История кафедры оркестровых духовых и ударных инструментов
Все жанры оркестровой музыки – от шедевров, созданных композиторами разных возрастов, до современной музыки, которые звучат в исполнении симфонических, духовых, эстрадных и камерных оркестров представляют собой неотъемлемую часть нашей культуры, нашей жизни. Духовым инструментам во все времена придавалось важное значение, они были участниками знаменательных событий, свидетелями побед и поражений, сопровождали повседневную жизнь, как богатых, так и бедных слоев общества.
Как только первобытные люди научились добывать звуки из тростника, морских раковин, рогов животных, они стали активно использовать их – сначала на охоте, позже в различных обрядовых и праздничных церемониях.
Постепенно объективные жизненные запросы заставили человека думать о совершенствовании этих простейших музыкальных инструментов, которые в процессе эволюции прошли путь развития и разделились на три разновидности современных духовых инструментов: 1 – флейты, 2 – инструменты язычкового типа (гобои, кларнеты и фаготы), 3 – потомки современных медных духовых инструментов, в основе звукоизвлечения которых лежит колебания воздушного столба, образующийся непосредственно с помощью губ.
Духовые музыкальные инструменты занимали видное место в жизни наших предков, живших на территории Киевской Руси. Они сопровождали различные придворные церемонии, звучали на банкетах в богатых домах бояр и купцов, музыканты принимали участие в приемах послов и в военных баталиях. Сохранились многочисленные фрески в Софиевском соборе Киева и старинные летописные документы, свидетельствующие о высоком уровне исполнительства на духовых инструментах в те времена.
В 1794 году на юге Российской империи на берегу Черного моря был основан и начал свое бурное развитие город Одесса, который в очень короткое время стал одним из выдающихся центров музыкальной культуры Юга России.
Здесь совпадали не только торговые пути, брали свое начало во многих странах мира, но и жизненные и творческие пути выдающихся музыкантов, которые играли в оркестрах, выступали в концертах, работали преподавателями и часто оседали в городе на постоянное жительство. В середине XIX века Одесса была третьим городом Российской империи, где происходили все самые значительные культурные события, за ней закрепляется титул "Южной Пальмиры".
Одесские газеты 1830 года пишут об активности концертной деятельности исполнителей на духовых инструментах и это вероятно связано с конструктивным решением хроматизации медных духовых инструментов, которые получили право на сольные выступления и новым романтическим направлением в исполнительстве. Газеты объявляют о концерте первого валторниста театра А. Кредацци, гобоиста Маньябло, кларнетиста Беллети, трубача Вендта, гобоиста оркестра Парижской оперы Оливье, валторниста Л. Савари, кларнетиста Леонардо Филиппи и других. Об этом пишет в "Музыкальном Вестнике" К.Э. Мюльберг.
Слава Одессы в целом связана с деятельностью выдающихся исполнителей, но к развитию музыкальной жизни в городе проявляли большую заинтересованность и наиболее известные композиторы того времени, своими визитами плодотворно влияли на культуру и развитие исполнительства в городе, вписывали значительные страницы в ее славную историю.
В 1884 году было открыто отделение Императорского русского музыкального общества (ИРМО), а в 1897 году Одесское музыкальное училище. В конце восьмидесятых годов А. Г. Рубинштейн выдвинул идею об открытии двух государственных консерваторий – на севере (инструментально-симфоническая музыка) и на юге (вокал). В числе возможных претендентов он назвал Одессу, учитывая благоприятный местный климат для певцов.
Открытие в Одессе ИРМО, а позже музыкального училища способствовало организации симфонического и духового оркестров, активизировало приезды в наш город известных исполнителей, композиторов и дирижеров. Начиная с 1869 года в Одессу неоднократно приезжали исполнители Генрик и Иосиф Венявские (скрипка и ф-но), Пабло Сарасате скрипка (1876). За дирижерским пультом одесская публика того времени видела известных композиторов – П. И. Чайковского (1887, 1893), Н. А. Римского-Корсакова (1894), А. С. Аренского (1891, 1902, 1904), Н. В. Лысенко (1893), Э. Ф. Направника (1894), А. Н. Скрябина (1887, 1911, 1914) , С. В. Рахманинова (1895, 1911, 1913), А. К. Глазунова (1908, 1912, 1927), П. Масканьи (1908), М. М. Ипполитова-Иванова (1909), Р. М. Глиэра (1910, с 1913 - 1953 многократно) и других.
