Министерство образования и науки Украины
 
Вступительная кампания 2021
 
Подраздел сайта 048 посвященный консерватории
 
Министерство культуры, молодежи и спорта Украины

История кафедры специального фортепиано

Кафедра специального фортепиано – одна из старейших базовых кафедр консерватории (сейчас музыкальной академии). История фортепианного исполнительства в Одессе начинается задолго до открытия консерватории.

Фортепиано было одним из самых популярных инструментов в быту одесситов, а занятия музыкой – неотъемлемой частью общего воспитания. Концерты известных музыкантов, любительское музицирование, частное преподавание, а также обучение музыке в лицеях и пансионах – вот основа, на которой создавались традиции музыкального исполнительства Одессы.

В 1876 году при Императорском русском музыкальном обществе (ИРМО) были созданы музыкальные классы, преобразованные в 1897 году в музыкальное училище. С этого времени начинается история становления профессионального музыкального образования в южном регионе.

В состав преподавателей училища вошли лучшие музыканты Одессы. Директором музыкального училища стал воспитанник Т. Лешетицкого пианист Д. Климов.

Активная концертная деятельность, успехи учеников, большой интерес к музыкальному образованию вызвали необходимость повышения статуса учебного заведения, который бы более соответствовал его профессиональному уровню.

В 1913 году на базе музыкального училища была открыта консерватория во главе с композитором В. Малишевским. И воспитание пианистов становится одним из основных направлений ее развития.

В фортепианных классах обучалось более половины общего состава студентов. Педагогами по классу фортепиано были: Г. Бибер, Б. Дронсейко-Миронович (выпускницы Венской консерватории), Н. Чегодаева, Г. Петров (Московская консерватория), К. Левенштейн, М. Подрайська (Петербургская консерватория). Состав педагогов говорит о тесных связях Одессы с ведущими музыкальными учебными заведениями России и Европы. Их творческое общение создавало предпосылки для кристаллизации самобытной одесской пианистической школы. Об этой плеяде педагогов остались отзывы в прессе: Б. Дронсейко-Миронович была пианисткой романтического направления (ее ученицами были М. Базилевич, Б. Рейнгбальд), Г. Бибер больше прибегал к классическому репертуару. Среди его учеников – будущий композитор Вилинский.

Увеличение численности учащихся вызвало необходимость расширения кафедры. В 1914 году на кафедру пригласили работать выпускников Петербургской консерватории М. Старкову и М. Рыбицкую. Они работали в консерватории более полувека и создали свои авторитетные школы воспитания пианистов.

Выпускники М. Рыбицкой и М. Старковой впоследствии образовали основной состав ныне существующей фортепианной кафедры.

Уже первые выпуски консерватории (1916 – 1919 гг.) показали высокий уровень подготовки студентов. Лучших из них – Б. Рейнгбальд и С. Плещицер – пригласили работать на кафедре.

Эта группа преподавателей создала на кафедре творческую атмосферу тяготения к вершинам мастерства. Они – основатели современной кафедры, учредители традиций, которые сохраняются, развиваются и передаются последующим поколениям на протяжении уже 100 лет.

Подрайская Мария Львовна (1887-1957) окончила Петербургскую консерваторию по классу Г. Есиповой. Выдающаяся пианистка с блестящей техникой (особенно октавной), она работала в Одессе (в консерватории и в школе имени П. С. Столярского) в течение более 40 лет. Среди ее учеников – ведущий концертмейстер вокального кафедры ОГК А. Лехтер, ведущий преподаватель Одесского музыкального училища Д. Пашковская, кандидат педагогических наук Л. Годик.

Чегодаева Надежда Владимировна (1883-1958) окончила Московскую консерваторию по классу выдающегося композитора и пианиста А. Скрябина с большой серебряной медалью, выступала в Париже, Берлине, Швейцарии; в Германии брала уроки у Ф. Бузони. Работала на кафедре с 1913 по 1953 год. Среди ее учеников – преподаватели консерватории М. Федосов, профессор А. Иноземцев, у нее учились члены кафедры профессор А. Зелинский, А. Сотова.

Старкова Мария Митрофановна (1888-1970) окончила Петербургскую консерваторию у В. Дроздова, ученика Г. Есиповой, с дипломом «свободного художника». С 1914 по 1970 год работала на кафедре Одесской консерватории. С 1935 по 1938 год и в послевоенные годы возглавляла фортепианную кафедру, а с 1944 по 1949 год была проректором по научно-учебной работе. Среди ее учеников – народный артист СССР Я. Зак, заслуженная артистка Украины Л. Гинзбург, профессора Е. Коваленко, Ю. Некрасов, заслуженный деятель искусств Украины, профессор А. Кардашев, заслуженный работник культуры, приват-профессор Н. Михайлова.

Рыбицкая Мария Ипативна (1872-1969) окончила Петербургскую консерваторию по классу Г. Есиповой со званием «свободного художника». Работала на кафедре с 1914 по 1959 год. Воспитала более 80 учеников, среди которых народный артист СССР, лауреат республиканского конкурса К. Данькевич, лауреат республиканского конкурса Н. Кириченко, кандидат искусствоведения, профессор И. Сухомлинов, профессор института имени Гнесиных А. Александров, кандидат искусствоведения А. Коренюк, члены кафедры – Л. Залевская, А. Харченко, В. Кузикова, а также доценты В. Иваницкая, дипломант Международного конкурса, концертмейстер ОНМА И. Баранова, Е. Уманский (Германия) и др.

Плещицер Александра (Сара) Марковна (1896-1966) окончила консерваторию в 1916 году по классу М. Старковой с малой золотой медалью; совершенствовалась в Московской консерватории, брала уроки у М. Метнера. Активно выступала соло и в ансамблях. На кафедре работала с 1920 по 1966 год. Впоследствии была зав. фортепианным отделом музыкально-педагогического факультета. Воспитала более 60 пианистов, среди которых профессор Пражской академии музыки В. Каменикова (Городокина), М. Миропольская (США), доцент Ф. Лапидус, профессор Ф. Верхолаз, Р. Эппель, кандидат искусствоведения, профессор Н. Исаханова, М. Мельничук и др.

Рейнгбальд Берта Михайловна (1897-1944) учился у Чернецкой-Гешелин. Окончила консерваторию в 1919 году по классу профессора Б. Дронсейко-Миронович. Работала на кафедре в течение с 1921 по 1944 год. С 1938 года заведовала кафедрой, с 1939 по 1941 год была председателем исполнительной секции Одесского отделения Союза композиторов. Среди ее учеников – народный артист СССР Е. Гилельс, лауреат международного конкурса Т. Гольдфарб, профессора Б. Маранц, Л. Сосина и др.

В 30-е годы происходит яркий взлет одесской пианистической школы.

В Одессе началась блестящая исполнительская карьера С. Рихтера. Хотя он не учился в консерватории, но общая атмосфера в семье (отец Т. Рихтер был преподавателем консерватории), творческое общение с широким кругом музыкантов консерватории и оперного театра дали мощный толчок развитию его таланта. В 1934 году состоялся его первый сольный концерт.

Одновременно в консерватории учится целая плеяда талантливых музыкантов, которые становятся лауреатами конкурсов: К. Данькевич, Э. Гилельс, Я. Зак, Т. Гольдфарб, Л. Гинзбург. Со временем они становятся гордостью национальной музыкальной культуры. Их исполнительское искусство стало итогом работы нескольких поколений одесских музыкантов. За эти достижения профессора М. Старкова и Б. Рейнгбальд были награждены орденами Трудового Красного Знамени.

