ПРЕДИСЛОВИЕ
Создание настоящей книги вызвано актуальными потребностями теории и практики музыкального искусства. Дело в том, что в теории музыки, в исследованиях, посвященных музыкальному интонированию, вопросы, касающиеся артикуляции, затрагиваются крайне редко. Более пристальное внимание уделяется методическим и практическим аспектам артикуляции, и этим, как правило, занимаются исполнители. Все же, несмотря на появление в последнее время значительных работ, продолжающих развитие плодотворных идей фундаментального труда И. Браудо "Артикуляция", теоретический аспект проблемы остается не разработанным, так как авторы в основном уделяют внимание решению проблем исполнительства на "родном" инструменте и при анализе артикуляции понимают ее как способ произношения, касающийся только долготы тонов, их связности или расчлененности.
В то же время обогащение и развитие средств музыкальной выразительности композиторами и исполнителями XX века затрагивают исполнительские ресурсы всех инструментов, что позволяет и даже “провоцирует” нас рассмотреть музыкальную артикуляцию кат явление общемузыкальное и перейти от браудовского анализа артикуляции в узком смысле /Браудо рассматривает только "долготную" артикуляцию/ к теории музыкального произношения в "широком смысле" /Браудо только наметил, но не раскрыл его/.
Данная книга является продолжением работы автора "Экспрессивно-стилистические ремарки и музыкальный стиль". Обе работы образуют единое исследование, посвященное изучению “речевых” /исполнительских/ аспектов музыкального интонирования, в котором автор ставил своей целью как можно более полно исследовать музыкальные ремарки. В общем смысле ремарка /фр. remarque — пометка, примечание на полях книги/ - это "пояснение автора к тексту пьесы..., в котором он дает дополнительные указания постановочного, режиссерского значения: описывает обстановку, характер, переживания, поступки, жесты, интонации действующих лиц, отмечает выход и уход...". В нотном тексте ремарки - это слова, словосочетания и графические обозначения, являющиеся побуждениями, установками для исполнителя и определяющие существенные признаки интонационно-художественных образов, например, указания темпа, характера музыки и т. д.
Знаки артикуляции и словесные предписания /legato, staccato, marcato, tenuto и др./ также являются ремарками. Они представляют собой "терминоиды", которые определяют музыкально-речевое, образно-выразительное произношение интонаций. В связи с этим Б.Яворский считал, что "каждый словесный термин в записи музыкального произведения есть образ". Поэтому, анализируя ремарки композитора, мы одновременно анализируем образные признаки его музыки. Словесные ремарки, касающиеся артикуляции, и знаки, заменяющие их, в этом отношении ничем не отличаются от любых других ремарок.
Главная цель данного исследования - системно-теоретический анализ сущности музыкальной артикуляции. Анализ завершается систематизацией артикуляционных знаков, понятий и классификациями их различных родов и видов. Именно классификации могут в наибольшей степени заинтересовать дирижеров, музыкантов- исполнителей, преподавателей и композиторов, поэтому мы предлагаем читателю сразу же взглянуть на Таблицы приведенные в книге. В процессе создания этих классификаций автор опирался на уже существующие работы, затрагивающие вопросы систематизации артикуляций и штрихов: А. Ауэра, В. Апатского, И. Браудо, В. Власова, Л. Гуревича, Н. Давыдова, Т. Докшицера, Ю. Должикова, Б. Егорова, В. Леонова, И. Лесмана, С. Муратова, А. Юрьева, Б. Яворского, Германа Келлера, Фрэнка Панико, Джо Ла Порта и других. При этом автор не вдавался в полемику по поводу разногласий в трактовке отдельных знаков, терминов и понятий, касающихся штрихов и артикуляций, так как считает, что в среде профессионалов по каждой специальности есть свои методические традиции, которые следует уважать. Цель автора - обнаружить общие моменты в интерпретациях знаков и ремарок и указать на сущность стилистических и жанровых различий их трактовок /при расхождениях в обозначениях и понятиях/.
Важным моментом исследования является развитие теории произношения мотивов в русле работ И. Браудо, Н. Давыдова, Г. Соболева. Эта часть работы наиболее специальна и теоретически экспериментальна и может заинтересовать преподавателей методики исполнительства и композиторов.
Для широкого круга музыкантов различного уровня подготовки могут оказаться полезными выяснения сущности артикуляционных знаков /и понятий, их отражающих/ в историческом и логическом аспектах. Подобные выяснения начинаются со II главы и рассеяны по страницам всей книги. Для тех, кто интересуется этими вопросами, мы предлагаем просмотреть "Оглавление", где указаны разделы работы, в которых исследуются важнейшие группы артикуляций и их основные разновидности. Особо обратим внимание на опирающиеся на информацию из иностранных источников подробные "расшифровки" знаков и понятий, относящихся к джазовой артикуляции.
В книге содержится также артикуляционно-стилистический анализ "Прелюдий" для фортепиано Дебюсси. Вместе с сопутствующими отдельным положениям работы анализами артикуляций Баха, Моцарта, Шостаковича, Ксенакиса и других композиторов, он может послужить примером анализа стиля музыки с точки зрения артикуляции.
И наконец, в "Приложениях" дополнительно дан достаточно широкий спектр нетрадиционных артикуляционных явлений и их понятийных интерпретаций.
Если "Таблицы", и "Приложения" заинтересуют читателя-музыканта и дадут ему новую или более точную информацию по вопросам, касающимся артикуляции, которая будет полезна в его работе, то автор может считать, что основная задача исследования выполнена.
В заключение автор выражает уверенность, которая пришла к нему в процессе работы, в том, что данная тема является неисчерпаемой и может быть развита далее в любом - теоретическом, историческом, практическом и иных аспектах. Поэтому любые вопросы, замечания и дополнения, касающиеся содержания и проблем, затронутых в книге, мы считаем возможными и правомерными.