая концертная и исполнительская деятельность студентов и преподавателей кафедры.   

Кафедраоркестровых струнных инструментов

Открытие 1 декабря 1886 года музыкальных классов в Одессе явилось значительным событием в музыкальной жизни города. Они стали первым профессиональным учебным заведением, в основу музыкально-образовательного процесса которого были положены учебные программы Киевского музыкального училища, а затем с 1889 года – программы Петербургской консерватории.

Для работы в скрипичных классах были приглашены выпускники Петербургской консерватории, ученики Л. Ауера – К. Гаврилов (1892-1894 – преподаватель музыкальных классов, 1915-1922 – преподаватель музыкального училища и консерватории), Э. Млынарский (концертмейстер оркестра оперного театра, участник квартета РМО, преподаватель музыкального училища. Среди его учеников – П. Коханьский, впоследствии преподававший в Киевской и Московской консерваториях) и П. Пустарнаков (закончил с Золотой медалью Петербургскую консерваторию у Л. Ауэра, последователь традиций русской скрипичной школы).

Также одним из лучших педагогов-скрипачей в музыкальных классах был П. С. Столярский, с именем которого связана самая яркая страница истории одесской скрипичной школы. Достаточно поздно начав профессиональное обучение игры на скрипке, первоначально он работал в оркестре странствующей театральной труппы, с которой приехал в Одессу – город, ставший его судьбой. Знакомство П. Столярского с П. П. Сокальским, матерью, сестрами А. и Н. Рубинштейнов сформировало новый круг интересов и окончательно определило всю его дальнейшую творческую деятельность. Наряду с этим встреча с Л. Ауэром переросла в большую творческую дружбу. Впоследствии многие ученики П. Столярского продолжили обучение в классе Л. Ауэра в Петербурге.

Следуя совету Л. Ауэра, П. Столярский брал уроки у Э. Млынарского, одновременно занимаясь с его учениками. Увлекшись педагогической работой, П. Столярский начал вести свои скрипичные курсы. В 1911 году с позволения дирекции Одесского музыкального училища была открыта его частная музыкальная школа. В 1933 году П. Столярский стал организатором, руководителем и педагогом первой в стране музыкальной школы-десятилетки для одаренных детей, спустя время получившая имя своего творца.

С открытием Одесской консерватории (1913) первыми профессорами по классу скрипки стали два выдающихся чешских музыканта – Йозеф Перман и Франтишек Ступка. Й. Перман (1871-1934) в 1891 году закончил Пражскую консерваторию по классу скрипки у О. Шевчика и по композиции у А. Дворжака; вел активную концертную деятельность, выступая в Вене, Берлине, Варшаве и других городах Европы. В 1894 году приехав в Одессу, преподает в музыкальных классах, выступает с концертами, активно занимается ансамблевым исполнительством. В частности, Й. Перман являлся одним из представителей Чешского квартета (состав: Я. Коциан, Ф. Ступка, Й. Перман, Л. Зеленк), пользовавшийся большой популярностью в Одессе. Квартет активно гастролировал в Украине и России, исполняя квартеты европейских и чешских композиторов, произведения С. Танеева, А. Аренского, А. Бородина, С. Рахманинова. По классу Й. Пермана Одесскую консерваторию закончили Ф. Макстман, Л. Лемберский, М. Гринберг (позже – профессора Одесской консерватории), А. Бессель (педагог Одесской специализированной музыкальной школы имени П. С. Столярского), Е. Лунц (артистка симфонического оркестра Московской филармонии)  и др.

Ф. Ступка (1879-1965) – ученик О. Шевчика, выпускник Пражской консерваторию, на протяжении 1901 – 1919 годов живет и работает в Одессе. Его учениками стали такие известные скрипачи, как: Д. Лекгер (профессор Львовской консерватории), Л. Ортенберг, Я. Гордон, Д. Карпиловский и др.

В 1919 году профессор Ф. Ступка возвратился на родину, а Й. Перман продолжал работать в Одесской консерватории, завоевав огромный авторитет среди музыкальной общественности. В 1933 году ему было присуждено почетное звание «Заслуженный профессор». Будучи первым заведующим кафедры струнных инструментов Одесской консерватории, он проводил большую работу по разработке учебных планов кафедры по типу Петербургской консерватории.

Третий чешский скрипач, который стоял у истоков формирования одесской скрипичной школы, Йозеф Карбулько, не был преподавателем Одесской консерватории. Но его заслуга состоит в том, что он с 1896 по 1905 год работал в Одесском музыкальном училище и воспитал П. Столярского – достойного последователя лучших европейских традиций.