В музыкальной жизни Одессы красной строкой вписана творческая деятельность исполнителей на духовых инструментах, игравших в оркестре оперного театра, в симфонических собраниях, на концертных эстрадах и закрытых вечерах академических концертов в учебных заведениях. Наиболее ярким и авторитетным исполнителям доверяли педагогическую работу в музыкальной школе и музыкальном училище, позже – в консерватории.
Среди выдающихся событий культурной жизни Одессы 1871 года следует выделить концерты профессоров Петербургской консерватории – корнетиста В. Вурма и виолончелиста К. Давыдова состоявшихся в рамках гастрольной поездки по южным городам России. Характеризуя игру В. Вурма рецензент писал: «... невероятно, какие мягкие, бархатные звуки извлекал этот артист». Пресса Одессы очень оперативно и подробно освещала все концерты, происходившие в городе, не оставляя своим вниманием духовые инструменты.
За короткое время после открытия в Одессе музыкального училища (1897), благодаря высокому профессиональному уровню преподавательского состава, были подготовлены квалифицированные национальные кадры исполнителей на духовых инструментах, которые стали украшением творческих коллективов страны.
Выпускники училища Я. Б. Скоморовский (труба), В. Халип (фагот), Л. Я. Могилевский (труба), А. Ф. Лопатин (валторна), С. А. Чернецкий (тромбон), М. И. Табаков (труба) работали оркестровыми музыкантами и заслужили уважение выдающихся музыкантов России.
В 1913 году царским правительством принимается решение об открытии консерватории в городе Одессе, это была четвертая консерватория в России и первая на территории нынешней Украины. И в этом же году была создана кафедра духовых и ударных инструментов, где преподавателями духовых инструментов стали лучшие специалисты того времени: Л. В. Роговой (флейта), В. Шамраев (гобой), П. Фидлер (кларнет), Г. Гауэр (фагот), В. Рихтер (валторна), Л. Я. Могилевский (труба), Г. М. Лаецо (тромбон), которые имели большой преподавательский опыт работы в музыкальной школе и музыкальном училище.
Согласно свидетельству Биографического словаря, с Одессой связаны имена многих выдающихся исполнителей на медных духовых инструментах.
Табаков Михаил Иннокентьевич родился 19 января 1877 года в Одессе, в семье рабочего порта. Игре на трубе учился в музыкальной школе и музыкальном училище Одессы (1889 - 1891). С 1891 года – артист оркестров Одессы, Симферополя, Севастополя, Тбилиси, Ростова на Дону и Москвы. Основатель русской советской школы игры на трубе, заслуженный деятель искусств РСФР, профессор, доктор искусствоведения один из организаторов и руководителей "Персимфанса" (первый симфонический ансамбль без дирижера).
Чернецкий Семен Александрович родился 24 октября 1881 года в Одессе – тромбонист, дирижер, педагог, композитор, заслуженный деятель искусств РСФР, лауреат Государственной премии СССР. В своей автобиографии С. Чернецкий пишет: «Первое музыкальное образование я получил дома, затем меня отдали в Одесское музыкальное училище по классу тромбона проф. Г. М. Лаецо ...». 1900-1910 – капельмейстер военных оркестров Одессы и Кишинева. 1911-1917 – обучение в Петербургской консерватории в классах композиции и дирижирования. В Московской консерватории на военном факультете преподавал дирижирование и строевой репертуар. С 1924 по1948 год – главный инспектор оркестров Красной армии и Флота.
Орвид Георгий Антонович родился 25 ноября 1904 года в городе Вознесенске Николаевской губернии – трубач, педагог, лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей на духовых инструментах (1941), заслуженный деятель искусств РСФР, профессор. В Одессе прошли его юношеские годы, играл в городском духовом оркестре, был участником отряда "Красного казачества" как трубач и военнослужащий. В 1927 году окончил Киевскую консерваторию, с целью повышения квалификации поступил на старшие курсы Московской консерватории в класс М.И. Табакова, где в 1931 году началась его деятельность в качестве преподавателя класса трубы.
