Остроухова Н.В. Одесский оперный театр в историческом пространстве и времени
Автор: Н. В. Остроухова
Рецензенты: А. И. Самойленко, Л. Г. Белоусова
Издательство: Одесса: Астропринт, 2015
Тираж: 300 экз.
К-во cтраниц: 328
ISBN: ISBN 978-966-927-122-8
Вторая книга монографии посвящена театральной жизни Одессы с 1873 по 1887 г.
1 октября 1887 года состоялось открытие нового здания европейского оперного театра в Одессе. До этого события оперные спектакли исполнялись на сценах временных театров.
Происходило становление украинского театра. Появился жанр украинской оперы композитора Н. В. Лысенко. Ежегодно выступал украинский Театр корифеев, работали киевские, харьковские и одесские антрепризы. Широко была представлена разножанровая театральная культура европейских стран.
Книга рекомендована музыкантам различных специальностей, профессионалам и любителям, всем, кто интересуется театром и музыкой.
От автора 7
Введение 9
- I.Временные театры в Одессе 9
- II.Сводная афиша одесских театров в период с 1873-го по 1 октября 1887 года 13
Глава первая
ТРАДИЦИИ И НОВЫЕ ВЕЯНИЯ В ОПЕРЕ
- 1.1.Немного истории 24
- 1.2.Русская опера антрепризы Ф. Бергера (1873, 1874) 27
- 1.3.Русская опера антрепризы А. Е Меньшиковой и А. С. Раппорта (1875) 44
- 1.4.Гастроли итальянской оперы антрепризы Джордани и Моски (1875) 48
- 1.5.Русская опера антрепризы А. С. Раппорта (1879, 1880) 49
- 1.6.Оперная (русская и итальянская) антреприза Н. К. Милославского (1880, 1881) 51
- 1.7.Русская опера управляющего делами общества С. Е. Павловского (1881—1882) 60
- 1.8.Итальянская опера антрепризы Чиамни и Фридебурга (1882) 68
- 1.9.Значение русских оперных антреприз в период с 1873-го по 1882 г. 71
Глава вторая
ТЕАТРАЛЬНАЯ РЕФОРМА 1882 ГОДА
- 2.1.В поисках обновления 75
- 2.2.Подготовка к реформе 81
- 2.3.Девятнадцать ответов на девятнадцать вопросов 84
- 2.4.Наследие Театральной реформы 95
Глава третья
УКРАИНСКИЕ АНТРЕПРИЗЫ НА ОДЕССКОЙ СЦЕНЕ
- 3.1.Киевская итальянская оперная труппа под управлением Фиорини (1884) 100
- 3.2.Харьковская оперная труппа антрепризы М. Е. Медведева (1884). Опера Н. В. Лысенко «Різдвяна ніч» 103
- 3.3.Русская опера под управлением харьковского дирижера Н. Б. Эммануэля (1885) 111
- 3.4.Итальянская опера одесской антрепризы М. А. Максимова и Дж. Кавалларо (1885) 114
- 3.5.Итальянская опера дирекции Ди Джорджио и Лябруна (1886) 121
- 3.6.Итальянская опера под руководством Дж. Кавалларо (1886) (Товарищество артистов итальянской оперы) 125
- 3.7.Итальянская опера антрепризы Теодора де Глазера (1887) 127
- 3.8.Украинская опера на одесской сцене 131
Глава четвертая
К СОЗДАНИЮ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА
- 4.1.Народные театры 134
- 4.2.Роль композитора Н. В. Лысенко в создании и деятельности украинского театра 138
- 4.3.Театр корифеев 143
- 4.4.Первая украинская труппа антрепризы М. П. Старицкого в Одессе (1882—1885). Оперы «Запорожець за Дунаем» С. С. Гулака-Артемовского и «Утоплена» Н. В. Лысенко 148
- 4.5.Выступления труппы М. Л. Кропивницкого в Одессе (1885—1886) 156
- 4.6.Значение выступлений Театра корифеев в Одессе 157
Глава пятая
МНОГОГРАННОСТЬ ЖАНРОВ ЕВРОПЕЙСКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОДЕССЕ 162
- 5.1.Итальянский драматический театр (1875, 1878, 1880, 1881) 163
- 5.2.Французский музыкальный и драматический театр (1873-1879, 1882, 1886, 1887) 169
- 5.3.Немецкий театр (1879, 1884—1887) 183
- 5.4.Польский театр. Балет антрепренера Александра Луковича (1883-1885, 1887) 190
- 5.5.Греческий театр (1874, 1875, 1884) 195
- 5.6.Еврейский театр из Румынии (1878—1883) 197
- 5.7.Значение европейской театральной культуры этого периода 201
Глава шестая
УТВЕРЖДЕНИЕ РЕАЛИЗМА НА ДРАМАТИЧЕСКОЙ СЦЕНЕ 206
- 6.1.Режиссер как творческий руководитель и организатор деятельности труппы 206
- 6.2.Актер, антрепренер и режиссер Одесского русского театра Н. К. Милославский 209
- 6.3.Одесский русский театр при антрепренере М. А. Максимове 214
- 6.4.Оперетта на русской сцене 222
Глава седьмая
НОВАЯ ЖИЗНЬ ОДЕССКОГО ГОРОДСКОГО ТЕАТРА
- 7.1.Исторические предпосылки создания европейского оперного театра в Одессе 227
- 7.2.Деятельность города по возведению нового театрального здания 229
- 7.3.Авторы проекта — венские архитекторы Ф. Фельнер и Г. Гельмер 233
- 7.4.Проект новой Одесской оперы 234
- 7.5.Подготовка к открытию Городского театра 242
- 7.6.Открытие нового здания Одесского городского театра 249
Заключение 255
Именной указатель 257
Список литературы 295