Исследование содержит оригинальную теорию музыкально-исполнительских ремарок. В широкий круг аспектов ее рассмотрения входят: теория психологического образа мира (и как часть — теория интонационно-художественного образа мира), теория экспрессивноречевого стиля в музыкальном искусстве и систематизация музыкально-исполнительских ремарок.
Приводится структура категорий психологического образа мира, являющаяся основой дальнейшего статистико-семантического анализа и системной интерпретации музыкальных ремарок. Этот анализ дает основу для формулирования обобщающих концептуально-психологических понятий, которые выявляют понятийно-категориальную структуру «картины» мира произведений композитора и смысловую структуру его экспрессивно-речевого стиля.
Особое внимание уделяется реконструкции перспективной теории музыкального стиля Б. JI. Яворского и его экспериментам в области классификации музыкальных «ремарок-образов» по их стилевой принадлежности.
Наиболее разветвленными являются центральные главы III и IV, посвященные статистической и семантико-категориальной классификации ремарок Прелюдий для фортепиано К. Дебюсси (ремарки «движения», «переживания», «общения», «звучности», артикуляции и др.), а также содержащие выводы относительно экспрессивноречевой стилистики музыки Прелюдий.
Общетеоретические положения автора проецируются также на его исследования характера звукоинтонационного образа мира в поэтических произведениях Т. Шевченко и Н. Некрасова, особенностей артикулирования музыки И. С. Баха и взаимодействия ремарок и тематизма в Прелюдиях и фугах для фортепиано Д. Д. Шостаковича.
Книга предназначается музыкантам-исполнителям, музыковедам, композиторам, дирижерам, преподавателям теории и истории музыки и музыкального исполнительства в средних и высших музыкальных учебных заведениях.