С Одессой связано имя Н. Г. Рахлина, выдающегося дирижера, Народного артиста СССР. Он родился 10 января 1906 года в Сновске (ныне г. Щорс) Черниговской губернии. Юношеские годы прошли в Одессе, был воспитанником и играл на трубе и баритоне в военном оркестре отряда "Красного казачества" Григория Ивановича Котовского. До последних лет своей жизни любил и часто приезжал в Одессу, систематически выступал как дирижер с филармоническим оркестром. Профессор Лео Гинзбург писал о нем: «Если сложить всех нас советских дирижеров – не будет и половины Рахлина».
В тридцатых годах прошлого века произошло пополнение преподавательского состава кафедры духовых инструментов Одесской консерватории молодыми, талантливыми преподавателями, что плодотворно повлияло на развитие исполнительства на духовых инструментах в Одессе. На должность преподавателя классу валторны был приглашен выпускник Петербургской консерватории, солист Одесского оперного театра (1-я валторна) А.Ф. Лопатин, класс фагота возглавил М.Р. Погребняк, тромбона и тубы – А.О. Лившиц (бас-тромбонист симфонического оркестра оперного театра). И как следствие – в довоенный период появился ряд ярких выпускников, которые стали украшением профессиональных музыкальных коллективов Советского Союза: трубач – Г.Д. Леонов (композитор, дирижер, позже – преподаватель консерватории, доцент) валторнист – Ф. Дубинский (с 1935 года солист симфонического оркестра Большого театра СССР), Д.Г. Гершфельд (солист Кишиневского симфонического оркестра, заслуженный деятель искусств Молдавской ССР, ректор Кишиневской консерватории) тромбонист – В. Кирасиров (солист симфонического оркестра Большого театра СССР), К.М. Ененко (доцент Кишиневской консерватории), Булыгин (заслуженный артист Узбекской ССР), О.М. Карножицкий (солист симфонического оркестра Одесской филармонии) В.П. Базилевич (органистка, дирижер, доцент кафедры духовых и ударных инструментов), кларнетист В.П. Ползун (заслуженный деятель искусств Украины, профессор, академик, ректор Кишиневской позже Одесской консерватории).
В послевоенный период преподавателями кафедры духовых инструментов была подготовлено большое количество выдающихся исполнителей. Так, выпускник классу кларнета К.Е. Мюльберг в 1957 году стал лауреатом I премии Всесоюзного фестиваля советской молодежи и Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (III премия и Бронзовая медаль), флейтист С.И. Закорский (солист симфонического оркестра Одесской областной филармонии), позже получил почетное звание Заслуженного артиста Украины и ученое звание профессора кафедры духовых и ударных инструментов Одесской государственной консерватории имени А.В. Неждановой. Тромбонист Ф.М. Евтушенко занял должность солиста в Заслуженному симфоническом оркестре Российской Федерации, А.Ф. Егоров стал доцентом Донецкой консерватории, В.Ф. Калюжный, В.Ф. Готчев, И.И. Вапняр, О.А. Афанасьев, Е. Паламарчук – солистами симфонических оркестров Одессы и преподавателями музыкальных учебных заведений. Выпускники классу валторны преподавателя А.Ф. Лопатина – М.К. Чернявский, С.С. Степаненко и О.М. Березняк получили должности солистов симфонических оркестров оперного театра и филармонии в г. Одессе. Г. Ковпак, М. Станиславский (после выхода на пенсию преподавал класс валторны в Национальной музыкальной академии Украины имени П.И. Чайковского) и Н. Салий стали солистами оркестра Киевского театра оперы и балета имени Т.Г. Шевченко.
