Министерство образования и науки Украины
 
Вступительная кампания 2021
 
Подраздел сайта 048 посвященный консерватории
 
Министерство культуры, молодежи и спорта Украины

История кафедры сольного пения

С самого начала существования консерватории по классу пения были приглашены педагоги, которые работали в музыкальном училище. Это профессор II степени Ю.А. Рейдер и известный в те годы артист итальянской оперы Д. Ю. Дельфино-Менотти. Кроме того, в те годы на кафедре работали педагоги Е.Я. Меннер-Каневская, Е.А. Сенягина, В.А. Селявин, А.Н. Асланова, Долинов, Полибина.

Деятельность вокальных классов вызвала большой интерес музыкальной жизни города. Особое внимание уделяла пресса. В первом выпуске были отмечены ученики Дельфино-Менотти – замечательный бас А. Швачко и Ю. Рейдер, которые пленили всех не только своим голосом, но и блестящим артистизмом.

Несмотря на явные успехи отдельных педагогов, основной недостаток в работе вокальной кафедры первых десятилетий заключался в том, что не было еще единого способа преподавания, то есть единой «школы». Именно в совместной творческой работе, в спорах и дискуссиях по вопросам постановки голоса, стилевой интерпретации и создания музыкально-художественного образа формировалась вокальная школа Одесской консерватории.

В 1917 году первым руководителем кафедры сольного пения стала недавняя выпускница консерватории Юлия Александровна Рейдер. Она унаследовала вокально-технические установки своих учителей Ранкони (Италия), Леоновой (Россия, ученица М. Глинки) и умело совмещала достижения русской вокальной школы с лучшими образцами итальянского искусства.

Рéйдер Юлия Александровна (1870 – 1942, Одесса) – выдающаяся оперная певица, педагог, основатель всемирно известной Одесской вокальной школы, профессор Одесской консерватории, первая заведующая кафедрой сольного пения (1917-1942), основательница основных принципов методики вокала 20-30–х годов, известный общественный деятель, ученый.

Ю.А. Рейдер работала в итальянских оперных театрах, в Харьковском оперном театре и в других театрах страны. В ее репертуаре были сложные арии оперного репертуара Дж. Верди, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова и др. Высокообразованный, талантливый музыкант, Юлия Александровна осознавала необходимость системного подхода, то есть создание единого метода преподавания, который должен основываться на сочетании работы по созданию музыкально-художественного образа с высокими техническими данными.

Некоторые из педагогов кафедры скептически относились к этому и придерживались устоявшихся традиций. Но были и сторонники Юлии Александровны, среди них А. Асланова и В. Селявин.

А. Асланова более 20 лет работала в Одесской консерватории и много внимания уделяла именно вокально-техническим установкам, подчиняя им даже музыкально-художественное осмысление образа. Известной ее ученицей стала народная артистка СССР Е. И. Чавдар.

В. Селявин отстаивал противоположный взгляд на вокальную педагогику. Он считал, что работа над музыкально-художественным содержанием должна предусматривать, опережать "техническую возню", но в то же время требовал кантиленного пения. В классе профессора В. Селявина были воспитаны: лауреат республиканского конкурса, солистка Одесского театра оперы и балета А. Крыжановская, солист Киевского оперного театра В. Козерацкий, лауреаты Всеукраинского конкурса С. Молотова, К. Платова, до V курса учился А. Кривченя.

Ю.А. Рейдер никогда не отделяла технику вокала от раскрытия музыкально-художественного образа. Она считала, что эти два процесса должны тесно переплетаться и быть по своему значению равноценными с той лишь разницей, что в первые годы обучения больше внимания следует уделять постановке голоса.

Выступая в 1927 году на I Всероссийском съезде вокалистов Ю. Рейдер пыталась предоставить научную основу вокальной педагогике, покончить с дилетантским подходом в обучении. Сущность единого метода преподавания она формулировала так: "Техника вокала и раскрытие художественного образа, как неразрывный процесс", "Кто хочет петь – должен уметь дышать, в дыхании – жизнь вокалиста", "Певец, который не обладает серединой своего голоса, никогда не сможет петь" и др. Она призывала к открытому активному обмену опытом, знаниями, пытаясь обобщить всю информацию и создать единый метод преподавания вокала.

Во время ВОВ Ю. Рейдер оставалась в Одессе, где и преждевременно ушла из жизни.