После открытия Одесской консерватории директор В. Малишевский (1873-1939) на струнной кафедре утвердил в должности профессора не только Ф. Ступку и Й. Пермана, которые вели класс скрипки, квартета и камерного ансамбля, но также пригласил блестящего скрипача Наума Блиндера, возглавлявшего струнный квартет РМО, активно занимавшийся концертной деятельностью, много играющий в камерных вечерах с прекрасной пианисткой Г. Бибер. Среди выпускников Н. Блиндера был известный скрипач Э. Ортенберг. Закончив Одесскую консерваторию с Золотой медалью, он был приглашен на скрипичную кафедру в должности профессора, одновременно играл в квартете. Проработав в Одессе один год, Э. Ортенберг уехал в Москву, где преподавал в Московской консерватории. В 1924 году получает образование в Берлинской Государственной Академической Высшей музыкальной школе и работает в Берлинском квартете. С 1930-х годов живет в США, ведет активную концертную деятельность и преподает. Н. Блиндер и Э. Ортенберг стали первыми скрипачами, продолжившие традиции одесской скрипичной школы за океаном.

В 1920 году после отъезда за границу Н. Блиндера в Одесскую консерваторию поступил на службу П. С. Столярский. С его приходом значительно оживилась работа кафедры. В его классе учились талантливые ученики, ставшие гордостью одесской скрипичной школы – Д. Ойстрах, С. Фурер, М. Затуловский, Я. Каплун и др. В своей педагогической работе П. С. Столярский уделял большое внимание развитию ансамблевой игры – игре в дуэтах, трио, квартетах, скрипичных унисонах, симфоническом оркестре. Он разнообразил работу различных ансамблей и особенно струнных квартетов, требующих точной интонации, единых по звучанию штрихов, вибрации и нюансировки. Наиболее ярким квартетом был состав В. Мордкович, Я. Фридман, В. Локшин и М. Бак.

В 1923 году директором Музыкально-драматического института (так тогда называлась консерватория) стал дирижер Г. Столяров, бывший ученик П. С. Столярского. По его инициативе в Одессе было отмечено 25-летие педагогической деятельности П. С. Столярского, и ему было присвоено звание профессора. На этом концерте впервые выступил 15-летний Давид Ойстрах, исполнив концерт И. С. Баха с оркестром.

Особый триумф одесской скрипичной школы состоялся в 1937 году на Первом Международном конкурсе имени Э. Изаи в Брюсселе, когда все участники конкурса – ученики П. С. Столярского стали лауреатами. 1 премию получил Д. Ойстрах, 3 премию – Э. Гилельс, 4 премию – Б. Гольдштейн, 6 премию – М. Фихтенгольц. «Школой мирового скрипичного искусства XX века» назвал Жак Тибо скрипичную школу П. С. Столярского.

Имя Д. Ойстраха стало символом скрипичного искусства XX века. Он воспитал огромную плеяду скрипачей нового времени. Любимица Жака Тибо и Фрица Крейслера Елизавета Гилельс многие годы выступала на концертных площадках многих стран мира и Советского Союза. Педагогические традиции своих учителей П. С. Столярского и А. И. Ямпольского она передавала своим ученикам, будучи преподавателем, а затем профессором Московской консерватории. Б. Гольдштейн и М. Фихтенгольц были солистами Московской филармонии и вели педагогическую деятельность.

Постоянно совершенствуя свой педагогический талант, П. С. Столярский использовал опыт своих коллег по консерватории, в первую очередь Й. В. Пермана. Позже он с большим уважением и интересом относился к педагогической работе учеников Й. В. Пермана – Ф. Е. Макстман, Л. Д. Лемберского, М. М. Гринберга, с которыми вместе работал в консерватории и школе-десятилетке.

На струнной кафедре, как и во всей Одесской консерватории, царила высокая творческая атмосфера. Кафедрой в течении двадцати лет руководил профессор Й. В. Перман. Одной из самых ярких его выпускников была высокоодаренная скрипачка Фани Ефимовна Макстман. Она училась в его классе с 1913-1918 год и закончила консерваторию с большой серебряной медалью. В 1920-х годах Ф. Макстман была приглашена на преподавательскую работу в консерваторию, где работала до конца своей жизни. Она обладала ярким педагогическим талантом, огромной эрудицией и глубокими знаниями. Чрезвычайно интересной и плодотворной была ее работа в консерватории и в школе вместе с П. С. Столярским.

Верным музыкальным традициям Й. В. Пермана был Леонид Давыдович Лемберский, который преподавал в Одесской консерватории и в школе. На уроках он всегда много играл сам, причем играл всегда наизусть. От своего учителя Й. В. Пермана Л. Лемберский унаследовал прекрасное владение не только скрипкой, но и альтом. Он также много выступал, работая в филармонии с пианистом Л. Саксонским и виолончелистом Г. Вайнером. В их исполнении звучали лучшие произведения мировой камерной музыки.