Позже, в соответствии с конкурсным прослушиванием, выпускники кафедры духовых инструментов гобоист М. Кононов, валторнист П. Грушовенко, А. Токаренко и трубач М. Баланко также стали солистами симфонического оркестра Киевского театра оперы и балета имени Т.Г. Шевченко, кларнетист Иван Оленчик получил должность солиста Государственного симфонического оркестра СССР (Москва). Четверо выпускников кафедры духовых и ударных инструментов Одесской государственной консерватории имени А.В. Неждановой являются преподавателями Национальной музыкальной академии Украины имени П.И. Чайковского (г. Киев): М. Кононов преподает гобой, М. Станиславский и П. Грушовенко – валторну, заслуженный артист Украины М. Баланко – трубу. М. Волков (выпускник 1972 года) преподавал кларнет в институте имени Гнесиных (Москва), заслуженный артист Украины В. Подольчук – трубу в Донецкой консерватории имени С.С. Прокофьева. Все преподаватели кафедры духовых и ударных инструментов Одесской музыкальной академии являются выпускниками Одесской государственной консерватории.
Преподавателями кафедры было воспитано большое количество лауреатов Республиканских, Национальных и Международных конкурсов, которые успешно выдерживают конкурсы на замещение должностей в ведущие творческие коллективы страны. Значительное количество выпускников награждено почетными званиями Заслуженных артистов Украины, Белоруссии и России: флейтист – С.И. Закорский (заслуженный артист Украины) кларнетист – К.Э. Мюльберг (заслуженный деятель искусств, профессор), И. Оленчик (заслуженный артист России), В. Томащук (заслуженный артист Украины) валторнист – В. Балащук (Заслуженная артистка России), В. Бондарчук (заслуженный артист Украины), Г. Шорсткий (заслуженный артист Украины), трубачи – М. Баланко, В. Подольчук и Ю. Кафельников (Заслуженные артисты Украины), Семенюк (заслуженный артист Беларуси), Д. Княжицкий и Б. Демидов (Заслуженные артисты АР Крым).
В 1970-80-х годах прошлого века произошла очередная смена преподавательского состава в классах медных духовых инструментов Одесской консерватории: В.М. Луб – труба, С.Г. Горовой и В.Ф. Готчев – тромбон, В.И. Бондарчук – валторна, В.М. Лисиця – ударные инструменты, что положительно отразилось на исполнительском уровне выпускников кафедры.
В концертных залах города Одессы систематически звучат произведения для духовых инструментов в сопровождении симфонического оркестра. Г. Кисельников исполнил с филармоническим оркестром концерт для трубы А.Г. Арутюняна (дирижер В. Дударова), В. Томащук – концерты для кларнета В.А. Моцарта и концертино К.М. Вебера, - концерты для валторны В.А. Моцарта № 2, 3, Р. М. Глиэра, Л. Колодуба № 1 и Р. Штрауса № 1 (дирижеры Г. Гоциридзе, В. Блинов, И. Шаврук и Н. Пономарчук). С сольными программами выступали фаготист С. Штикало и гобоист Б. Шестопал. Плодотворно работал первый флейтист Одесского филармонического оркестра, заслуженный артист Украины С.И. Закорский. Его высокое исполнительское мастерство всегда была украшением симфонических и камерных концертов (солистом Одесского филармонического симфонического оркестра работал до 1993 года, преподавателем консерватории – до 1998 года). Репертуарный список Станислава Ивановича насчитывает более 200 произведений, он был одним из наиболее выдающихся концертных исполнителей-духовиков за всю историю кафедры духовых инструментов Одесской консерватории.
В сопровождении Одесского филармонического оркестра в 1974 году выступал народный артист СССР, трубач Т.А. Докшицер. В зале театра оперы и балета выступали исполнители на духовых инструментах из разных стран мира: 2003 г. – Джон Уоллес (Англия) с концертом Гуммеля для трубы с симфоническим оркестром и Брасс квинтет "Коллекция Уоллес" в составе Джон Уоллес и Джон Миллер трубы, Пол Гардхем валторна, Саймон Гантон тромбон и Энтони Джордж туба. Солист симфонического оркестра Венской филармонии (Австрия) Дитмар Кюбльбек исполнил в зале филармонии концерт для бас-тромбона Х. Ебенхоха (22 июня 1994 г.) и концерт А. Томази для тромбона с оркестром (сентябрь 2001 г. и 2010 г.) в сопровождении Одесского государственного симфонического оркестра. В мае 2004 года в зале консерватории состоялся концерт выпускников Санкт-Петербургской консерватории, лауреатов Международных конкурсов – тромбониста Александра Горбунова (солиста Российского симфонического оркестра под руководством В. Спивакова) и кларнетиста Сергея Рымаря.