Деятельность профессора Ю. Рейдер была освещена во многих документах, которые, к сожалению, потерялись или исчезли во время ВОВ. Поэтому основные аспекты ее деятельности могут быть рассмотрены только в рамках ее рукописного доклада, который находится в библиотеке Одесской национальной музыкальной академии имени А. В. Неждановой, а также в методическом пособии Н.Ф. Войцеховской "Одесская Вокальная школа. Ее история и достижения" (Одесса, 1982).

Наиболее известные выпускники Ю.А. Рейдер – народный артист РСФСР С. Мигай, народный артист СССР М. Гришко, народный артист УССР М. Бем, заслуженная артистка УССР О. Благовидова, профессор И. Райченко, заслуженный артист РСФСР Б. Гефт.

Анализируя и систематизируя методы преподавания Ю. Рейдер, А. Аслановой, В. Селявина, можно уверенно сказать, что они все внесли большой вклад в формирование и развитие Одесской школы вокального искусства.

Ю. Рейдер создала целую плеяду последователей своей вокальной методики, олицетворенную ее учениками – О.М. Благовидовой (заведующей кафедрой 1944-1974 гг.), И.В. Райченко, Ф.И. Дубиненко, М.В. Голятовской.

Рáйченко-Скуфати Инна Владимировна (11.08.1892, г. Кишинев, Молдова) – выдающаяся певица, ученица профессора Ю. А. Рейдер, профессор Одесской консерватории.

И. Райченко окончила Одесскую консерваторию в 1920 году. С 1922 по 1924 год работала в Одесском оперном театре, с 1944 – преподаватель сольного пения, с 1954 – доцент Одесской государственной консерватории, с 1959 – профессор Одесской государственной консерватории.

За период педагогической работы подготовила большое количество ярких исполнителей-артистов оперных театров, лауреатов Международных и Всесоюзных конкурсов. Среди них: народная артистка УССР профессор, академик Г.А. Поливанова, артисты Тихонова, Затинайло, а также профессор, заслуженный деятель искусств Украины Н.Ф. Войцеховская.

Дубинéнко Федор Игнатьевич (12.01.1898, г. Херсон – 1974, Одесса) – известный певец, талантливый педагог, профессор.

Окончил Одесский музыкально-драматический техникум как исполнитель (1925) и Одесский музыкально-драматический институт как педагог (1929).

С 1927 по 1941 год работал в Одесской государственной консерватории в должности преподавателя, а после демобилизации, с 1948 года в должности доцента. С 1950 по 1958 год был заместителем директора Одесской консерватории; в 1952 году работал на должности профессора, с 1957 по 1961 год был заведующим кафедрой сольного пения, с 1965 – профессором.

Среди выпускников Ф. Дубиненко много лауреатов Республиканских, Всесоюзных, Международных конкурсов, солистов театров СССР, среди них: Е. Молчанова, П. Красуля, А. Богарченко, К. Каменьянова (заслуженная артистка УССР) и др.

За многолетнюю деятельность Ф. Дубиненко награжден орденом "Знак Почета", Почетной грамотой Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры, знаком "За отличную работу" МК СССР.

Урбан Наталья Аркадьевна (1.01.1904 – 05.10.1961, г. Киев) – известная певица (сопрано), педагог, доцент, профессор. Окончила Киевскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского (1925) по классу профессора А.А. Муравьева (преподаватель выдающихся певцов И. Козловского, С. Гайдай, Л. Руденко, Д. Евтушенко, Н. Захарченко, Н. Скоробогатько и др.).

Н. Урбан работала солисткой государственных театров Украины (Киевского, Одесского, Луганского, Днепропетровского, Харьковского, Магнитогорского) в должности ведущего сопрано, с 1944 года – преподаватель кафедры сольного пения Одесской государственной консерватории имени А. В. Неждановой. В 1954 году получила звание доцента, с 1958 года – профессор.

Среди учеников Натальи Аркадьевны следует отметить народную артистку РСФСР профессора, лауреата международных конкурсов Г. Олейниченко, народную артистку Украины, профессора, лауреата I Всеукраинского конкурса вокалистов О. Фоменко и др.

Н.А. Урбан вела и научно-методическую работу. Среди ее публикаций: методические работы исторически педагогического плана – "Развитие русской музыкальной школы", "Курс лекций по методике вокала" (изд. "Музгиз", Москва) и др.