Великая Отечественная война прервала развитие музыкальной культуры. В эти годы встал вопрос сохранения достижений отечественной пианистической школы. Педагоги, оставшиеся в оккупированной зоне, смогли создать учебное заведение, в котором были объединены все ступени музыкального образования. На фортепианном отделе работали преподаватели: А. Банникова, М. Базилевич, В. Василенко, Т. Достойнова, М. Костырко, Л. Лычов, В. Марданова, С. Парлекокош, Л. Симонова и др. Возглавляла отдел профессор Рыбицкая, как наиболее авторитетный и опытный педагог. В это время начинает свою многолетнюю педагогическую деятельность в должности ее ассистента Л. Залевская. Преподаватели продолжали воспитание одаренных детей, веря в то, что пройдут «тяжелые времена» и стране будут нужны молодые талантливые музыканты-профессионалы.

Ученики школы воспитывались на лучших образцах фортепианного наследия. В многочисленных концертах звучала классическая и отечественная музыка: В. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Э. Григ, П. Чайковский и т.д.

В 1944 году после освобождения Одессы ученики продолжают занятия во вновь открытой школе имени профессора П. С. Столярского и консерватории. Из эвакуации возвращаются профессора С. Плещицер, М. Подрайська, Б. Рейнгбальд, Н. Чегодаева, продолжают работать М. Рыбицкая, Л. Залевская, М. Базилевич. Кафедру вновь возглавляет М. Старкова.

Новым ректором консерватории был назначен композитор и пианист К. Данькевича, стремившийся с присущим ему размахом и энергией возродить творческую жизнь консерватории. С этой целью он приглашает на работу бывших выпускников, окончивших Московскую аспирантуру – Л. Гинзбург, С. Могилевскую Г. Лейзеровича.

В это же время начали педагогическую работу И. Сухомлинов, А. Маслак, Е. Коваленко, М. Федосов, Б. Чарковский, чуть позже И. Радин. Это было новое поколение музыкантов, которые приняли новые методики и стремились обновить и расширить репертуар, включая в программы современные произведения. Талантливые исполнители, они выступают с сольными концертами и с оркестром (И. Сухомлинов, Г. Лейзерович, И. Радин), пишут интересные научные исследования и диссертации (И. Сухомлинов, Е. Коваленко). Продолжая исполнительские традиции, они вводят сольные и классные концерты студентов. На факультете начинает работу научное студенческое общество под неизменным руководством Л. Гинзбург.

Вместе с молодыми коллегами работали с полной отдачей преподаватели старшего поколения, которые передавали свой опыт прежде через консультации и институт асистентства. Усилия коллектива кафедры способствовали возрождению исполнительской культуры Одессы лауреатами конкурсов становятся Н. Кириченко, А. Ступакова, Р. Мирвис.

В эти годы были заложены новые принципы в воспитании молодых музыкантов, что обозначило пути дальнейшего развития одесской пианистической школы. Результаты их работы проявились в последующие десятилетия.

Залевская Леокадия Казимировна (1914-2001) окончила консерваторию в 1938 году по классу профессора М Рыбицкой и работала на кафедре с 1944 по 1979 год. Много лет (1957-1970) возглавлял фортепианный отдел школы имени П.С. Столярского, заведовала педагогической практикой студентов факультета. Она вела активную концертную деятельность: выступала в ансамблях и фортепианных дуэтах. Среди ее учеников – дипломанты республиканских конкурсов Н. Радченко, В. Беляева, Т. Календарьян (Германия), Л. Банчик (Израиль), доцент консерватории П. Добровольский и другие.

Могилевская Серафима Леонидовна (1915) окончила Одесскую консерваторию у профессора М. Старковой, затем аспирантуру Московской консерватории по классу профессора Г. Нейгауза. Активно выступала с концертами. На кафедре работала с 1945 по 1982 год. Среди учеников заслуженные артисты Украины: А. Ботвинов М. Легоцкий, Ф. Любарский, лауреаты международного конкурса В. Фрейдман, Н. Журавская, кандидат педагогических наук, профессор В. Дашковский, Л. Казарян и другие. В ее классе окончил школу имени П.С. Столярского лауреат международного конкурса, профессор Брюссельской Королевской музыкальной академии Е. Могилевский.

Лейзерович Гедеон Израилевич (1910-1977) окончил Одесскую консерваторию по классу профессора Старковой, затем, аспирантуру Московской консерватории у профессора К. Игумнова. Выступал с сольными программами. На кафедре начал работать с 1945 года. Г. Лейзерович является автором большого научного труда диссертационного плана "Этюды Шопена"; читал курс "История фортепианного искусства". К сожалению, остался незавершенным справочник по фортепианной литературы. Среди его учеников – доктор педагогических наук, профессор Е. Карпова, Л. Панченко, кандидат педагогических наук Л. Цыплакова (Польша), В. Портной (Германия) и другие.

Радин (Пирим) Иосиф Львович (1912-1990) окончил Киевскую консерваторию и аспирантуру (руководитель – профессор К. Михайлов). Вел активную концертную деятельность. Работал во Львовской, а затем с 1953 года в Одесской консерватории. Среди его учеников кандидат педагогических наук, профессор В. Дашковский, профессор консерватории города Ганновера Ю. Кудлач, Е. Ульяновский и другие.

50 – 70-е годы – это переходный период в развитии кафедры.

Пианисты играли значительную роль в жизни консерватории. Каждое новое поколение выдвигало лидеров на руководящие должности. Проректорами Одесской государственной консерватории были М. Старкова, Е. Ваулин, А. Кардашев, Ю. Дикий, в настоящее время – Ю. Ракул.

С расширением факультета повышается роль деканов, которые организуют работу факультета и участвуют в совершенствовании учебного процесса. В разные годы деканами были Г. Бучинский, А. Гончаров, В. Дашковский, А. Кардашев, А. Маслак, А. Иноземцев, А. Повзун, ныне – П. Муляр.

С целью повышения эффективности работы кафедры неоднократно происходил процесс ее распределения, объединения и структурного реформирования.

На базе кафедры специального фортепиано образуются секции концертмейстерского мастерства и камерного исполнительства, которые в дальнейшем превратились в самостоятельные звенья. Их руководителями становятся Г. Бучинский, Б. Чарковский, С. Плещицер, Б. Энтина. Впоследствии кафедра специального фортепиано становится кадровой базой для родственных кафедр.

Именно в эти годы происходит постепенная смена поколений и формирования нынешнего преподавательского состава. Большинство новых педагогов – воспитанники кафедры. Они стремятся усовершенствовать свое мастерство в аспирантурах столичных консерваторий у выдающихся художников – Г. Нейгауза, П. Серебрякова, Т. Кравченко, М. Гринберг, К. Михайлова, В. Нильсена и др. Общение с широким кругом выдающихся музыкантов обогащает и расширяет горизонты творческой жизни. Всегда ответственными и плодотворными были контакты с консерваториями Москвы и Петербурга. На Государственные экзамены приглашались Я. Мильштейн, В. Горностаева, Т. Кравченко, Д. Башкиров, Т. Гутман. С лекциями на важные творческие методические темы выступали Г. Коган, Л. Гаккель, А. Александров.

Кроме того, концерты выдающихся мастеров – Э. Гилельса, М. Гринберг, Г. Нейгауза, Т. Николаевой, М. Юдиной, Я. Флиера, их встречи с коллективом факультета, консультации и открытые уроки в большом зале консерватории были огромным стимулом для творческого роста студентов. На факультете вновь появляются «звезды» - лауреаты международных конкурсов: Т. Андриевская, А. Ботвинов А. Бугаевский, М. Легоцкий, А. Макаров, Л. Марцевич, В. Соболевский, С. Терентьев и др., которые ведут активную исполнительскую деятельность и отмечены почетными званиями.