В 2006 году в зале филармонии Национальным Одесским филармоническим оркестром была исполнена Концертная симфония В.А. Моцарта для гобоя, фагота, кларнета и валторны, солисты – Б. Шестопал (гобой), С. Штикало (фагот), В. Бондарчук заслуженный артист Украины (валторна), В. Томащук заслуженный артист Украины (кларнет). В помещении Русского театра состоялся концерт-бенефис Заслуженного артиста Украины В. Томащука (кларнет).
В консерватории, музыкальном училище, в зале "Дома актера" и Литературном музее систематически проходят концерты, где звучит труба, валторна, тромбон, брасс ансамбли и деревянные инструменты. Важную роль в популяризации духовых инструментов и развитии исполнительского мастерства играют оркестры города: духовой оркестр Одесской государственной музыкальной академии имени А.В. Неждановой (дирижер заслуженный артист Украины, профессор В.М. Лясота), симфонический оркестр музыкальной академии (дирижер – академик С.Г. Мацоян), муниципальный духовой оркестр имени А.Я. Салика (дирижеры заслуженный работник культуры Украины М.С. Дзевик и заслуженный деятель искусств Украины и Польши С.П. Волынов), оркестр штаба Южного оперативного командования Вооруженных сил Украины (дирижеры подполковники В.Д. Семенов и И.М. Чирка), в репертуаре которых звучат произведения для медных и деревянных инструментов, которые пользуются большим успехом у слушателей. Звучат произведения классиков и современных авторов для духовых инструментов в Большом зале консерватории – это академические концерты, экзамены и открытые кафедральные концерты.
Сегодня все творческие коллективы Одессы укомплектованы высокопрофессиональными исполнителями, выпускниками кафедры духовых и ударных инструментов Одесской государственной консерватории имени А.В. Неждановой (ныне Одесская государственная музыкальная академия). В Национальных творческих коллективах Украины солистами оркестров работает большое количество ее выпускников – флейтисты В. Барило, С. Лаптев, А. Лазутина; гобоисты – М. Кононов, В. Дикий, А. Литовченко и И. Шаварский; кларнетисты – заслуженный артист Украины В. Томащук, И. Юзвак, М. Шевчук, В. Голяк; фаготисты – С. Штикало, В. Янчук, И. Грицюк, В. Ухов; валторнисты – заслуженный артист Украины В. Бондарчук, П. Грушовенко, А. Токаренко, П. Суржиков, К. Горелов, В. Мартынюк, И. Ефимов, Д. Земцов, Ю. Мандзий, А. Мельниченко, В. Апостол, И. Петриченко, Б. Карпенко, М. Чорпита, А. Пастухов, О. Маглеваний Д. Каковкин, В. Каланда; трубачи – заслуженный артист Украины М. Баланко, В. Семенюк, С. Ищенко, В. Ищенко и А. Семерюк; тромбонисты – М. Артюшенко, В. Росада, А. Цуканов, тубист В. Самойленко и другие.
Выпускники кафедры духовых инструментов Одесской консерватории плодотворно работают в филармонических симфонических оркестрах, оркестрах оперных театров, преподавателями музыкальных школ, музыкальных училищ и высших учебных заведений Украины. Значительная часть выпускников работает солистами оркестров за рубежом, что является свидетельством высокого уровня подготовки студентов в классах духовых инструментов Одесской консерватории (ныне – Одесской государственной музыкальной академии имени А.В. Неждановой).