Н. Урбан награждена медалью "За трудовую доблесть".

Все годы своей педагогической деятельности они посвятили созданию Одесской вокальной школы, и по сей день составляют славу Одесской консерватории и отечественного вокального искусства.

В 1945 году кафедру сольного пения возглавила выдающаяся личность, талантливая певица и педагог, профессор, народная артистка Украины Ольга Николаевна Благовидова. В состав кафедры входили специалисты-профессионалы, талантливые музыканты, которые составили второе поколение педагогов кафедры сольного пения. Это ученицы Ю. А. Рейдер – И.В. Райченко, М.В. Голятовская, Ф.И. Дубиненко, Н.М. Бартош-Седенко, а также воспитанница Киевской консерватории Н. А. Урбан, которая училась в классе С. Мотте в Харькове.

О.Н. Благовидова продолжила и воплотила в жизнь идею своего педагога Ю. А. Рейдер о создании единых методических принципов, единого монолитного коллектива, питающегося от одного корня – от богатой культурной традиции многих поколений выдающихся певцов, составляющих славу Одесской вокальной школы.

Получив прекрасное музыкальное образование, обладая знанием иностранных языков, накопив огромный оперный и камерный репертуар, О. Н. Благовидова стала действительно авторитетным объединяющим фактором, который привел кафедру сольного пения к закономерным победам в Украине и на международном уровне.

Благовидова Ольга Николаевна (апрель 1905 г. Ленинград – 23.10.1975 г., г. Одесса) – выдающаяся певица (меццо-сопрано), лауреат I Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, народная артистка Украины, талантливый педагог, профессор, заведующая кафедрой сольного пения (1944-1974), один из основателей Одесского вокальной школы.

О.Н. Благовидова в 1925 году окончила музыкально-драматический институт по классу рояля и пения с отличием (класс легендарной певицы, педагога, профессора Ю. А. Рейдер). Работала в Большом театре СССР в Москве (1928-1931); в Тбилисском театре оперы и балета (1931-1932); в Одесском театре оперы и балета (1932-1941); в конце июня 1941 года в составе солистов театра эвакуировалась в Алма-Ату, где продолжала работать в театре оперы и балета (1941-1944); в июне 1944 года в соответствии с государственным указом вернулась в Одесский театр оперы и балета (1944 – март 1948).

Параллельно с исполнительской деятельностью, О. Благовидова преподавала сольное пение в Одесской музыкальной профессиональной школе (1925-1928), с 1933 года работала в Одесской государственной консерватории в должности преподавателя, с 1939 года – в должности доцента, с 1948 – заведующей кафедрой, с 1951 – профессора.

Среди воспитанников О.Н. Благовидовой – народные и заслуженные артисты, жемчужины вокального искусства Одессы, Украины, СССР, а именно: народная артистка СССР Б. Руденко, народная артистка УССР С. Христич, народная артистка Украины Н. Огренич, А. Бойко, заслуженные артистки УССР Т. Мороз и А. Джамагорцян и др.

Преемственность педагогических традиций на кафедре сольного пения была необходима для создания более глубокого фундамента методического мастерства и закрепления достигнутого опыта. Для этого было много предпосылок, в том числе создание благоприятной научно-творческой среды, обмен опытом не только в Украине, но и за ее пределами, а главное – возможность демонстрировать и пропагандировать результаты работы на республиканских, всесоюзных и международных конкурсах и вокально-методических конференциях.

Результаты были впечатляющими. Достаточно перечислить имена наиболее выдающихся исполнителей: народные артисты – Е. Чавдар, Т. Пономаренко, Р. Сергиенко, Г. Олейниченко, Г. Поливанова, А. Фоменко, Е. Молчанова, Б. Руденко, С. Христич, С. Лысак, Б. Зайцев, А. Бойко, С. Рудес, М. Огренич, Л. Жилкин, И. Яценко, А. Капустин, Л. Зырянова, И. Пономаренко, Л. Ширина; заслуженные артисты – В. Каталаева, П. Василевская, М. Терзиан, Г. Каченовский, А. Погребной, Г. Мартиросова, В. Нещеретный, В. Дмитриева, Г. Красуля, Л. Романенко, В. Олейникова, Т. Мороз, А. Джамагорцян, Н. Нефедова, В. Слюсаренко, Л. Громыко, Жариков, В. Тарасов, Н. Каримян, В. Навротский, Л. Шемчук, Н. Шакуни, Г. Жадушкина, заслуженный деятель искусств – Н. Войцеховская, профессор – Л. Цуркан.