На протяжении последних десятилетий стабилизируется система подготовки кадров. Студенты получают разносторонние знания по специальности. Много лет профессор Г. Лейзерович вел курс «История фортепианного искусства», который с 1970 года читает Э. Дагилайская. Курс методики преподавания фортепиано в разное время вели Г. Бучинский, А. Кардашев, В. Кузикова. Ю. Ракул. В учебный процесс были введены дисциплины: педагогика (А. Мазур) и психология (А. Зелинский). Специально для студентов 1 курса профессор И. Сухомлинов разработал курс «Введение в специальность». Совершенствуются методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин.

Серьезно поставлена подготовка студентов к педагогической работе. Проблемы педагогической практики становятся темой нескольких методических разработок Ю. Ракула, Ю. Некрасова, В. Кузиковой. В 50-е годы при консерватории была открыта детская музыкальная школа, где студенты под руководством консультантов получали практические навыки работы с учащимися. Это звено работы возглавляли долгие годы Г. Захария и А. Сапсович, ныне – Н. Громченко. Разработаны репертуарные и экзаменационные требования, введен государственный экзамен по этой дисциплине. Школой педагогической практики на факультете руководили в разное время Л. Залевская, В. Кузикова, в настоящее время – Н. Михайлова.

На факультете функционирует класс органа, который был установлен в 1970 году. С тех пор все желающие студенты имеют возможность факультативно учиться игре на органе. Преподавателями по классу органа были Т. Чаусова, К. Прочакова, В. Рубаха. Сейчас класс органа ведет О. Ефремова. Также звучал в консерватории клавесин в составе ансамбля старинной музыки (исполнитель А. Зелинский) и соло – в концертах М. Крыжановского и Т. Шевченко.

Такое разнообразие знаний и художественных впечатлений способствует всестороннему гармоничному развитию молодых музыкантов. На факультете появляются совместители, которые закончили консерваторию по нескольким специальностям. Впоследствии они играют значительную роль в музыкальной жизни Одессы. Это – композиторы А. Красотов, К. Цепколенко; зав. кафедрой истории музыки, кандидат искусствоведения О. Коренюк; декан, заслуженная артистка Украины А. Стаховская и др. Но базовое музыкальное образование они получили на фортепианном факультете.

В 60-е годы на факультете открыто заочное отделение, которым много лет руководит и.о. профессора Л. Гойхман. Направленность этого звена чисто педагогическая и имеет целью повышение качества педагогических кадров довузовского музыкального образования. Но лучшие выпускники получают квалификацию концертных исполнителей, работающих солистами филармоний (Терещенко, Голик, Зеленская), защищают диссертации (Андриянова, Власенко).

Ведущим для работы кафедры является деятельность и творческая индивидуальность ее руководителя. В послевоенный период кафедру возглавляли значительные авторитетные музыканты. И каждый из них, опираясь на предыдущие достижения, определял приоритетные направления работы кафедры.

Большую роль в жизни консерватории сыграл приглашенный на должность заведующего кафедрой профессор Ваулин Евгений Владимирович (1902-1970). Музыкальное образование получил в музыкальном училище г. Днепропетровска (педагог Вильперта). Окончил Загребскую консерваторию со званием «свободного художника». Учился в Берлине у профессора Л. Крейцера (ученика Г. Есиповой). Был ректором и профессором Загребской консерватории и Музыкальной академии Будапешта. В 1959 году его пригласили работать в Одесскую консерваторию, где он был проректором и возглавлял кафедру специального фортепиано. Е. Ваулин – автор статей и научных исследований, которые выдавались на Украине и за рубежом. Среди его учеников – народная артистка Украины Л. Марцевич, заслуженная артистка Украины Л. Иванова (Германия), дипломант регионального конкурса Е. Кукурадзе, П. Бутовский, Л. Лисинецкая, А. Одинцова и другие. Под его руководством состоялась качественное изменение учебного процесса, связанная с ориентацией на взаимодействие отечественных и европейских традиций музыкального исполнительства. Высокая культура и эрудиция Е. Ваулина способствовали повышению уровня педагогической и исполнительской мастерства.

Сухомлинов Игорь Иванович – кандидат искусствоведения, профессор. Окончил Одесскую государственную консерваторию по классу профессора Рыбицкой и композиторский факультет у профессора С. Орфеева, а также аспирантуру при Московской консерватории (руководитель – профессор Г. Нейгауз). Работает на кафедре с 1949 года. Неоднократно руководил кафедрой (1959, 1967-1977, 2005-2012 гг.). В течение нескольких лет работал в Китае, где получил почетное звание профессора Чанчунского института. Активно выступал с сольными, камерными концертами и с оркестром, а также в фортепианном дуэте с женой Л. Сухомлиновой. В 1980 году защитил диссертацию. Автор научных публикаций, занимается композиторским творчеством – он является автором целого ряда музыкальных произведений. Вел многочисленные мастер-классы в Украине и за рубежом. Воспитал более 100 специалистов. Среди учеников заслуженные деятели искусств Украины А. Бугаевский, В. Семенов, Г. Попова, Ю. Ракул; Заслуженные артисты Т. Зайкова, Т. Кнышова. Ю. Кузнецов; лауреаты международных конкурсов А. Бугаевский, И. Парада, К. Ергиева, Джо Юйбо, кандидат педагогических наук Г. Гржибовская (Москва). Неоднократно приглашался в жюри международных конкурсов и возглавлял ГЭК в консерваториях Украины.

Его требовательность и принципиальность к качеству выполнения, разработка критерия оценок, репертуарных и экзаменационных требований, развитая система контроля, значительно повысили уровень профессиональной подготовки студентов, а настойчивость и неоспоримый профессиональный авторитет расширили влияние кафедры на развитие пианистической культуры в Одессе и во всем южном регионе.

Коваленко Эвелина Дионисивна (1930-2008) – профессор. Окончила Одесскую государственную консерваторию по классу профессора М. Старковой и аспирантуру при Ленинградской консерватории у профессора П. Серебрякова, стажировалась на ФПК при Московской консерватории (руководитель – профессор Я. Мильштейн). На кафедре работает с 1952 года как ассистентка профессора М. Старковой, профессора Е. Ваулина, затем самостоятельно. Руководила кафедрой с 1973 по 1981 год. Вела активную концертную деятельность, а также мастер-классы на Международном фестивале современной музыки, автор научных публикаций. Среди учеников – лауреаты Международных и национальных конкурсов И. Арапов (США), Я. Кудлык (Израиль), Нгуен Тхан Линь (Вьетнам), Наумова-Райчева (Болгария), профессор И. Дорфман (Израиль), заслуженная артистка Украины С. Тимофеева, члены кафедры – заслуженный деятель искусств Украины, кандидат педагогических наук, профессор Т. Шевченко, и.о. доцента О. Ефремова. Возглавляя кафедру профессор Е. Коваленко уделяла большое внимание повышению уровня профессионализма и художественных критериев, активизации научной работы членов кафедры. В этот же период проводится большая консультационная работа в музыкальных училищах одесской зоны и в школе имени П.С. Столярского.

Кардашев Анатолий Александрович – заслуженный деятель искусств Украины, профессор. Окончил Одесскую государственную консерваторию по классу профессора М. Старковой. На кафедре с 1960 года. Работал в должности декана факультета и проректора, возглавлял кафедру (1978-1989, 2001-2006 гг.). Читал курс методики преподавания игры на фортепиано. Выступал как солист и как ансамблист. С 1994 года постоянно проводит мастер-классы в Польше. Воспитал более 100 специалистов, которые работают в более чем 15 странах мира. Среди них заслуженные артисты Украины А. Ботвинов, М. Кичерская, кандидаты наук П. Муляр, Л. Шевченко; лауреаты международных конкурсов А. Макаров, Т. Гасратов, В. Янченко и другие. А. Кардашев – член Попечительского совета Фонда культуры Украины в программе «Новые имена Украины». Неоднократно был членом жюри международных конкурсов, а также Председателем ГЭК в музыкальных училищах Украины.