Заведующие кафедрой духовых и ударных инструментов |
||
Л.Я. Могилевский (1913 – 1950)* |
М.Д. Покровский (1950 – 1955) |
|
Г.Д. Леонов (1956 – 1964) |
В.П. Базилевич |
|
В.М. Луб (1979 – 1989) |
К.Э. Мюльберг |
|
* В скобках указаны годы работы на должности заведующего кафедры |
Состав преподавателей кафедры духовых и ударных инструментов, начиная со дня основания Одесской государственной консерватории
1913-й год:
- Флейта – Роговой Л.В.
- Гобой – Шамраев В.
- Кларнет – Фидлер П.
- Фагот – Гауэр Г.
- Валторна – Рихтер В.В.
- Труба – Могилевский Л.Я.
- Тромбон – Лаецо Г.М.
1920-е годы:
- Флейта – Роговой Л.В.
- Гобой – Шамраев В., Штром Ю.С.
- Кларнет – Фидлер П., Чернятинский Н.Н.
- Фагот – Гауэр Г.
- Валторна – Рихтер В.В.
- Труба – Могилевский Л.Я.
- Тромбон – Лаецо Г.М., Лившиц А.О.
1930-е годы:
- Флейта – Роговой Л.В.
- Гобой – Штром Ю.С.
- Кларнет – Моравек А.Й., Чернятинский Н.Н.
- Фагот – Гауэр Г., с 1935 г. Погребняк М.Р.
- Валторна – Лопатин О.Ф.
- Труба – Могилевский Л.Я.
- Тромбон – Лившиц А.О.
- Ударные – Райкин ? ?
1944-й год:
- Флейта – Роговой Л.В., Ковлер М.Я. с 1948 г.
- Гобой – Наркутский П.В. с 1947 г.
- Кларнет – Базилевич В.П.
- Фагот – Погребняк М.Р.
- Валторна – Лопатин О.Ф.
- Труба – Могилевский Л.Я.
- Тромбон – Руденко А.П. с 1946 г.
- Ударные – Вотрин В.И.
1947 год. Преподаватели кафедры духовых и ударных инструментов:
М.Р. Погребняк (фагот), В.П. Базилевич (кларнет), Л.Я. Могилевский (зав. кафедрой, труба),
О.Ф. Лопатин (валторна), А.П. Руденко (тромбон).
1950-е годы:
- Флейта – М.Я. Ковлер
- Гобой – П.В. Наркутский
- Кларнет – В.П. Базилевич, с 1952 г. К.Э. Мюльберг
- Фагот, (гоб.) – П.И. Поползин
- Валторна – О.Ф. Лопатин
- Труба – Г.Д. Леонов
- Тромбон – А.П. Руденко
- Ударные – В.И. Вотрин
1960-е годы:
- Флейта – М.Я. Ковлер (до 1966 г.), с 1963 г.С.И. Закорский
- Гобой – М.К. Генари (с 1962 г.)
- Кларнет – К.Э. Мюльберг, В.П. Повзун с 1961 г.
- Фагот – П.И. Поползин, с 1966 г. М.И. Карауловский
- Валторна – О.Ф. Лопатин, с сентября 1967 г. О.М. Березняк
- Труба – Г.Д. Леонов
- Тромбон – В.Ф. Калюжный
- Ударные – В.И. Вотрин
1961 год. Преподаватели кафедры духовых и ударных инструментов.
Сидят: А.Ф. Лопатин, В. П. Базилевич, В. Яблонский (Киев), Г.Д. Леонов (зав. кафедрой), М.Я. Ковлер; стоят: В.Ф. Калюжный, К.Э.Мюльберг, П.И. Поползин.
1970-е годы:
- Флейта – С.И. Закорский (с 1963 г.)
- Гобой – М.К. Генари
- Кларнет – В.П. Повзун, К.Э. Мюльберг
- Фагот – Н.И. Карауловский
- Валторна – О.М. Березняк
- Труба – В.М. Луб с 1972 г.
- Тромбон – В.Ф. Калюжный, с 1977 по 1980 гг. Горовой С.Г.
- Ударные – Вотрин В.И., Лисиця В.О.
1970 год. А.Н. Березняк, В.Ф. Калюжный, М.К. Генари, Г.Д. Леонов,
К.Э. Мюльберг, В.И. Вотрин, С.И. Закорский.