Теперь можно было говорить о создании Одесской вокальной школы, которая на всех уровнях отличалась безупречной техникой вокализации, академичностью, верным пониманием стиля, искренностью и эмоциональностью исполнения.

Как заведующая кафедрой, О. Н. Благовидова большое внимание уделяла дисциплине и требовала серьезного, вдумчивого отношения к профессии как от студентов, так и от преподавателей. Она считала, что посещение академических концертов кафедры, спектаклей в оперной студии является продолжением учебного процесса, а спектакли в оперном театре и концерты филармонических коллективов обогащают духовный мир, расширяют музыкальный кругозор будущих артистов.

Огромное значение О.Н. Благовидова предоставляла разработке методических аспектов в научной деятельности преподавателей, закреплению общих педагогических принципов. Всего за время ее пребывания в должности заведующей кафедрой окончили консерваторию 309 студентов-вокалистов.

Поддерживая идею преемственности, Ольга Николаевна приглашает на работу своих выпускников: народного артиста Украины М.Л. Огренича, заслуженных артистов Украины Т.В. Мороз и А.В. Джамагорцян; учениц И.В. Райченко – народную артистку Украины Г.А. Поливанову, заслуженного деятеля искусств Украины Н.Ф. Войцеховскую; ученика Ф.И. Дубиненко – заслуженного артиста Украины В.С. Нещеретного; ученицу Н.А. Урбан – народную артистку Украины А. Н. Фоменко.

Органично вливается в коллектив кафедры выпускник Харьковской консерватории по классу профессора П.В. Голубева, солист Одесского оперного театра, заслуженный артист Украины Е.Н. Иванов.

Именно эти фигуры составили прочную основу третьего поколения педагогов кафедры сольного пения.

Незаменимым помощником педагогу в деле становления певца является концертмейстер. Яркий след на этом поприще в истории кафедры оставили: Б.А. Энтина, Р.Я. Кауфман, Л. Корсаюцкая, Д.М. Галагорская, Е.Н. Лехтер, Г.И. Ойгензихт, Н.С. Корсун, М.Н. Мельничук, Е.Б. Штейнберг, М.И. Сергиенко, В.А. Беляева, а также заслуженная артистка Украины Л.И. Иванова.

В 1976 году кафедру возглавила бывшая выпускница класса И.В. Райченко, народная артистка Украины Галина Анатольевна Поливанова. Замечательная певица, более 20 лет работала на сцене оперного театра и имела огромный оперный и камерный репертуар, она к тому же оказалась и яркой личностью, талантливым педагогом и руководителем, который открыл новую страницу в истории кафедры сольного пения Одесской государственной консерватории.

Огрéнич Николай Леонидович (08.12.1937, с. Ивановка, Одесской обл. – 12.04.2000 г., г. Одесса) – выдающийся прославленный певец (тенор) с мировым именем, лауреат Международных конкурсов: в г. Вервье и конкурса им. П. Чайковского (I премия и Золотая медаль), педагог, общественный деятель, ректор Одесской государственной консерватории имени А. В. Неждановой (1984-2000), профессор, народный артист УССР, член-корреспондент Академии искусств Украины, почетный гражданин Одессы.

Н.Л. Огренич за многолетний труд награжден Орденом "За заслуги" III степени (1997), Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Эстонской ССР, юбилейной медалью (к 100-летию В. Ленина).

Николай Леонидович окончил Одесское музыкальное училище (1964) и Одесскую государственную консерваторию по специальности "Сольное пение" (класс профессора О. Благовидовой, 1968). Начал работать солистом театра музыкальной комедии, еще будучи студентом консерватории. В 1966 году был приглашен на должность ведущего солиста Одесского театра оперы и балета. С 1967 по 1969 год стажировался в Миланском театре "Ла Скала", а в 1970 году начал работать в Одесской государственной консерватории имени А.В. Неждановой: сначала в должности преподавателя, а затем – доцента (1983), ректора (1984), профессора (1988).

Н. Огренич гастролировал более чем в 40 странах, а в его репертуаре было около 400 произведений.

