СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Раздел I
ГЕНЕЗА КЛАВИРНОГО-АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
1.1 Теоретический аспект ансамблевого исполнительства 15
1.2 Историческое становление концепции концертмейстерского искусства 23
1.3 Функционально-ролевая эволюция клавирного континиума в ансамбле 40
РАЗДЕЛ II
РЕЖИССЕРСКАЯ ФУНКЦИЯ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Символика тембральности клавира как художественное средство ансамблевого согласования 57
2.2 Художественная дифференциация ансамблевой фактуры 66
РАЗДЕЛ III
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Мобильная пианистическая база концертмейстерской техники 77
3.2. Структурное чтения "с листа" 84
ЗАКЛЮЧЕНИЯ 91
БИБЛИОГРАФИЯ 94
ВВЕДЕНИЕ
В музыкально-историческом сознании человечества зафиксировано немало имен музыкантов-исполнителей - солистов-вокалистов, солистов-инструменталистов, ансамблистов (в разнообразии ансамблевых составов), дирижеров и т.д., и много известно имен концертмейстеров - "мастеров концерта", без которых творческий акт солиста является несостоятельным.
Каждый исполнитель-солист осознает насколько важна творческая поддержка концертмейстера, особенно в условиях концертного исполнения, предусматривающий не только пианистический профессионализм, но и умение чувствительного реагирования на индивидуальный художественный "почерк" солиста, убедительного ансамблевого "сосуществования" в предложенной солистом трактовке произведения, в способности-готовности настроиться на эмоциональную "волну" солиста.
Только при соблюдении всех этих факторов и становится "незаметной" работа концертмейстера не ремеслом, а искусством. И подобный "тандем" воспринимается слушателем по традиционной музыковедческой формуле рельеф - фон, независимо от художественно-выразительной нагрузки исполнительской партии каждого из партнеров в игровом процессе.
Предусматривает ли указанное умение профессионального "настроя" пианиста-концертмейстера на конкретные исполнительские особенности партнера полное "растворение" его индивидуальности в творческом акте солиста?
Вопросов в проблематике "солист - концертмейстер" довольно много, и хотя процесс формирования отечественной профессиональной концертмейстерской школы в академическом музыкальном образовании насчитывает около века (первые концертмейстерские курсы были открыты в Петербургской консерватории в 1928 году), до сих пор является ощутимым дефицит научного освещения методологических основ этого вида деятельности.
Отсутствие специализированного курса изучения теории и истории концертмейстерского искусства выводит на необходимость научных определений феномена такого вида ансамблевого творчества.
Данное исследование является результатом более чем 25-летней концертмейстерской работы автора в различных ансамблевых составах с инструментами струнно-смычковых, струнно-щипковых, духовых, ударных специфики звукоизвлечения. Такая широкая амплитуда исполнительской ансамблевой практики позволила сделать определенные обобщения относительно основных функций концертмейстера-пианиста и особенностей его деятельности в различных ансамблевых составах.
Ансамблевое творчество пианиста в любом инструментальном составе имеет как свои специфические, так и общие черты, заложенные в генезисе этого вида деятельности: концертмейстер - этимологично "мастер согласования", если опираться на первоначальный смысл термина.
Деятельность концертмейстера определяется мастерством-умением согласовать-гармонизировать действия ансамблистов, предусматривающая мастерское владение всеми средствами ансамблево-пианистического согласования с инструментом-солистом: художественно-психологическое, акустическое, динамическое, тембрально-
артикуляционное, ритмическое, технологическое подобное. А гармонизирующая функция, которая является первоосновой концертмейстерского искусства, органично соединяет одновременно пианистические и режиссерские принципы, сочетая практическую сторону – воплощение замыслов, с теоретическим осмыслением этой деятельности.