Монография посвящена исследованию феномена фортепианного исполнительства XX века, сформированного модернистской парадигмой пианистического символизма. Впервые представлена методологически базисная роль исполнительского фортепианного дискурса в определении методологической ориентировки современного музыкознания, традиционно опирающегося на композиторское творчество.
Книга предназначена для исследователей, педагогов, студентов, исполнителей-практиков, отзывающихся на современную эмансипацию исполнительской активности, воссоздающей комбинаторную многозначность музыкально-творческой деятельности Готики — Ренессанса.
Введение 5
Глава 1
СИМВОЛИЗМ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСКУССТВА XX- XXI ВЕКОВ В ПРОЕКЦИИ НА МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
1.1. Проблема стилей-направлений в композиторском — исполнительском творчестве в контексте лирического музыкального монологизма 11
1.2. Пианистическое искусство XX века в иерархии просимволистского и оркестрально-миметического качеств как проявление музыкально-стилевой парадигмы эпохи в целом 72
Глава 2
ФОРТЕПИАННЫЙ СИМВОЛИЗМ КОМПОЗИТОРОВ - ЛИДЕРОВ МОДЕРНА-АВАНГАРДА И ПОСТМОДЕРНА XX-XXI ВЕКОВ
2.1. Клавирная трактовка фортепиано в символизме- импрессионизме сочинений К. Дебюсси, А. Скрябина и их пролонгаторов в музыке XX века 120
2.2.Футуристические стилевые тенденции музики С. Прокофьева, Э. Вареза и утопизм фортепианных проявлений антиэстетизма А. Шенберга, клавирности Б. Бартока и др. 167
2.3. Авангард — поставангард в фортепианно- клавирном преломлении произведений О. Мессиана, И. Вышнеградского и их аналогов в искусстве России и Украины 204
Глава 3
СИМВОЛИСТСКИЙ ГЕНЕЗИС ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ОТКРЫТИЙ В ФОРТЕПИАННОЙ ИГРЕ XX-XXI ВЕКОВ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА И МУЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Клавирный символизм пианизма А. Скрябина и других великих наследников салонной традиции в XX веке 248
3.2. Г. Гульд в средоточии пианистического авангарда и поставангарда музыки XX века 280
3.3. Методологическая инновационность современного музыкознания в отражении стилевой эмансипации музыкального исполнительства и создании «нового целостного» анализа музыки 317
Заключение 332
Список использованной литературы 344
Приложение 1
1.1. И. Вышнеградский. Фрагмент ор. 5 380
1.2. Л. Берио. Секвенция IV 383
Приложение 2
Терминологический словар 386