Предлагаемая методическая разработка является теоретическим обобщением более чем десятилетней педагогической практики автора. Основой для написания данной работы послужили наблюдения, обобщения и способы разрешения различных практических трудностей, сформированные в работе с учениками класса композиции в детской музыкальной школе № 2 имени А. К. Глазунова.
Сегодня для педагога-композитора существует немало различных программ и методик преподавания композиции и импровизации в ДМШ, помогающих педагогу-композитору осуществлять его профессиональную деятельность (Г. Гельфгат. «Импровизация на фортепиано: программа и методические указания для детских музыкальных школ и школ искусств» [1]; «Программы и учебные планы по основам композиции для школ эстетического воспитания», куда включены различные методики преподавания киевских педагогов В. Журавицкого, П. Коропа, Н. Нестеровой, С. Островой [12]), создающие рекомендательную базу для преподавателей композиции.
Имеются пособия по композиции, представляющие описание авторских методик, применимых в большей степени к практике преподавания в музыкальных вузах, которые также полезны для педагога-композитора, работающего с детьми: Ф. Гнесин «Начальный курс практической композиции» [2], Е. Месснер «Основы композиции» [9], К. Цепколенко «Формирование личности студента-композитора (основные принципы методики обучения в классе композиции)» [18].
Отметим также работу Р. Столяра «Современная импровизация. Практический курс для фортепиано» [15], в которой рассматриваются отдельные элементы музыкального языка современной свободной импровизации, а построение материала по принципу «от простого к сложному» дает возможность применять данную методику в работе с учениками различного уровня подготовки.
Методическая библиотека одесского областного учебно-методического центра системы культуры пополнилась новым, очень нужным пособием методической разработкой К. И. Майденберг-Тодоровой « Методика преподавания композиции в детских музыкальных школах и детских школах искусств» (далее ДМШ и ДШИ).
Привлекательность данной работы состоит в обобщении автором собственного опыта занятии композицией с учениками ДМШ, а актуальность её выявляется при «оглядке» на нынешнее положение предмета в ряду прочих учебных дисциплин. В учебных планах для ДМШ и ДШИ изучение этою предмета обозначено как факультатив, т.е. необязательный предмет. Однако учебные программы ориентируют на профессиональное обучение (да и как может быть иначе в столь серьезном занятии!).
Противоречие требуется разрешить. Общеизвестно, что в музыкальных школах почти нет желающих стать профи, но осознавая, что для юных музыкантов в период становления умение сочинять способствует активному развитию, К. Майденберг-Тодорова озадачилась поисками средств адаптации реальных возможностей к необходимому. Так возникла предлагаемая система преподавания композиции, которую автор успешно реализует на практике вот уже несколько лет к ряду и впервые презентует в данной методическом разработке.
Рассматриваемое пособие адресовано учителям, воспитывающим юных музыкантов и не обязательно композиторов, вооружает их разнообразными формами работы с учениками. Четко обозначенные дидактические задачи, последовательное, буквально пошаговое описание действий педагога в ходе обучения, содействует росту учебных достижений учеников. В целом, автор опирается на традиционные приемы методики композиторства. Это накопление «звучащего багажа» из произведений различных авторов, их анализ, изучение принципов сочинения. Применение различных способов накопления «багажа»,
как то:
- прослушивание музыки,
- попытки создания звучащего материала как бы a priori (импровизация),
- создание задуманного звучащего материала, т.е. собственно сочинение,
- ознакомление с теоретической базой для сочинения...
«Фишка» в способах их применения.
К. Майденберг-Тодорова выступила с рядом методических продуманных, весьма эффективных организационных и тренажных предложений в ходе обучения композиции, что и создает ценность данной методической работы.
Во-первых, это разумно выстроенная классификация характеристик учащихся в зависимости от их профессионального потенциала и классификация тех форм и методов работы с учащимися, которые могут обеспечить успех обучения.
Во-вторых, даны обозначение как содержание предмета композиции в ГГМТТТ так и определение места названного предмета среди иных обучающих дисциплин. В методичке показана не просто общеизвестная полезность творческих занятий, в данном случае сочинение музыки, но и обоснована, рассмотрена такова как средство развития учащегося по индивидуальному плану, как способ ликвидации тормозящих обучение «личных» недостатков. Вооружившись названной методичкой, не только композиторы, но и музыковеды, педагоги исполнительских отделений также могут пытаться сочинять с учениками, соответственно извлекая пользу для общего музыкального обучения.
Автор предлагает высокий уровень требований для школьников- композиторов, к воспитанию музыкального слуха и вкуса учащихся привлекает немало образцов музыки мастеров XX-XXI века, знакомит с различными стилевыми направлениями, в накапливании «багажа» опирается на обширный список разнообразных музыкальных примеров, которые кажутся
непостижимыми для школьников, но благодаря предложенной методике, оказываются вполне посильными. Доказательством служит приложение из сочинений учеников класса К. Майденберг-Тодоровой.
В методичке также имеется вариант программы по композиции, который родился в результате осознанной, скрупулезной и последовательной работы в учащимися по предмету.
Методическая разработка К. Майденберг-Тодоровой содержательна, изложена доступным языком, логична по структуре, снабжена достаточным количеством музыкальных иллюстраций. Прилагаемый список использованной литературы демонстрирует основательность подготовки данного опуса, но также может быть использован и для приобретения более широких сведений по вопросу методики обучения композиции в детских музыкальных школах и детских школах искусств.