Особый вклад в работу струнной кафедры внес еще один талантливый выпускник Й. В. Пермана Михаил Моисеевич Гринберг. Он вместе Л. Д. Лемберским был ассистентом профессора П. С. Солярского в его школе-десятилетке. В то время все скрипачи изучали альт, и М. М. Гринберг решил посвятить себя этому инструменту. В 1930-е годы в Ленинградской консерватории был открыт специальный класс альта, и, пройдя там курс обучения, М. М. Гринберг становится первым преподавателем специального класса альта в Одесской консерватории и Одесском музыкальном училище.

М. М. Гринберг был участником консерваторского квартета, продолжая традиции своего учителя Й. В. Пермана, постоянно занимался концертной деятельностью. Он первым в Одессе исполнил альтовую сонату Д. Д. Шостаковича. Также М. М. Гринберг читал в консерватории такие курсы, как: «История исполнительского искусства» и «Методика преподавания игры на скрипке».

В конце 40-х годов ХХ столетия на струнной кафедре начал свою многолетнюю плодотворную работу Вениамин Зиновьевич Мордкович, один из самых любимых учеников П. С. Столярского и самый главный продолжатель педагогических традиций своего великого учителя в Одессе. С раннего детства В. Мордкович учился у П.С.Столярского. В 1923 году В. Мордкович поступил в консерваторию в класс своего великого учителя. В том же году в консерваторию поступил и Д. Ф. Ойстрах. На протяжении всей жизни эти два великих музыканта поддерживали тесную творческую дружбу.

Музыка была смыслом жизни для В. З. Мордковича. Он много играл в концертах, в симфоническом оркестре под управлением П. С. Столярского, в различных ансамблях и создал свой квартет, пользующийся в Одессе огромной популярностью и носящий имя своего учителя.

На непродолжительное время В. З. Мордкович уезжает из Одессы и работает концертмейстером симфонических оркестров в Перми, Баку, Тбилиси. В 1938 году П. С. Столярский приглашает его на должность преподавателя-ассистента в музыкальную школу. Наряду с этим, он работает концертмейстером симфонического оркестра и солистом радиокомитета.

Во время Великой Отечественной войны В. З. Мордкович, будучи в эвакуации в Узбекистане, не оставлял педагогическую и концертную деятельность. По возвращении в Одессу он вновь работал в школе и вскоре по приглашению ректора консерватории профессора К. Ф. Данькевича начал свою педагогическую деятельность на кафедре (его коллегами были профессора Ф. Е. Макстман, Л. Д. Лемберский, М. М. Гринберг).

Свыше сорока лет проработал В. З. Мордкович в консерватории, воспитав огромную плеяду замечательных скрипачей-виртуозов, ставших гордостью одесской скрипичной школы. Педагогическую работу В. З. Мордковича высоко ценил Д. Ф. Ойстрах. Все талантливые ученики В. З. Мордковича продолжали совершенствование своего мастерства в классе Д. Ф. Ойстраха в Московской консерватории. Международное признание получили такие ученики В. З. Мордковича, как: В. Климов, Р. Файн, С. Снитковский, Д. Шварцберг, Л. Мордкович, П. Верников, Е. Бучинская, М. Вайман, А. Винницкий и многие другие. В Одессе традиции В. З. Мордковича продолжают преподаватели Одесской музыкальной академии – В. Павлов и Т. Водопьянова.

Ассистентами в классе В. З. Мордковича были ученики П. С. Столярского – талантливые скрипачи В. Пронин и А. Зиссерман. Оба они активно занимались концертной деятельностью. Блестящая виртуозность, разнообразие штриховых характеристик, безграничная любовь к скрипке, полученная в классе П. С. Столярского, снискала им признание и любовь одесситов. Опираясь на традиции Чешского квартета под руководством Ф. Ступки и квартета имени П. С. Столярского, В. Пронин и А. Зиссерман создали свой квартет, в котором вместе с ними играли М. Гинберг и А. Гуменник. Тридцать пять лет квартет радовал одесского слушателя. Также В. Пронин и А. Зиссерман были активными пропагандистами новых сочинений советских композиторов.

Имена лучших скрипачей, окончивших Одесскую консерваторию с отличием, выгравированы на мраморной доске в Большом зале Музыкальной академии, а именно: Ф. Макстман, Л. Лемберский, Д. Ойстрах, Э. Гилельс, М. Фихтенгольц, Р. Файн, О. Каверзнева. Одесские скрипачи – солисты Московской филармонии – Д. Ойстрах, С. Фурер, Э. Гилельс, М. Фихтенгольц, Б. Гольдштейн, О. Каверзнева, Р. Файн, В. Климов, С. Снитковский, С. Кравченко, А. Винницкий.