Ученики Н.Л. Огренича стали обладателями первых премий на престижных Международных конкурсах вокалистов, многие из них украшают сцены наиболее известных оперных театров мира (К. Андреев, Г. Зиневич, В. Горай и др.).

Иванóв Евгений Николаевич (26.05.1936, г. Харьков – 06.04.1991, г. Одесса) – выдающийся певец (бас) с мировым именем, лауреат Республиканского фестиваля молодых исполнителей, Всесоюзного конкурса вокалистов, украинского республиканского конкурса вокалистов, профессор, заведующий кафедрой оперной подготовки (1987-1991), заслуженный артист УССР.

Е.Н. Иванов окончил Харьковскую государственную консерваторию (1959) по специальности "Сольное пение". Сразу был приглашен на работу в Одесский оперный театр. С 1964 года он начал преподавать на кафедре сольного пения Одесской государственной консерватории имени А.В. Неждановой, совмещая педагогическую деятельность с работой в оперном театре. С 1977 года – доцент кафедры, с 1987 – профессор.

Среди учеников Е.Н. Иванова – народные и заслуженные артисты, лауреаты многочисленных разнообразных конкурсов, а именно: М. Кит (заслуженный артист РСФСР, лауреат Международного конкурса в Барселоне), профессор кафедры сольного пения В. Навроцкий (заслуженный артист РСФСР, лауреат Всесоюзного конкурса) Д. Харитонов (лауреат Всесоюзного конкурса им. Глинки) и др.

Е.Н. Иванов награжден премией Гособразования СССР (1988) и знаком «За отличную Работу» Министерства культуры СССР.

Фомéнко Александра Николаевна (08.03.1923, г. Бершадь, Винницкая обл.) – известная певица (лирическое сопрано), педагог, народная артистка Украины, профессор, лауреат Республиканского фестиваля молодых исполнителей (1957), лауреат I премии I Всеукраинского конкурса вокалистов (1959).

А.Н. Фоменко присвоены многочисленные награды, а именно: Орден "Знак Почета" (1960), Почетный золотой знак отличия Одесской обладминистрации, а также Митрополита Киевского и всея Украины Предстоятеля Украинской православной церкви Владимира, орден Украинской Православной Церкви Святой Великомученицы Варвары (2003).

Александра Николаевна участник ВОВ, награждена восьмью медалями.

Свой творческий путь начала в Тульском музыкальном училище, которое окончила в 1950 году (класс преподавателя А.П. Успенской, ученицы Н. Райского – педагога С.Я. Лемешева). Продолжила образование в Одесской государственной консерватории имени А.В. Неждановой, которую окончила в 1954 году по специальности "Сольное пение" (класс профессора Н.А. Урбан, ученицы А. Муравьева); затем – Киевский государственный университет, факультет западных языков и литературы (немецкое отделение).

А. Фоменко работала солисткой Одесской областной филармонии (1955-1980). С 1959 по 1980 год совмещала концертную деятельность с педагогической в Одесской государственной консерватории, с 1980 года на постоянной работе в консерватории, с 1981 года – доцент, с 1991 – профессор.

Ею создано более 30 сольных программ, большинство из которых посвящены украинской музыке и на тексты украинских поэтов (Т. Шевченко, И. Франко, Л. Украинка, В. Сосюры и др.), а также большое количество авторских концертов из произведений В. Косенко, Ф. Надененко, К. Данькевича, Ю. Мейтуса, Т. Малюковой-Сидоренко и др. Она успешно выступала с симфоническими оркестрами и творческими коллективами Украины – капеллой "Думка", "Трембита". Работала с выдающимися дирижерами Н. Рахлиным, М. Покровским, Ю. Алиевым и др.; гастролировала с сольными концертами в городах УССР, РСФСР, Молдовы, Прибалтики, Закавказья, Сибири, а также за рубежом – в Японии, Канаде, Финляндии, Германии и др.; озвучила два известных кинофильма – "Черноморочка" и "Весна на Заречной улице".

Имя А.Н. Фоменко занесено в музыкальную энциклопедию СССР, "Художники Украины", "Твои имена, Одесса", а также в Биографический энциклопедический словарь "Женщины Украины".

