1
Хоровая школа К. К. Пигрова дала музыкальной культуре Украины прославленные имена народного артиста СССР, лауреата государственных премий, Героя Украины, академика, профессора А. Авдиевского, лауреата Государственной премии Украины, народного артиста Украины В. Иконника, народных артистов Украины, профессоров Е. Дущенко, В. Газинского, народного артиста Украины Е. Кухарца, заслуженного деятеля искусств Украины, профессора Д. Загрецкого и многие другие. Среди выдающихся представителей Одесской хоровой школы в первом ряду стоит имя Григория Семеновича Лиоз- нова — профессора, хорового дирижера, лауреата международных конкурсов, художественного руководителя хора студентов Одесской государственной музыкальной академии имени А. В. Неждановой, основателя Заслуженной хоровой капеллы дворца культуры имени Леси Украинки.
Детищем К. К. Пигрова явился объединенный хор студентов Одесской консерватории имени А. В. Неждановой и Одесского музыкального училища. Несмотря на свой учебный статус, хор проявил себя как блестящий концертный коллектив, известный своим мастерством далеко за пределами Отечества. Он стал лауреатом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, обладателем Золотой медали и престижного Гран-при. Параллельно учебной функции хор регулярно концертировал, собирая полные залы восторженной публики. Естественно, что высочайший уровень хора могли поддерживать только незаурядные музыканты-дирижеры, каким являлся и феноменально одаренный Д. С. Загрецкий. Ученик и последователь профессора К. К. Пигрова (хоровой класс), выпускник Д. С. Загрецкого (дирижирование), Г. С. Лиознов уже с IV курса становится ассистентом в хоровом классе К. К. Пигрова, а после окончания консерватории — хормейстером вышеназванного коллектива. Наряду с этим он работает хормейстером Ансамбля песни и танца Одесской государственной филармонии, создает хоровую капеллу при дворце культуры имени Леси Украинки, которой за высокие творческие достижения вскоре присваивают звание Народной, а затем и Заслуженной хоровой капеллы Украины.
Но, все же, основные творческие достижения Григория Семеновича Лиознова связаны с хором консерватории имени А. В. Неждановой (ныне — музыкальной академии). В конце восьмидесятых годов, возглавив руководство знаменитым студенческим хором, Григорий Семенович Лиознов значительно расширил творческий диапазон коллектива, включив в традиционный репертуар множество сложных сочинений композиторов XX века. Это не только не навредило школе К. К. Пигрова, но придало ей новое дыхание, утвердило как открытую саморазвивающуюся систему, универсальные методологические принципы которой способны обеспечить высокохудожественное исполнение произведений любого направления и композиторской техники. Со студенческим коллективом Г. С. Лиознов стал лауреатом Первого республиканского конкурса имени Н. Леонтовича, лауреатом международного конкурса в Польше (первая премия), лауреатом премии и обладателем звания лучшего дирижера-интерпретатора произведений композитора К. Пендерецкого, хоровых конкурсов в Болгарии, Франции.
Музыкально-общественная деятельность профессора Г. С. Лиознова известна участием в международных, республиканских семинарах по проблемам хорового искусства, мастер-классами в Болгарии, Германии, Финляндии. Григорий Семенович воспитал плеяду молодых хоровых дирижеров, достойно представляющих одесскую хоровую школу на самых престижных международных конкурсах и фестивалях, развивающих основополагающие принципы хоровой школы, ее богатые исполнительские традиции.
Данный сборник хоровых произведений Дмитрия Станиславовича Загрецкого, собранный, прокомментированный и подготовленный к печати Г. С. Лиозновым, представляется чрезвычайно интересной с художественной точки зрения, полезной для педагогической работы и ценной в музыкально-историческом плане публикацией.
Л. М. Бутенко, заслуженный деятель искусств Украины,
кандидат искусствоведения, профессор,
главный хормейстер Одесского национального
академического театра оперы и балета,
член Национального союза театральных деятелей Украины
2
Предлагаемый сборник хоровых произведений Д. С. Загрецкого относится к ряду давно ожидаемых и чрезвычайно нужных публикаций. В работе получают отражение личность и творения профессора Загрецкого, выдающегося представителя отечественной хоровой культуры, воспитанника одесской хоровой школы профессора К. К. Пигрова.
Представленные в сборнике оригинальные сочинения Д. С. Загрецкого ранее никогда не публиковались. Вместе с тем, они очень часто исполнялись и исполняются разными хорами на основании рукописных копий аутентичного нотного текста.
Этот факт уже сам по себе показателен. Он свидетельствует об исключительных художественных достоинствах этих сочинений. Их отличает безошибочный выбор литературнопоэтических текстов, уверенное знание особенностей хорового изложения (фактуры, гармонии, артикуляции тембральности и др.), утонченный музыкальный вкус и стилевое своеобразие.
Не только оригинальные творения Д. С. Загрецкого, но и его блестящие обработки образцов народной и профессиональной музыки отличаются выдающимися достоинствами, вызывающими не только специальный интерес и внимание (дирижеров, певцов, аранжировщиков), но привлекающими также широкий круг любителей и знатоков хорового искусства.
Сборник составлен со всей тщательностью. Нотные тексты выверены и подготовлены к печати учеником Д. С. Загрецкого, профессором ОНМА имени А. В. Неждановой Г. С. Лиозновым. Им же написан аналитический очерк, посвященный хоровым произведениям Д. С. Загрецкого. В очерке рассматриваются конкретные вопросы семантики и устройства формы, задачи и специфические трудности исполнительской интерпретации.
Редакционная работа, а также исполнительский анализ выполнены с большим уважением и любовью к учителю. Суждения автора высказываются просто и доступно, что позволяет расценивать данный труд как методическую разработку и пособие к курсам хороведения, хоровой аранжировки, чтения хоровых партитур.
С. В. Шип, доктор искусствоведения, профессор,
зав. кафедрой музыкального искусства и хореографии
Южноукраинского национального педагогического
университета имени К. Д. Ушинского