СЛОВО ОБ УЧИТЕЛЕ
В 2001 году исполнилось 125 лет со дня рождения выдающегося хорового дирижера, педагога и ученого, основателя кафедры хорового дирижирования Одесской консерватории Константина Константиновича Пигрова.
Работал самозабвенно и увлеченно на протяжении всей своей большой жизни талантливый и самобытный художник К.К.Пигров (1876-1962). От сельского церковного певчего к званию профессора, заслуженного деятеля искусств Украины, заведующего кафедрой хорового дирижирования, Лауреата Первой премии Всемирного фестиваля (1957 г.) вела его трудовая жизнь, наполненная, по словам самого К.К.Пигрова, «непреодолимым влечением к хоровому пению».
Духовная семинария г. Ставрополя, регентские классы Петербургской Придворной певческой капеллы, где он учился и общался с А.Лядовым, А.Аренским, Е.Азеевым, В.Соколовым, М.Щиглевым... С одержимостью окунулся в музыкальную жизнь Петербурга... Об этих и других событиях жизни, насыщенной познанием великого, можно узнать из автобиографического очерка К.К.Пигрова «Хоровая культура и мое участие в ней», написанного в 1957 году, на 81-м году жизни Мастера, и, к стыду нашему, до сих пор нигде не опубликованного.
Среди хоровиков принято считать книгу П.Чеснокова «Хор и управление им» первым фундаментальным трудом по хороведению, и многие не знакомы с интересной работой К.Пигрова «Оргашзащя хорового сшву в робггничому клубЬ>, изданной в 1931 г. в Харькове, где он выступает как новатор с принципиально новых профессиональных позиций.
Книга К.К.Пигрова «Руководство хором», обобщающая огромный практический опыт, издана в 1956 и 1962 гг. в Киеве и в 1964 г. в Москве; учебник «Сольфеджио» для хоровиков (в соавторстве с его учеником В Шипом) издан в Москве в 1970 г.
Основные методические положения трудов Константина Константиновича признаны новаторскими. Если кратко, то прежде всего речь идет о работе над ансамблем и о ладовом подходе к работе над строем.
Жажда познания привела Константина Константиновича на исторический факультет Одесского (в то время Новороссийского) университета, который он окончил в 1923 году (47 лет от роду).
Автобиографический очерк «Хоровая культура и мое участие в ней» содержит интереснейшие факты, касающиеся истории развития хорового профессионализма и методические материалы, которые используются при чтении курса «Методика работы с хором» в Одесской консерватории. Здесь можно вспомнить о крылатой фразе Константина Константиновича, обращенной к нам, его ученикам, на том же уроке «Методики»: «Вы говорите, ЧТО нужно делать, чтобы хор хорошо не:/, а главное нужно знать, КАК это делать».
Константин Константинович знал. КАК научить хор, «совершеннейший инструмент из живых человеческих голосов», передавать тончайшие краски звуковой палитры: от миниатюр Леонтовича до масштабных шедевров мировой хоровой классики - «Реквиема» Моцарта, «Времен года» Гайдна, «Иоанна Дамаскина» Танеева и др Кстати, в последние годы жизни он, хоть и чувствовал себя достаточно хорошо, все же перед летними каникулами на занятии хора, говоря о планах на следующий год, расстраивался и просил хор спеть «Иду в неведомый мне путь » из «Иоанна Дамаскина».
И все же случилось это для всех нас неожиданно, 22 декабря 1962 года. На его рабочем столе осталась открытая тетрадь с немецкими переводами, которыми он занимался накануне, и программа концерта английского хора с портретом Роберта Шоу, выступление которого состоялось несколько ранее и произвело на Константина Константиновича огромное впечатление.
До последнего дня светлый ум, подчиненная раз навсегда выработанному ритму жизнь - жизнь в любимом деле, избранном еще в семилетнем возрасте, когда мальчиком в глухом селе Ставропольской губернии он начал петь в церковном хоре...
Кафедра хорового дирижирования Одесской консерватории - детище Константина Константиновича, - основанная им в 1936 году, с гордостью называет себя «школой Пигрова». Сохранение и развитие традиций школы - удел учеников. Многие воспитанники Пигровской школы ярко проявили себя как исполнители и педагоги, отмечены высокими почетными и учеными званиями. В нашей стране и за ее пределами известны имена Дмитрия Загрецкого, Анатолия Авдиевского, Василия Шипа, Григория Лиознова, Веры Луговенко, Михаила Гринишина, Виктора Иконника, Евгения Дущенко, Стефана Крыжановского, Жоржа Косинского, Петра Горохова, Виталия Газинского, Ивана Слёты, Леонида Бутенко, Владимира Подгородинского и многих других. Всего нас на сегодняшний день - свыше 800, выпускников Пигровской школы, наследников Мастера. Не все из нас занимают видные позиции в хоровом искусстве, но большинство знает, КАК сделать, «чтобы хор хорошо пел»...
АЛИСА СЕРЕБРИ Заслуженный деятель искусств Украины, профессор, заведующая кафедрой хорового дирижирования Одесской государственной консерватории им.А.В.Неждановой