При содействии профессора А. Кардашева расширились международные связи кафедры (Польша, Германия), окрепли творческие контакты с Московской консерваторией.

Яркой страницей в жизни кафедры были годы под руководством заслуженной артистки Украины, профессора Гинзбург Людмилы Наумовны (1916-2001). Окончила Одесскую государственную консерваторию по классу профессора М. Старковой; была аспиранткой, а затем ассистенткой профессора Г. Нейгауза в Московской консерватории. На кафедре работала с 1946 года, на должности зав. кафедрой с 1989 года. Вела активную концертную деятельность в странах СНГ и за рубежом. Давала мастер-классы в Украине, Германии, Финляндии. Она – неизменный руководитель научного студенческого общества факультета. Среди учеников – народный артист Украины Л. Марцевич, заслуженные артисты В. Соболевский и В. Саксонский, лауреат республиканского конкурса С. Терентьев, кандидат педагогических наук К. Цепколенко, заслуженный деятель искусств Украины, доцент Т. Фомина, А. Повзун (Испания), а также члены кафедры А. Сотова, Ю. Дикий, А. Зелинский, П. Чуклин и А. Гончаров.

Волевые качества, страстная влюбленность в музыку, артистическое обаяние, создали ей непререкаемый профессиональный авторитет, влияние на активизацию исполнительства на факультете. Ее творческой личности посвящена монография кандидата искусствоведения Н. Ломоносовой.

Короткие сроки заведования А. Бугаевского и Г. Поповой отличились важными событиями.

Бугаевский Александр Михайлович (1946-2001) – заслуженный деятель искусств, лауреат республиканского конкурса, профессор. Окончил Одесскую государственную консерваторию по классу профессора И. Сухомлинова и аспирантуру при Киевской консерватории у профессора Т. Кравченко. На кафедре работал с 1976 года. Совмещал педагогическую деятельность с концертной – в Украине и за рубежом. Работал в Китае, где его наградили медалью, как лучшего иностранного специалиста. О его педагогическом методе в Китае издан ряд статей и методических рекомендаций. Воспитал более 15 лауреатов международных и национальных конкурсов. Среди них – С. Тираспольский, С. Урываева, Е. Егоров, К. Арнаутова, Ж. Калмакан, И. Парада, М. Радюшина и др.

При участии и с личной инициативы А. Бугаевского на базе фортепианного факультета был учрежден международный конкурс памяти Э. Гилельса, который вошел в Международный каталог фортепианных конкурсов.

Попова Галина Всеволодовна – заслуженный деятель искусств Украины, дипломант зонального конкурса, и.о. профессора. Окончила Одесскую государственную консерваторию по классу профессора И. Сухомлинова и Ленинградскую аспирантуру (руководитель – профессор П. Серебряков). Работала в консерваториях Алма-Аты и Фрунзе. На кафедре с 1973 года. Выступала с сольными концертами в Украине и странах СНГ. Работала в Китае, где отмечена медалью как лучший иностранный специалист. Имеет диплом Министерства высшего образования Китая. Награждена медалью Международной ассоциации пианистов-педагогов. Ученики работают в Украине и за рубежом: доцент Е. Кирюхина (Россия), кандидат педагогических наук А. Реброва, лауреаты международных конкурсов Ван Эвей, У Цунь, Лу Гэлин, народный артист Казахстана Аубакирова и др. Г. Попова способствовала развитию широких творческих связей с КНР, что дало новый творческий импульс для педагогической работы кафедры.

Шевченко Татьяна Ивановна – заслуженный деятель искусств Украины, канидат педагогических наук, профессор. Окончила Одесскую государственную консерваторию по классу профессора Э. Коваленко и аспирантуру при Киевской консерватории (руководитель – профессор Л. Вайнтрауб). Проходила стажировку в Московской консерватории (руководитель – Д. Башкиров). На кафедре с 1975 года, в должности заведующего кафедрой с 2006 по 2012 год. Активно выступает с сольными, камерными концертами в Украине и за рубежом (Польша, Китай). Имеет фондовые записи. Сотрудничала с Одесским национальным симфоническим оркестром, с которым гастролировала в США, Австрии, Германии, Греции. Читала курс педагогики и методики преподавания игры на фортепиано. В 1985 году защитила диссертацию. Автор учебного пособия, методических разработок. Проводила мастер-классы в Польше, Австрии, Италии, Китае. Воспитала более 100 пианистов. Среди них доктор наук С. Осадчая, кандидаты педагогических наук Е.Экономова и А. Горожанкина, лауреаты международных конкурсов В. Федосов, Ю. Руснак, Лю Цин, Ян Вэньянь, а также Ж. Абрамия (США), С. Благоевич (Югославия ), Т. Супрун (Израиль) и др. Т. Шевченко была членом администрации международного конкурса пианистов памяти Э. Гилельса, членом жюри международных конкурсов и председателем ГЭК в ВУЗах Украины. Она удачно сочетала исполнительскую, научную и педагогическую работу с обязанностями руководителя кафедры, что обеспечивало эффективную творческую работу кафедры.

Муляр Павел Михайлович – кандидат искусствоведения, и.о. профессора, лауреат международных конкурсов. Окончил Одесскую государственную консерваторию по классу профессора А. Кардашева и ассистентуру-стажировку при Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского (руководитель – профессор И. Рябов). Учился на международных курсах высшего исполнительского мастерства памяти С. Рахманинова у профессоров Московской консерватории В. Мержанова, А. Ведерникова , А. Александрова. На кафедре работает с 1998 года. С 2006 года и поныне – декан фортепианно-теоретического факультета. В 2009 году защитил диссертацию. В 2012 году возглавил кафедру. Активно выступает в Украине и за рубежом (Югославия, Франция, Румыния), имеет фондовые записи. П. Муляр является автором ряда статей и докладов на международных научно-практических конференциях. Воспитал более 30 выпускников, среди которых лауреаты международных конкурсов – К. Корсуненко, А. Турбинский, Н. Кремлева, А. Муляр, Т. Лешкив, Е. Хиль и др. П. Муляр – директор по работе с участниками и членами жюри международного конкурса пианистов памяти Э. Гилельса, а также был членом жюри Всеукраинских и региональных конкурсов.

Каждый из заведующих оставил свой заметный след в истории кафедры. Их объединяло стремление к развитию музыкальной культуры, повышение уровня одесских исполнителей. Вокруг этой цели, как единомышленники, объединены все члены кафедры. Представители разных поколений и художественных школ, каждый из них имеет свой индивидуальный почерк, что дает богатую разноцветную палитру художественных направлений в исполнительстве. Этот коллектив кафедры своим повседневным трудом создает современную историю одесской пианистической школы.

 

По состоянию на 2013 год на кафедре работают:

Ракул Юрий Карпович – заслуженный деятель искусств Украины, профессор. Окончил Одесскую государственную консерваторию (класс профессора И. Сухомлинова) и аспирантуру при Ленинградской консерватории у профессора М. Хальфин. Стажировался на ФПК при Московской консерватории (руководитель – профессор Т. Николаева). На кафедре с 1975 года. С 1985 года по настоящее время – проректор по творческой работе ОНМА. Неоднократно выступал с концертами в Украине и за рубежом. Автор научно-методических работ и учебных пособий. Проводил мастер-классы и читал лекции в Германии, Австрии, Финляндии, Испании. Ведет курс методики преподавания игры на фортепиано. Имеет более 40 выпускников, среди которых лауреаты международных конкурсов А. Кондус, Юй Ле, кандидат педагогических наук, доцент В. Лесной, Н. Осадченко и др. Ю.Ракул – член организационного комитета фестиваля "Два дня и две ночи современной музыки", организатор и вице-президент Южной ассоциации пианистов-педагогов.

