Нивельт О. Общая теория функциональности в гармонии
Автор: О. Нивельт
Резензенты: Котрляревский И.А, Исаханова Н.И.
Издательство: Одесса, Печатный дом, 2007
Тираж: 100 экз.
К-во cтраниц: 224
ISBN: 978-966-389-110-1
Настоящая книга совмещает черты научного исследования и учебного пособия по курсу специальной гармонии.
Задача данной работы — на современном научном уровне дать характеристику одной из фундаментальных проблем гармонии — функциональной теории. Автор формулирует и обосновывает системные положения, позволяющие анализировать звуковысот- ную структуру образцов музыкального искусства на всем его вре менном протяжении, от зарождения до современности.
Книга рекомендуется преподавателям музыкальных вузов и студентам, изучающим гармонию, а также всем музыкантам, стремящимся постичь особенности строения и выразительные свойства звуковой ткани музыки разных эпох и стилей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ
МОДАЛЬНАЯ (ЛАДОМЕЛОДИЧЕСКАЯ) СИСТЕМА 17
- Специфика модального мышления 17
- Содержание понятий опора, устой, тоника, нейтральный элемент в ладомелодической системе 21
- Функциональные отношения тонов в узкообъемных ладовых структурах 29
- Отношения элементов в многозвенных ладовых структурах 38
- Интервальная функциональность 47
- Отношения вертикальных структур в ладомелодической системе 54
- Функции высшего порядка в ладомелодической системе 62
ГЛАВА ВТОРАЯ
ТОНАЛЬНАЯ (ЛАДОГАРМОНИЧЕСКАЯ) СИСТЕМА 79
- Формирование ладогармонической системы 79
- Теория основных гармонических функций 87
- Теория переменных гармонических функций 102
- Одноименно-параллельные объединенные мажоро-минорные системы 110
- Модификации автентической и плагальной функциональности в объединенных мажоро-минорных системах 116
- Теория звуковысотной модуляции в ладогармонической системе 124
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОДАЛЬНЫХ И ТОНАЛЬНЫХ (ЛАДОМЕЛОДИЧЕСКИХ И ЛАДОГАРМОНИЧЕСКИХ) ПРИНЦИПОВ ЗВУКОВЫСОТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 130
- Взаимодействие мелодических и гармонических явлений в процессе формирования лада высшего порядка 130
- Организация звуковысотной ткани в энгармонической системе 140
- Интеграция горизонтали и вертикали 151
- Конструктивные свойства фактуры в музыке XX века 157
- Композиционная функция лада 163
- Драматургическая функция лада в музыкеХХ века 170
Заключение 182
Литература 189
Приложение 215