Данное исследование посвящено истории оперного оркестра с момента зарождения оперы в Италии на рубеже XVI - XVII веков и до конца XVIII столетия, который завершает один из важнейших этапов как в истории человечества, так и в истории оперного искусства. Именно к этому времени эволюция оперы завершает классический этап своего развития, достигая таких вершин, как шедевры К. В. Глюка и, особенно, В. А. Моцарта.
Оркестр в опере - неотъемлемая часть спектакля в целом, необходимый компонент музыкадьно-сценического произведения. Вокально-хоровые партии в синтезе с оркестром создают музыкальную часть оперного спектакля, являющуюся в нём главным выразительным средством. Учитывая определяющую роль музыки в оперном спектакле как главного средства выразительности, необходимо ясно осознавать и выразительную роль оркестра как важнейшего компонента оперного произведения в процессе его исполнения, анализа и восприятия. Давно отошли в прошлое те времена, когда в опере на первом плане были солисты-вокалисты, и культ звучания голоса заслонял саму музыку оперного произведения (хотя отголоски этого явления до сих пор ещё встречаются, в основном - у публики и оперных певцов). Однако по-прежнему имеет место не столько недооценка роли оркестра в опере, сколько степень его изученности. Специальные исследования, посвящённые оперному оркестру, в музыковедческой литературе отсутствуют, а в монографиях об оркестровке и симфоническом оркестре истории оперного оркестра не уделяется должного внимания [54, 114, 2, 18, 70, 40, 136]. Весьма показательно для зарубежного музыкознания, что солидное исследование английских музыковедов Дж. Спитцера и Н.Заслава «Рождение оркестра. История становления, 1650 - 1815г [157], посвяшённое первым двум столетиям существования симфонического оркестра, раскрывает не столько особенности использования оркестра в произведениях композиторов, сколько историю бытования оркестров.
В трудах же по истории оперы [65, 51, 103] оркестру уделяется совсем незначительное внимание. В исследованиях по оперной драматургии4 [153, 154, 45, 30, 67] имеются разделы и статьи, посвящённые оркестру, но хронологические и географические рамки рассматриваемых оперных произведений существенно ограничены; кроме того, авторы, как правило, не касаются вопросов оркестрового стиля. В книгах известных дирижёров, режиссёров и артистов имеются отдельные высказывания по интересующей нас теме [102, 105, 107, 108, 4, 37, 109], но они лишены системного характера. Несколько выделяется на этом фоне книга дирижёра Е. А. Акулова «Оперная музыка и сценическое действие», в которой рассматриваются вопросы тембровой драмагургии и соотношения вокального и оркестрового компонентов оперы; вместе с тем материал исследования ограничен популярным классическим репертуаром, и изложению не свойственен научный характер [3]. Учебники по истории музыки и музыкальной литературе [64, 126, 100,73,74, 115,69, 32, 34, 90] и довольно значительное количемтво статей касаются вопросов участия оркестра в опере, поскольку в них характеризуется творчество композиторов вообще, но эти проблемы специально не рассматриваются. Несколько специальных трудов, посвященных оркестру конкретных опер не могут претендовать на более или менее исчерпывающий анализ и имеют частное значение[43, 29]. Поэтому любое серьезное теоретическое исследование , посвященное оперному оркестру, представляется весьма актуальным.
Цель данной книги - в определённой степени восполнить этот пробел отечественного музыковедения.
Предлагасмая монография ни в коей мере не претендует на полный охват истории оперного оркестра данного периода - для осуществления этой задачи понадобилось бы многотомное исследование.
Выбраны наиболее показательные, самые существенные моменты эволюции оперного оркестра. По этой причине не все её этапы освещены с одинаковой полнотой и степенью подробности. Не касается также автор истории и функционирования оперных оркестров тех или иных стран и эпох, а также отдельных театров: этот аспект получает отражение в книге А. Карса [45] и, особенно, Дж. Спитцера и Н. Заслава [157].
Центром нашего исследования является анализ самих оперных произведений. Наибольшее внимание автор уделяет тем композиторам, оперы которых в той или иной мере явились новым словом в и пользован ии оркестровых средств на определённых этапах его развития. Естественно, что поэтому далеко не равномерно освещены сочинении великих и менее крупных композиторов, так как роль последних в сфере оркестровки может приобретать болшее значение. Так, например, оперный оркестр Й.Гайдна не представляет особого интереса, так как его роль (при всем богарстве тематизма) ограничена сопровождением и простой поддержкой вокальных партий, что в последней трети XVIII столетия представляется анахронизмом. Более подробно проанализирован оркестр в вершинных шедеврах оперного искусства, где его роль олазывается достаточно весомой и уравнена по своему значению с вокально-хоровой сферой или даже выходит на первый план.
Для полноты изложения в ряде случаев автор прибегает к напоминанию более или менее известных моментов в истории развития оперного искусства и оркестра, ссылаясь на ряд исследований по данной тематике; отсюда довольно значительное количество развернутых цитат, обогощающтх, по нашему мнению, исследование. Однако автор стремится органически включить их в собственное повествование, выстраивая единую линию эволюции оперного оркестра, отличающуюся сложностью и нелинейностью развития, обладающую своей спецификой, обусловленной особенностями национальных культур.
Партитурные примеры, приведенные в монографии, взяты из различных источников, указанных в Приложении к работе: непосредственно из имеющихся оперных партитур, Интернета, исследований, посвящённых оперному искусству и оркестру; их список приведен в Приложении. Автор приносит извинения за некоторые некачественно выполненные нотные примеры, сканированные с не переиздававшихся партитур XVII - XVIII столетий. В конце книги приведен список т пользованной литературы.
Исследование открывает Введение, посвящённое выяснению к орстических вопросов, связанных с оперным оркестром: сущности оперного искусства, понятию оперного стиля, специфике оперного оркестра, его роли в опере, возможным соотношениям вокально- оровых и инструментальных партий. Рамки Введения не ограничи- чнотся анализом произведений XVII - XVIII столетий. Содержание Введения обусловлено авторской концепцией всё возрастающей роли оркестра в процессе эволюции оперного жанра. Поэтому в поле зрения автора исследования вовлекаются произведения, выходящие за пределы XVII - XVIII столетий в тех случаях, когда они представля- ЮІ материал для теоретических обобщений, связанных с путями развития оперного оркестра в XIX - XX веках.
Во Введении рассматриваются параметры, по которым анали- жруется история оперного оркестра: участие оркестра в воплощении основного идейного содержания оперы и её концепции, оркестровый состав, удельный вес оркестровых эпизодов в опере, связь со сценическим действием, характеристика персонажей оперы с помощью ин- с і рументальных средств, оркестровая фактура и её соотношение с вокально-хоровой, тембровая драматургия, трактовка инструментов і >ркестра. Поэтому наличие теоретического Введения представляется вполне оправданным и необходимым.
Восемь глав книги посвящены собственно истории оперного оркестра XVII - XVIII столетий. Рассматривая его эволюцию по национальным культурам, автор придерживается в целом хронологического принципа изложения. Монография завершается заключением, в котором подводятся итоги исследования и намечаются перспективы дальнейшего изучения истории оперного оркестра.
Автор исследования выражает глубокую благодарность своему научному руководителю, доктору искусствоведения, профессору И. Б. Пясковскому; рецензентам: доктору искусствоведения, профессору В. Т. Посвалюку, академику АНВШ Украины, члену- корреспонденту Академии Искусств Украины, доктору искусствоведения, профессору А. В. Соколу.