Дашковский Вячеслав Яковлевич – кандидат педагогических наук, профессор. Учился у профессора И. Радина, окончил Одесскую государственную консерваторию у профессора С. Могилевской, аспирантуру при Одесском ПНПУ и ФПК при Московской консерватории (руководитель – профессор Э. Вирсаладзе). На кафедре работает с 1975 года. С 1989 по 2002 год – декан факультета. Ведет активную концертную деятельность в Украине и за рубежом (Германия, Югославия, США). В 1986 году защитил диссертацию, автор статей, тезисов научно-теоретических конференций, учебного пособия. Среди выпускников – лауреаты и дипломанты международных и национальных конкурсов Т. Кравченко, И. Литвина, А. Перепелица, И. Репетий, профессор Однодворская (Югославия), члены кафедры – кандидат педагогических наук, доцент А. Балан,                   преп.Ю. Иванова и др. Был членом жюри национальных конкурсов, возглавлял ГЭК в музыкальных училищах и ВУЗах Украины.

Кузикова Вера Николаевна – приват-профессор. Окончила Одесскую государственную консерваторию по классу профессора Рыбицкой, аспирантуру при Киевской консерватории (руководитель – профессор В. Нильсен). Стажировалась в Московской и Ленинградской консерваториях (руководитель – профессор Е. Малинин, профессор В. Нильсен). На кафедре с 1963 года. Выступала с сольными и камерными концертами, с симфоническим оркестром. Читала курс методики преподавания игры на фортепиано, проводила семинары и лекции на ФПК (Одесса, Киев). Более 10 лет руководила педагогической практикой на кафедре. Автор публикаций, учебного пособия. Воспитала более 100 специалистов, среди которых преподаватели ОНМА – кандидаты искусствоведения, доценты Г. Дубровская, Л. Повзун, лауреаты международных конкурсов С. Городенко, Г. Катан, К. Скороход, А. Марушко, Ли Фаньюань, кандидат педагогических наук, доцент М. Сибирякова, концертмейстер ОНМА, дипломант международного конкурса Н. Изуграфова и др. Была членом жюри международных конкурсов молодых исполнителей.

Михайлова Наталья Петровна – приват-профессор. Окончила Одесскую государственную консерваторию по классу профессора М. Старковой. Стажировалась в Киевской консерватории и Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. На кафедре работает с 1966 года. Много лет руководит педагогической практикой на кафедре. Выступала соло и с симфоническим оркестром. Н. Михайлова – автор целого ряда научно-методических трудов. В 2004 году проводила мастер-классы в Китае. Воспитала более 100 специалистов, среди которых доктор педагогических наук А. Линенко, доцент О. Филатова, лауреаты международных конкурсов А. Громовой, Ван Лили, Чжао Ченьси, Вэй Цзя-Цзя, Н. Михова и член кафедры А. Показ и др. Михайлова Н. П. неоднократно возглавляла жюри областных конкурсов молодых исполнителей.

Сотова Арменуи Павловна – приват-профессор. Училась в Одесской государственной консерватории у профессора Н. Чегодаева, окончила курс у профессора Л. Гинзбург. На кафедре работает с 1958 года. Выступала с сольными и камерными концертами. Написала ряд методических работ. Воспитала более 100 специалистов, среди которых концертмейстеры ОНМА, дипломанты международных конкурсов А. Данкова, Н. Смирнова; Севастьянов (Германия), Базилько (США) и др. Неоднократно была председателем ГЭК в Одесском музыкальном училище, членом жюри республиканского фестиваля.

Харченко Анатолий Григорьевич – приват-профессор. Окончил Одесскую государственную консерваторию по классу профессора Рыбицкой, аспирантуру при Киевской консерватории (руководитель – профессор К. Михайлов) и ФПК при Московской консерватории. Стажировался в Киеве, Ленинграде и Кишиневе. На кафедре работает с 1960 года. Активно занимался исполнительской деятельностью, выступал с многочисленными сольными концертами в Украине и за рубежом. Автор целого ряда научно-методических трудов. Вел семинары на ФПК для преподавателей ДМШ Одесского региона и АР Крым. Проводил мастер-классы в Украине, Китае, Казахстане. С 1994 года заведовал фортепианным отделом школы имени профессора П.С. Столярского. Принимал участие в жюри международных конкурсов, возглавлял ГЭК в музыкальных училищах Украины. Воспитал более 100 специалистов, среди которых лауреаты международных конкурсов Г. Кожухарь, А. Бойко, заслуженный работник культуры Е. Лысюк, доктор педагогических наук А. Миронюк, М. Антошин (Венесуэла), А. Щаденко (Казахстан) и др.

Зелинский Анатолий Борисович – кандидат психологических наук, и.о. профессора. Окончил Одесскую государственную консерваторию по классу профессора Л. Н. Гинзбург На кафедре работает с 1963 года. Активно занимался исполнительской деятельностью соло и как ансамблист. В составе ансамбля старинных инструментов, где играл на клавесине и органе, стал лауреатом конкурса-фестиваля «Золотая осень», гастролировал с ансамблем в Украине, Германии и в странах СНГ. В 1987 году защитил диссертацию. Более 30 лет читал курс психологии. Автор публикаций, участвовал в научно-теоретических конференциях. Воспитал около 90 пианистов, которые работают во многих странах мира. Среди учеников – профессор Юкечев (Новосибирск), кандидат педагогических наук, лауреат международного конкурса А. Перепелица и др.

Балан Елена Леонидовна – кандидат педагогических наук, доцент. Окончила Одесскую государственную консерваторию (класс профессора В. Дашковского) и аспирантуру при Одесском ПНПУ. В 1994 году защитила диссертацию. Имеет опыт работы в Китае, где выступала соло и как концертмейстер. На кафедре работает с 1998 года. С 2003 года зам. декана факультета. Педагогическую деятельность совмещает с научно-исследовательской и научно-методической работой. Автор публикаций. А. Балан – директор по общественным связям международного конкурса пианистов памяти Э. Гилельса.

Шевченко Лилия Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент. Окончила ОГМА у профессора А. Кардашева и аспирантуру при ПНПУ. В 2001 году защитила диссертацию и стала работать на кафедре, секретарь кафедры. Выступает на концертах, является автором методических работ. Среди выпускников – лауреат международного конкурса Го Ишу.

Ефремова Ольга Олеговна – и.о. доцента. Окончила Одесскую государственную консерваторию по классу фортепиано у профессора Э. Коваленко. и по классу органа (руководитель – В. Рубаха). Продолжала обучение по классу органа в ассистентуре-стажировке при Санкт-Петербургской консерватории у народного артиста России профессора А. Оксентян и в Высшей исполнительской аспирантуре в Штутгарте. Посещала мастер-классы европейских мастеров органного исполнительства, проходила стажировку в Финляндии. На кафедре работает с 1990 года. Ведет активную концертную деятельность в Украине и за рубежом (Польша, Германия, Австрия), дипломант международных конкурсов. Автор публикаций. Принимала участие в подготовке и проведении Международных конкурсов пианистов памяти Э. Гилельса.