А.Н. Фоменко воспитала более чем 35 выпускников, среди них: Т. Буркацкая – заслуженная артистка Украины и лауреат 5-ти международных конкурсов, А. Стаховская – народная артистка Украины, профессор, солистка Одесской филармонии, доцент кафедры сольного пения ОНМА; Г. Шестернева (работает в Германии – оперная певица, лауреат 3-х Международных конкурсов); лауреаты Международных конкурсов – Н. Логвинова, Л. Тихая, А. Меджидова, дипломанты Международных конкурсов – Т. Лебедева, А. Небога, А. Меджидова и др.

Войцехóвская Наталья Федосеевна (07.11.1927) – талантливая певица (меццо-сопрано), педагог, заслуженный деятель искусств Украины, профессор, награждена медалями "За отличную работу", "К 50-летию Победы", "Ветерану труда", "Золотая награда губернатора ".

Н. Войцеховская окончила Одесскую консерваторию в 1954 году по специальности "Сольное пение" (класс профессора И. Райченко).

Большое количество учащихся Войцеховской Н.Ф. стали лауреатами Национальных и Международных конкурсов, получили почетные звания заслуженных артистов Украины. Среди них: Н. Шакуни, В. Ревенко, Л. Стадниченко, И. Берлизова и др. Ее воспитанники работают сейчас на кафедре сольного пения. Это кандидат искусствоведения, доцент А. Кулиева, ст. преподаватели Л. Самохлиб и Л. Васютинская.

Среди научных работ Натальи Федосеевны: "Применение методов исследования в учебном процессе при обучении студентов-вокалистов" (1982), "Одесская Вокальная школа, ее история и достижения" (1982) и др.

Мороз Таисия Владимировна (03.08.1936, г. Киев) – известная оперная, камерная певица, педагог, профессор, заслуженный артист Украины, лауреат конкурса молодых оперных певцов (1963).

Т. Мороз окончила Одесскую государственную консерваторию имени А. В. Неждановой (1964), обладательница персональной стипендии Л. Ревуцкого. С 1963 года работала солисткой Одесского государственного театра оперы и балета, с 1965 – преподаватель Одесской консерватории, затем – доцент, профессор.

Т. Мороз осуществила фондовые записи на радио и телевидении (Киев, Москва, Одесса), проводила многочисленные мастер-классы, гастролировала по городам Украины, СНГ и зарубежья. Озвучила ряд кинофильмов, среди которых "Молодые голоса", "Твои имена, Одесса".

Среди учеников Таисии Владимировны – лауреаты национальных и международных конкурсов: М. Выскворкина, А. Перетятько, Н. Болдырева и др.

Среди публикаций: методическая работа «Виховання високих голосів в класі професора народної артистки України Благовидової О. М.».

Тетеря Юрий Ефимович (27.08.1938, г. Нижний Тагил – 02.10.2007, г. Одесса) – выдающийся преподаватель-методист, певец (тенор), доцент кафедры сольного пения Одесской национальной музыкальной академии имени А.В. Неждановой.

Окончил Одесскую государственную консерваторию имени А.В. Неждановой, класс преподавателя Голятовского М.В. Он работал преподавателем вокала в Южноукраинском университете имени К.Д. Ушинского, преподавателем кафедры сольного пения Одесской национальной музыкальной академии имени А.В. Неждановой, позже – доцентом.

Среди учеников Юрия Ефимовича лауреаты многих Национальных и Международных конкурсов, ведущие певцы мировых оперных театров – Виталий Белый, Юрий Миненко, Иван Синица, Иван Газинский, Сергей Узун и др.

Проводил большую методическую работу, разрабатывал и внедрял авторскую методику преподавания вокала и постановки голоса. Среди публикаций:

  • «Компоненти професійного становлення чоловічого співочого голосу. Навчальний посібник за курсом «Методика постановки співочого голосу». – Одеса: ОДМА, 2002. – 24 с.
  • Общие и специальные певческие способности : курс лекций «Методика обучения пению». – Одесса: ОГМА, 2002. – 24 с.
  • Основы профессионального пеня – музыкальность и техника : курс лекций «Методика обучения пению». – Одесса : ОГМА, 2002. – 23 с.
  • Основы чувственной сферы певца курс лекций «Методика обучения пению». – Одесса: ОГМА, 2002. – 23 с.

Сегодня кафедра сольного пения объединяет специалистов разных поколений, а именно:

Концертмейстеры кафедры сольного пения:

 

Информацию подготовили​​: профессор Г. А. Поливанова, и.о. профессора А. В. Стаховская.