Свыше шестьдесят лет работал на струнной кафедре профессор Александр Александрович Станко. В 1949 году он закончил Одесскую консерваторию у Ф. Е. Макстман и все эти годы бережно хранил традиции и преемственность скрипичного исполнительства своих учителей (И.В.Перман - Ф.Е.Макстман - А.А.Станко).

А.А. Станко – пытливый ищущий музыкант, постоянно находящийся в творчестве. Он профессор, кандидат искусствоведения, Заслуженный деятель искусств, член союза композиторов. За годы своей педагогической деятельности А. А. Станко воспитал много скрипачей, которые стали лауреатами Международных конкурсов и работают во многих странах мира. Многие иностранные студенты продолжают педагогическую систему А. А. Станко у себя на родине: в Колумбии. Алжире, Кубе, Мексике.

На протяжении многих лет А. А. Станко активно занимался концертной деятельностью, выступая с концертами в Москве, Одессе, Киеве, Кишиневе и других городах. Также посвящал много времени научной деятельности. В Одесской государственной консерватории он читал курс методики обучения игры на скрипке и историю исполнительского искусства.

А. А. Станко автор методических пособий для обучения юных скрипачей, многих методических публикаций. Обобщая свой педагогический опыт, он защитил кандидатскую диссертацию в Ленинградской консерватории на тему «Исполнительский аппарат скрипача». Также является автором ряда научных статей, среди которых «Скрипичное творчество В. С. Косенко», «Некоторые особенности интерпретации скрипичного концерта В. С. Косенко», «Ми-мажорная партита И. С. Баха для скрипки соло», «Психолого-педагогические проблемы подготовки музыканта-исполнителя», «Скрипичная школа профессора И. Пермана», «Профессор Одесской консерватории Ф. Е. Макстман» и многие другие.

Значительное место в творческой деятельности А. А. Станко занимают его сочинения. Им написано более 100 этюдов для скрипки, «Импровизация», «Украинская фантазия», «Скерцо», квартеты, произведения для ансамбля скрипачей и другие произведения. Сохраняя традиции своего педагога Ф. Е. Макстман, в своих учениках А. А. Станко воспитывал отношение к музыке, как глубокому содержательному искусству. Он придавал большое значение развитию у скрипачей образного мышления, воображения, фантазии.

Многие годы А.А.Станко заведовал струнной кафедрой. Неоднократно выступал вместе со своим классом с концертами.

В настоящее время на кафедре работают преподаватели по специальности скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа. По всем специальностям прослеживается преемственность школ.

Класс скрипки: Й. Перман - Ф. Е. Макстман - А. А. Станко - Л. Д. Лемберский - М. А. Турчинский; П. С. Столярский - В. З. Мордкович - В. Пронин - А. Зиссерман - Т. В. Водопьянова - В. Павлов.

Класс альта: Й. Перман - М. М. Гринберг - В. Г. Маличкин - О. П. Шкарпитный.

Класс виолончели: А. Вайнер - А. Гуменник - В. В. Балон-Ромашевская - В. Г. Казаков.

Класс контрабаса: Ю. Мироненко - В. В. Чекалюк.

Педагоги кафедры продолжают сохранять ведущие позиции в развитии культурной жизни города и Украины. Они ведут научную работу, участвуют в конференциях, публикуют статьи в научных сборниках и журналах. Студенческая молодежь активно занимается исполнительской деятельностью, многие студенты принимают участие в Национальных и Международных конкурсах, выступают в лучших залах Одессы, в городах Украины и за рубежом. Некоторые студенты совершенствуют свое мастерство, обучаясь в консерваториях и Музыкальных академиях многих стран Европы. Лучшие выпускники занимаются в аспирантуре в Музыкальных академиях Одессы и Киева. Коллектив струнной кафедры развивает традиции исполнительского искусства первой консерватории в Украине – Одесской консерватории (ныне – Одесская национальная музыкальная академия имени А. В. Неждановой).

12 января 2010 года произошло объединение кафедры оркестровых струнных инструментов и кафедры оперно-симфонического дирижирования в одну кафедру – кафедру оркестровых струнных инструментов и оперно-симфонического дирижирования. Руководит кафедрой заслуженный деятель искусств Армении, кандидат педагогических наук, професор Мацоян Сергей Галустович.

 

Автор: профессор С.Г. Мацоян, преподаватель Л.В. Могилевская