Чуклин Павел Сергеевич – и.о. доцента. Учился в Одесской государственной консерватории в классе профессора Л. Гинзбург, продолжил образование в Московской консерватории у профессора Я. Зака. На кафедре работает с 1976 года. Активно выступал соло и с оркестром в Украине и за рубежом (Россия, Швеция). Воспитал более 70 специалистов, среди которых А. Федюра (Швейцария), Н. Шило (Швеция), лауреаты международных конкурсов Т. Мишкович, В. Сахарова и др. Занимается литературно-критической деятельностью. Изданы сборники его стихов и монографический сборник «Музыкальная метафизика» (в 2 частях).

В 90-е годы на кафедре произошли некоторые кадровые изменения. Выезжает в Германию С. Могилевская. По разным причинам кафедру оставляют А. Маслак, Г. Попова, А. Повзун, чуть позже М. Крыжановский, Ю. Дикий.

Дикий Юрий Борисович – и.о. профессора. Окончил Одесскую государственную консерваторию (класс профессора Л. Гинзбург), ассистентуру-стажировку при Киевской консерватории (руководитель – профессор Т. Кравченко) и ФПК при Московской консерватории (руководитель – профессор Э. Вирсаладзе, Д. Башкиров). На кафедре работал с 1973 по 2009 год. Был деканом факультета и проректором. Выступал соло и с оркестром в Украине и за рубежом (США, Германия, Польша). Проводил мастер-классы в Германии. Имеет фондовые записи. Воспитал более 50 выпускников, среди которых лауреаты международных конкурсов и стажеры из Югославии, Алжира, Испании. Был членом жюри конкурсов и председателем ГЭК в музыкальных училищах Украины. Лауреат конкурса "Твои имена, Одесса", организатор и руководитель миссии Д. Ойстраха и С. Рихтера в Одессе.

Крыжановский Николай Иванович – и.о. профессора. Окончил Ленинградскую консерваторию и аспирантуру при Киевской консерватории (руководитель – профессор В. Нильсен). На кафедре работал с 1979 по 2000 год. Выступал с концертными программами. Написал несколько методических работ и учебное пособие. Выезжал на работу в Китай, в настоящее время в Южной Корее. Среди его учеников лауреат международного конкурса Лу Синь, дипломант международного конкурса Ю. Иванова, Г. Тишаева (Германия).

Повзун Анатолий Васильевич окончил Одесскую государственную консерваторию по классу профессора Л. Гинзбург и аспирантуру при Ленинградской консерватории (руководитель – П. Серебряков). После окончания аспирантуры работал на кафедре, был деканом факультета. Одновременно с работой на кафедре работал солистом в Одесской филармонии. Выезжал работать в консерваториях Ирака и Финляндии, с 1991 года работает в Испании (Мадридская консерватория).

Диапазон работы кафедры чрезвычайно широк. Но широкое поле деятельности – это педагогическая работа. Студенты под руководством педагогов овладевают основами будущей профессии. Свои достижения они демонстрируют в исполнительской практике. Лучшие из них выступают на конкурсах, с сольными программами, в сборных и тематических концертах, связанных со значительными датами в культурной жизни. Концерты проходят не только в помещении консерватории, но и на других концертных площадках Одессы: доме Рериха, Литературном музее, Доме ученых и т.п. Прочной базой для исполнительской практики студентов стал в 70 – 80-е годы Университет культуры (организатор Л. Ремнева). Ответственными были выступления в Киеве на показе лучших выпускников консерваторий Украины.

Своеобразным творческим отчетом есть классные концерты, в которых почти все преподаватели демонстрируют свое педагогическое мастерство. В разные годы состоялись концерты классов А. Бугаевского, Ю. Некрасова, В. Дашковского, Г. Поповой, Н. Михайловой, П. Муляра, А. Сотовой, А. Балан. Интересными по тематике были вечера: 9 сонат Прокофьева (класс Л. Гинзбург) все концерты Прокофьева (класс И. Сухомлинова) Ludus tonalis П. Хиндемита (класс Е. Коваленко), «ХТК» И. С. Баха (класс А. Кардашева) прошли монографические концерты посвященные творчеству Ф. Листа (класс А. Харченко) и Шостаковича (класс В. Кузикова).

За последние годы при поддержке ректора А. Сокола был значительно обновлен инструментарий классов, что способствовало дальнейшему развитию исполнительского мастерства студентов. Кроме того, академия получила в подарок концертный рояль фирмы Steinway от благотворительного фонда «Рояль – Одессе», учредителем которого является Т. Шиндлер (Швейцария). Необходимые средства были аккумулированы в Фонде благодаря спонсорам, меценатам и благотворительным концертам мастеров искусств.

Большим стимулом для творческой работы стала широкое участие студентов в конкурсах различного уровня. На факультете растет новое поколение лауреатов международных конкурсов, количество которых постоянно растет.

В память о членах кафедры были основаны несколько конкурсов: в Одессе – открытый фестиваль-конкурс памяти Л. Гинзбург, на базе Херсонского музыкального училища – Всеукраинский конкурс памяти А. Бугаевского.

Особый интерес вызывает основанный в Одессе на базе музыкальной академии международный конкурс памяти Э. Гилельса, генеральным директором которого является академик А. Сокол. Благодаря высокому уровню организации (исполнительный директор конкурса Т. Алейникова-Сокол) и исполнительскому мастерству участников, конкурс утвержден Министерством культуры Украины и принят во Всемирную ассоциацию Международных музыкальных конкурсов. Звание лауреатов получили воспитанники Одесской музыкальной академии Т. Гасратов, Д. Гульцова, К. Ергиева, Г. Кожухарь, И. Парада, на последнем конкурсе – К. Корсуненко и А. Громовой, а также китайские студенты Ван Эвей и У Цунь.

Но творческая работа кафедры не ограничивается педагогической деятельностью. Преподаватели не порывают связей с исполнительством. Они принимают участие в сборных и тематических концертах («Дни польской культуры», цикл «32 сонаты Бетховена», вечер памяти Э. Гилельса), играют с симфоническим и камерным оркестрами, на радио и телевидении, имеют фондовые записи и диски. Круг исполнительской деятельности распространяется за рубежом.

В исполнительской жизни кафедры прошлое и настоящее неразрывно связаны. Торжественно отмечались юбилейные даты корифеев кафедры: М. Рыбицкой и М. Старковой. Запомнились яркие концерты Л. Гинзбург, А. Гончарова и А. Бугаевского. В сольных программах демонстрировали свое мастерство почти все члены кафедры. Всегда на высоком профессиональном и художественном уровне были выступления И. Сухомлинова соло и в дуэте с Л. Сухомлинова. Значительным был цикл концертов «История фортепианной сонаты» в исполнении А. Харченко. Плодотворным было сотрудничество с камерным оркестром консерватории, в сопровождении которого выполняли старинную музыку И. Сухомлинов, А. Кардашев, В. Кузикова, А. Зелинский. Много лет выступала с камерными концертами А. Сотова в трио и в ансамбле с Л. Шевченко (скрипка). В исполнении фортепианных дуэтов А. Кардашев – А. Зелинский и Т. Шевченко – Л. Шевченко звучала современная музыка в сопровождении ударных инструментов. Активно вошел в концертную жизнь П. Муляр. В абонементных концертах филармонии звучит органная музыка в исполнении О. Ефремовой (цикл «Орган в мире музыки»). Традицией становятся концерты, посвященные памяти своих коллег: А. Алексеева, Л. Гинзбург, А. Гончарова, Е. Коваленко, А. Маслак, Ю. Некрасова, в которых принимают участие члены кафедры.

Начиная с профессора Е. Ваулина, заведующие уделяют большое внимание научной работе членов кафедры.