1980-е годы:
- Флейта – С.И. Закорский
- Гобой – М.К. Генари
- Кларнет – В.П. Повзун, К.Э. Мюльберг
- Фагот – Н.И. Карауловский
- Саксофон – М.В. Крупей с 1979 г.
- Валторна – В.И. Бондарчук (1979 -1984), О.А. Осипенко (1984-1989)
- Труба – В.М. Луб
- Тромбон – В.Ф. Готчев
- Ударные – В.О. Лисиця
1987 год. Сидят: В.Ф. Готчев, С.И. Закорский, М.К. Генари, К.Э. Мюльберг, В.П. Повзун, М.И. Карауловский; стоят: О.А. Осипенко, М.В. Крупей, В.И. Фрейдман, И.М. Борух, И.К. Баранова (концертмейстер), С. Горохович (концертмейстер), В.М. Луб, Р. Гиндина (концертмейстер), Ю. Емельянов, А.И. Давиденко.
1990-е годы:
- Флейта – С.И. Закорский, с 1997 г. В.Е. Дзисюк
- Гобой – М.К. Генари
- Кларнет – В.П. Повзун, К.Э. Мюльберг, с 1992 г. З.П. Буркацкий
- Фагот – М.И. Карауловский, с 1995 года С.Г. Штикало
- Саксофон – Крупей М.В.
- Валторна – В.И. Бондарчук
- Труба – И.М. Борух
- Тромбон – В.Ф. Готчев
- Ударные – В.О. Лисиця
2003 год. Сидят: С. Туренко, Д. Маркова. К.Э. Мюльберг, И.К. Баранова, В.И. Бондарчук;
Стоят: И.М. Борух, В.Ф. Готчев, О.И. Скибинская, З.П. Буркацкий, М.В. Крупей, А.М. Рало, С.Г. Штикало, В.М Казимиров.
2000-й год:
- Флейта – В.Е. Дзисюк
- Гобой – М.К. Генари, с 2002 г. О.И. Скибинская
- Кларнет – К.Э. Мюльберг, З.П. Буркацкий
- Фагот – С.Г. Штикало
- Саксофон – М.В. Крупей
- Валторна – В.И. Бондарчук
- Труба – И.М. Борух, В.М. Казимиров
- Тромбон – В.Ф. Готчев
- Ударные – В.О. Лисиця, с 2002 г. А.Н. Рало
2010-й год:
- Флейта – В.Е. Дзисюк
- Гобой – О.И. Скибинская
- Кларнет – К.Э. Мюльберг, З.П. Буркацкий
- Фагот – И. Грицюк
- Саксофон – М.В. Крупей
- Валторна – В.И. Бондарчук
- Труба – И.М. Борух, В.М. Казимиров
- Тромбон – В.Ф. Готчев
- Ударные – А.Н. Рало
2006 год. Преподаватели кафедры духовых и ударных инструментов.
Сидят: И.М. Борух, В.Ф. Готчев, Г.М. Соболев (председатель государственной комиссии, Донецк), А.Н. Рало, З. Ургалиева (секретарь);
стоят: М.В. Крупей, В.И. Бондарчук, В.Е. Дзисюк, В. Паскаль, К. Э. Мюльберг
2007 год. Кафедра духовых и ударных инструментов.
Сидят: концертмейстеры А. Ковалева, В. Продан, Л. Швидкая, М. Петрова, К.Э. Мюльберг (зав. кафедрой), З. Ургалиева, Л. Михайлова, А. Скороход.
Стоят: О.И. Скибинская, И. Баранова, И.Н. Борух, З.П. Буркацкий, В.Ф. Готчев, С.Г. Штикало, М.В. Крупей, В.Е. Дзисюк, А.Н. Рало, В.И. Бондарчук.
2011 год. Кафедра духовых и ударных инструментов.
Сидят: М.В. Крупей, О.И. Скибинская, В.Ф. Готчев, З.П. Буркацкий, И.М. Борух;
Стоят: В.Е. Дзисюк, А.Н. Рало, В.И. Бондарчук, И. Грицюк.
Автор: и.о. профессора В.И. Бондарчук