Редакционная коллегия: Сокол А.В., Самойленко А.И., Деев В.А., Завгородняя Г.Ф., Маркова Е.Н., Степин А.А., Тарасенко О.А.
Редакторы-составители: Е.Н. Маркова, С.А. Бородавкин
Издательство: ООО Внешрекламсервис, 2002
Тираж: 300 экз.
К-во cтраниц: 104
В сборнике помещены материалы музыковедческих научно-методических конференций, которые в течение 2001/2002 учебного года состоялись в стенах Одесской государственной консерватории им. А. В. Неждановой и были посвящены современным проблемам музыкального искусства и трансформации музыкального образования, в том числе творческому наследию выдающегося пианиста Э. Гилельса - выпускника Одесской консерватории.
СОДЕРЖАНИЕ
АКТУАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
- Стьопін А. П. Українська культура у вимірах синергізму 6
- Михайлюк В. Б. К вопросу о месте духовной сферы в структуре общественного производства 8
- Василенко В. Я. Американська музика в контексті мистецьких тяжінь вітчизняної творчості 9
- Розенберг Р. М. Из истории развития синагогальной музыки в Одессе 12
- Сухомлинов И. И. Китай и европейская музыкальная культура (некоторые вопросы взаимосвязи) 14
- Ремнева Л. Д. Духовно-религиозная тематика в творчестве профессиональных композиторов 16
- Суббота О. В. Асиміляція танцювальних рухів у музиці 20
- Бондар Є. М. Експресія музичної символіки 23
- Лаврик Н. І. Романтика дитинства у фортепіанному дуеті французьких композиторів 25
- Кириченко А. Д. Р. Вагнер и немецкий «мировой театр» XX столетия 28
- Никулина В. В. Стилевые особенности творчества одесского композитора О. Полевого 31
- Амецкая Е. П. Восток — Запад: особенности политической культуры 34
- Дубровская Г. Н. К вопросу о взаимодействии светского и духовного начала в отечественной православной музыке 37
- Изуграфова Н. В. Магическое в мифо-ритуапьном комплексе культуры: к постановке проблемы 39
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Гинзбург Л. Н. О таланте родительской любви 43
- Дагилайская Э. Р. Своеобразие одесской пианистической культуры XX века 44
- Мирошниченко С. В. Полифония в системе музыкально-теоретического образования исполнителей 46
- Бородавкин С. А. О преподавании гармонии на современном этапе 48
- Кисловский Л. Г. Менталитет китайского народа и проблема музыкального образования 51
- Крыжановский С. К. Морально-этический потенциал духовной хоровой музыки 53
- Темерова Л. А. Роль духовной музыки в морально-этическом воспитании личности 56
- Андриянова О. В. Становление салонного музицирования в Одессе (первая половина XIX века) 58
- Савина Е. П. Роль ансамблевой игры в воспитании скрипачей (на примере ансамбля младших классов) 63
- Бондарь Л. А. Из опыта работы по обучению детей А—6-летнего возраста игре на выборно-готовом баяне 65
- Смирнова Л. А. Исполнительская интерпретация фортепианных произведений украинских композиторов 67
- Шахпиевич О. А. Сэмюэл Барбер и его фортепианный концерт 68
ПРОБЛЕМЫМУЗІКАЛЬНОГОИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
- Кардаиіев А. А. Традиции конкурсов и одесская фортепианная школа: некоторые проблемы современного музыкального исполнительства 71
- Завгородняя Г. Ф Актуальные проблемы исполнительской интерпретации 75
- Дашковский В. Я. О концертной деятельности Эмиля Гилельса 78
- Бутенко Л. М. Робота хормейстера над втіленням хорових сцен опер західної класики79
- Катрич О. Т. Вагомий чинник сучасного музичного виконавства 82
- Черноиваненко А. Д. Аккордеонистика в контексте современной музыкальной культуры 83
- Горелик Л. М. Клод Дебюсси: особенности стилевой интерпретации 86
- Осипова В. А. Особенности французской национальной вокальной школы 87
- Заболотная Н. Г. О новых музыковедческих подходах к интерпретации духовных кантат И. С. Баха 90
- Шараева Е А. О европейских традициях интерпретации концерта для виолончели Д. Мийо 92
- Кириченко А. Д. Исполнительские аспекты «немецкого мирового театра» в творчестве Арибера Райманна 94
- Буркацький 3. П. Техніка кларнетиста: Захід — Схід 96
- Дзисюк В. Е. Исполнительские аспекты проблематики концерта № 1 G-dur В. Моцарта (для флейты с оркестром) 98
- Кузиков В. Н. Специфика исполнительства музыкантов оркестра 98
- Давидвнко А. И. Аранжировка как направленность композиции на исполнителя 101
- Струк В. А. Единство западного и восточного пианизма в традициях исполнения фортепианной музыки А. Шенберга и И. Таля 103
Сборник обобщает материалы конференций, которые состоялись в Одесской государственной консерватории им. А. В. Неждановой в 2001-2002 учебном году и были посвящены дальнейшей разработке плановой научно-исследовательской тематике «Трансформация музыкального образования: культура и современность». Данная отрасль музыковедческих вопросов определилась в консерватории при поддержке Министерства культуры и искусств Украины еще пять лет назад и за это время широко вошла в ежегодные музыковедческие семинары и конференции.
В связи с Международным конкурсом пианистов памяти Э. Гилельса, который состоялся в октябре - ноябре 2001 г., к данной тематической области было привлечено обсуждение проблем исполнительства. Участниками конференций были выдающиеся музыканты Одессы и других городов Украины, зарубежные специалисты. В сборник вошли также тексты выступлений на конференции, которая состоялась в феврале этого года и была направлена на идею «Восток - Запад: музыка и искусство». Такая точка зрения на проблему была подсказана самим бытием одесского музыкального учебного заведения: многочисленные абитуриенты из стран Востока и Запада, регулярные выступления педагогов консерватории на зарубежных гастролях и научных собраниях побуждают к поискам контактов в различных системах воспитания специалистов.
В этом деле особенно ценным оказался личный опыт выдающихся музыкантов, которые, обобщая жизненные впечатления, приходят к ценным выводам чисто профессионального значения. Таковы выступления на конференциях заслуженной артистки Украины, профессора Л. Н. Гинзбург, профессора кафедры специального фортепиано А. А. Кардашева, профессора, кандидата искусствоведения И.И. Сухомлинова и многих других участников научных конференций.
Интенсивное развитие культуры региона Юга Украины основывается на способности к поиску и «мудрости дарения» художников и ученых разных генераций и профессионального направления.
Одесская консерватория подготовила диссертационные исследования, которые объективно получили признание в основании новой области искусствоведения и музыкальной культурологии - «исполнительского музыковедения». Представленные в сборнике материалы весомо свидетельствуют о научных достижениях музыковедов Одессы.
А.В. СОКОЛ