Педагоги кафедры создают учебные пособия, публикуют научно-методические статьи в отечественных и зарубежных сборниках. В научных исследованиях преподаватели обобщают свой исполнительский и педагогический опыт и разрабатывают новые прогрессивные методики. Круг вопросов научных работ имеет непосредственный выход в исполнительскую практику.

Были опубликованы серьезные научные исследования и учебные пособия: А. Алексеев «А. Скрябин и В. Софроницкий: опыт сравнительной характеристики исполнительского искусства», А. Бугаевский «Фортепианные сонаты Шостаковича», В. Дашковский «Изучение этюдов Шопена ор.10 и этюдов А. Скрябина ор.8 на основе их общности и различий»; А. Зелинский «Диагностика индивидуальных особенностей музыкальной памяти»; Е. Коваленко «Фортепианные школы Франции первой половины ХХ в.»; Ю. Некрасов «Комплексное обучение игры на фортепиано», И. Сухомлинов «Проблемы интерпретации Этюдов-картин С. Рахманинова»; Т. Шевченко «Формирование личности пианиста»; Ю. Ракул «Искусство педализации, как одно из основных средств выразительности фортепианного исполнительства» и другие.

С 80-х годов перед коллективом остро стоит вопрос повышения научного статуса членов кафедры, который более соответствовал бы их высокому профессиональному уровню. Члены кафедры активно работают и защищают диссертации: И. Сухомлинов, А. Зелинский, В. Дашковский, Ю. Некрасов, Л. Шевченко, П. Муляр, Т. Шевченко, А. Балан, в целом на кафедре восемь кандидатов наук. Были утверждены в звании профессора Л. Гинзбург, Т. Шевченко, Ю. Ракул, А. Бугаевский. Кроме того, по инициативе заведующих кафедрами и при активной поддержке ректора А. Сокола целой группе педагогов было присвоено ученое звание доцента. Решением Ученого Совета пяти из них присвоено звание приват-профессора: А. Кардашев, А. Харченко, Н. Михайлова, А. Сотова, В. Кузикова. Среди членов кафедры заслуженные деятели искусств Украины Т. Шевченко, Ю. Ракул, Т. Фомина. Высокий уровень и тонус научной жизни кафедры принес ощутимые результаты: среди выпускников факультета много кандидатов наук, а также доктора наук Л. Баренбойм, И. Золотова, А. Миронюк, А. Линенко, С. Осадчая, академик Г. Марамишкина и диплом доктора философии международного образца имеют Т. Шевченко, П. Муляр, Г. Дубровская.

Открытие в 1999 году ассистентуры-стажировки, а затем магистратуры повлияло на рост интереса студентов к научной работе. Они принимают участие в научно-теоретических конференциях, где получают награды и призовые места (Т. Жужа, К. Майденберг, А. Марушко, Н. Усатенко и др.).

Заботясь о дальнейшем развитии музыкальной культуры, кафедра проводит большую шефскую работу.

Преподаватели кафедры принимают активное участие в республиканских и региональных педагогических чтениях, которые регулярно проходят в разных городах Украины (Одесса, Кривой Рог, Киев). Они распространяют свой опыт, проводя открытые уроки, консультации для педагогов ДМШ и музыкальных училищ. В практику вошли конкурсы молодых преподавателей ДМШ, основанные Ю. Ракулом. В недалеком прошлом за музыкальными училищами региона были закреплены кураторами члены кафедры, которые консультировали и давали мастер-классы на местах.

Члены кафедры принимают участие в работе жюри конкурсов разных уровней, при оценке конкурсантов, они имеют возможность влиять на качественный уровень молодых исполнителей.

За последнее время окрепло общение с музыкальными заведениями Украины. В практику вошли выездные концерты студентов в музыкальные училища и взаимообменные концерты с консерваториями Львова, Харькова и Киева. Большинство членов кафедры возглавляли государственные комиссии на выпускных экзаменах в вузах и музыкальных училищах Украины. Принимать государственные экзамены на фортепианном факультете в Одессу приезжали известные музыканты Украины Г. Лысенко, М. Угляр, Л. Марцевич, Т. Веркина, М. Степаненко, В. Птушкин, А. Криштальский.

В 90-е годы начинается качественно новый этап в развитии факультета, связанный с выходом на международный уровень. Налаживаются более тесные отношения с современными мастерами мирового пианистического искусства. За последнее время в ОНМА выступали и проводили открытые уроки Е. Могилевский, Д. Иоффе, Б. Блох, В. Винницкий. На этих уроках происходил взаимополезный обмен опытом, взглядами на проблемы исполнения современной и классической музыки. В то же время преподаватели кафедры выезжали с концертами и давали мастер-классы во многих странах мира, в частности Л. Гинзбург (Франция, Болгария), А. Кардашев (Польша), Ю. Дикий (Германия), Ю. Ракул (Австрия, Финляндия, Испания), И. Сухомлинов (Китай) и другие.

Значительно вырос авторитет одесской фортепианной школы. Педагоги кафедры входят в состав Европейской Ассоциации пианистов-педагогов. Медалью этой организации отмечена деятельность Г. Поповой. По линии Ассоциации преподаватели кафедры выступают на международных научных конференциях, проводят мастер-классы во многих странах мира. Показателем авторитета и признанием высокого профессионального уровня коллектива кафедры является приглашение ее педагогов на работу за границей. Сейчас за рубежом работают Г. Попова (Китай), А. Повзун (Испания), М. Крыжановский (Корея), работала в Финляндии А. Маслак.

Были установлены творческие связи с ведущими музыкальными заведениями мира – Германии, Польши, Финляндии, Испании и т.д. Был налажен обмен студентами между консерваториями Одессы и Фрайбурга. В аспирантурах иностранных академий учились наши выпускники Т. Гасратов, К. Чуклин и др. Численность иностранных студентов в ОНМА постоянно растет. Некоторые ученики целенаправленно приезжают учиться у профессоров Одесской академии.

Выпускники кафедры достойно представляют одесскую школу за рубежом, где получают высокие звания и занимают руководящие должности М. Мазур – (Югославия, Канада), И. Дорфман (Израиль), М. Антошин (Венесуэла), Н. Шишкина (Колумбия), А. Щаденко (Казахстан), В. Городокина (Чехословакия), А. Ботвинов (Швейцария), Э. Штейнберг (США) и др.

Особенно широким и плодотворным оказалось сотрудничество с КНР, где по несколько лет работали И. Сухомлинов, Г. Попова, А. Бугаевский, А. Гончаров, А. Балан. Выступали с концертами и давали мастер-классы А. Харченко, Н. Михайлова, Т. Шевченко. Работа наших коллег получила высокую оценку: И. Сухомлинов – почетный профессор Чанчунского института искусств, награжден медалью «Дружба»; Попова награждена медалью и дипломом Министерства образования Китая; А. Бугаевский, А. Гончаров получили медаль и диплом лучшего иностранного специалиста.

Многие ученики из Китая продолжают музыкальное образование в ОНМА. Лучшие из них выступают с концертами в Одессе и на родине. Ярким показателем их профессиональных достижений является получение высоких наград на многочисленных международных конкурсах, лауреатами которых становятся Джо Юйбо, Лу Гэлин, Чжао Ченси, Ван Лили, Юй Ле, Лю Цзюн Ли Сюй Хуэй, Цянь Чэнь, Лю Кетин и др. Понятно, что все эти достижения стали возможными при условии большой напряженной и вдохновенной работы всех членов кафедры.

К сожалению, на этом пути кафедра получила тяжелые невосполнимые потери. За последние десятилетия ушли из жизни ведущие специалисты А. Алексеев (1991), Л. Гинзбург (2001), А. Бугаевский (2001), Ю. Некрасов (2008), Е. Коваленко (2008), А. Маслак (2009), В. Гончаров (2011).

Алексеев Александр Сергеевич (1926-1991) – и.о. доцента. Окончил Московский музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу С. Тиличеевой. В Одесской консерватории работал с 1967 года. Несколько лет возглавлял фортепианный отдел школы имени П.С. Столярского. Пропагандист творчества А. Скрябина и исполнительского наследия В. Софроницкого. Автор публикаций. Среди его учеников – заслуженная артистка Украины А. Рязанова, профессор Уманский (Россия), солистка филармонии С. Рябцева (г. Николаев) и другие.

Некрасов Юрий Иванович (1937-2008) – кандидат искусствоведения, и.о. профессора. Окончил Одесскую государственную консерваторию у профессора М. Старковой и аспирантуру при Московском институте имени Гнесиных (руководитель – профессор Гринберг). На кафедре с 1964 года. Активно выступал соло и с оркестром, лауреат республиканского конкурса. В 2006 году защитил диссертацию. Автор учебного пособия и публикаций: статьи и тезисы конференций. Среди учеников: академик Г. Марамишкина, лауреаты и дипломанты конкурсов И. Арапов, В. Туткевич, кандидат искусствоведения доцент Д. Андросова, заслуженный работник культуры Руднев (Россия), Рябчикова (США) и др.

Маслак Ольга Борисовна (1927-2009) – и.о. доцента. Окончила Одесскую государственную консерваторию у профессора М. Старковой. На кафедре работала с 1960 года, сначала как ассистент, затем самостоятельно. Была деканом факультета, возглавляла кафедру камерного ансамбля. Проводила серьезную научную работу, автор публикаций в Украине и в Финляндии. С 1990 года работала в консерватории г. Оулу. Среди учеников заслуженная артистка Украины, лауреат республиканского конкурса Т. Андриевская, концертмейстер ОНМА Белинская, доцент Н. Завелион (Германия) и другие.

Гончаров Александр Михайлович (1929-2011) – доцент. Окончил Одесскую государственную консерваторию у профессора Л. Гинзбург и аспирантуру при Киевской консерватории (руководитель – профессор К. Михайлов). На кафедре работал с 1967 по 1997 год. Был деканом факультета. Имел опыт работы и проведения мастер-классов в Китае, награжден медалью лучшего иностранного специалиста. Выступал с сольными концертами в Украине и за рубежом. Имел фондовые записи. В его транскрипции для фортепиано издан сборник «Хоральные прелюдии» И.С. Баха. Воспитал много пианистов, среди которых кандидат педагогических наук, доцент зав. кафедрой концертмейстерского мастерства ОНМА И. Могилевская, кандидат педагогических наук, доцент Одесского ПНПУ М. Демидова, преподаватели музыкальных училищ – И. Харькова, Л. Вахнова (Киев), Н. Букатар (Одесса) и др.

Свое 100-летие кафедра встречает значительно обновленной молодыми кадрами; традиционно ее педагогический состав пополняется талантливыми пианистами – воспитанниками кафедры. Открытие ассистентуры-стажировки дает возможность лучшим выпускникам совершенствовать свое профессиональное мастерство. Молодые музыканты успешно продолжают исполнительские традиции кафедры. Они активно гастролируют в Украине и за ее пределами, играют соло и с оркестрами, блестяще выступают на конкурсах. Концерты лучших из них – Т. Гасратова, А. Громового, Д. Гульцова, Е. Ергиева, Г. Кожухаря, А. Показа, И. Парады вошли в цикл абонементов филармонии.

Под руководством своих преподавателей в качестве ассистентов они овладевают профессией преподавателя высшей школы и затем переходят к самостоятельной работе, некоторые из них уже имеют своих выпускников.

В состав кафедры вошли выпускники ассистентуры И. Парада, Г. Кожухарь, А. Показ, Е. Ергиева. С небольшой учебной нагрузкой на кафедре работают Ю. Иванова, П. Кириченко, аспиранты Ю. Руснак, А. Сапсович, Д. Гульцова, кандидат искусствоведения, доцент Д. Андросова.

Парада Игорь Николаевич – учился в ОГМА у профессора А. Бугаевского, закончил ОНМА и ассистентуру-стажировку по классу профессора И. Сухомлинова. На кафедре с 2005 года. Активно занимается педагогической деятельностью, имеет выпускников. Выступает с сольными концертами и с оркестром в Украине и за рубежом. Лауреат нескольких международных конкурсов.

Кожухарь Георгий Георгиевич окончил ОГМА и ассистентуру-стажировку у профессора А. Харченко На кафедре с 2005 года. Ведет активную исполнительскую деятельность, выступает соло, с симфоническим и камерным оркестрами, и как концертмейстер. Лауреат международного конкурса памяти Э. Гилельса. Пишет музыку, из печати вышли два сборника его стихов.

Показ Андрей Владимирович окончил ОГМА и ассистентуру-стажировку у профессора Н. Михайловой. На кафедре с 2008 года. Активно занимается педагогической и исполнительской деятельностью. Выступает соло и с оркестром в разных городах Украины (Киев, Винница, Николаев). Лауреат многих международных конкурсов.

Ергиева Екатерина Ивановна окончила ОГМА у профессора Э. Коваленко и ассистентуру-стажировку (руководитель – профессор И. Сухомлинов). Принимала участие в мастер-классах ведущих пианистов мира (Б. Блох, Д. Поллак, Е. Могилевский). На кафедре с 2010 года. Активно концертирует на Украине и за ее пределами (Франция, Германия, Италия). Лауреат многих международных конкурсов и фестивалей.

В истории кафедры можно проследить наследственные звенья нескольких поколений:

Активно работают на кафедре педагоги-совместители, которые вносят свой весомый вклад педагогического и исполнительского опыта в работу кафедры. Среди них – заслуженные работники культуры Е. Лысюк, Э. Дагилайская, заслуженный деятель искусств Т. Фомина (среди ее воспитанников – лауреаты конкурса памяти Э. Гилельса – А. Королев и Д. Гульцова), кандидат искусствоведения А. Рыжова, дипломант международного конкурса Ю. Иванова; преподаватели П. Бутовский, Д. Резник.

Свой столетний юбилей со дня основания консерватории кафедра специального фортепиано отмечает серьезными достижениями в воспитании музыкантов, профессионалов-пианистов. Среди воспитанников кафедры научные работники, общественные деятели, талантливые педагоги, яркие исполнители, многие из которых получили высокие звания: народный артист Украины Л. Марцевич, заслуженные артисты России В. Соболевский и Т. Зайкова, заслуженные артисты Украины Т. Андриевская, А. Ботвинов, Л. Гинзбург, Л. Иванова, Т. Кнышова, М. Кичерская, М. Легоцкий, Ф. Любарский, С. Тимофеева, В. Саксонский, Э. Штейнберг; заслуженные деятели искусств Республики Крым А. Рыжов, А. и Ю. Щербаковы, заслуженные деятели искусств Украины А. Бугаевский, А. Красотов, Г. Попова, Ю. Ракул, В. Семенов, Т. Фомина, Т. Шевченко, Ю. Кузнецов; заслуженные работники культуры Украины Э. Дагилайская, Е. Лысюк.

Эти успехи – результат упорной работы всего коллектива кафедры, обеспечивает высокий уровень обучения и творческую атмосферу на факультете. Ее заслуги были отмечены почетными знаками, медалями, благодарностями и наградами различных уровней, в приказах музыкальной академии, руководства города и области, Министерства культуры Украины.

Автор: приват-профессор В.Н. Кузикова