От главного редактора
Поэма о творчестве, любви и служении великого одесского музыканта
(О Давиде Иосифовиче Сипитинере нельзя говорить без восхищения и восторженного отношения к его человеческой и художественной Личности. Дирижер Одесского театра оперы и балета, профессор Одесской музыкальной академии, заслуженный артист Украины, кавалер ордена «За заслуги» вобрал в себя сотни тысяч «лиц», «личностей» — композиторов, дирижеров, балетмейстеров, танцоров, артистов-вокалистов, инструменталистов, студентов, педагогов, одесситов — от «малых до великих», включая самые различные жизненные ситуации с ними. «У Додика есть кумпол» — говорил мне (может и некоторым другим), показывая пальцем на свою голову, великий дирижер, педагог, Одесский Музыкант. Трудно представить себе — какое великое множество музыкальных образов, жанров различных эпох, сценических представлений, симфонических звучностей, актерских воплощений содержалось в этой Голове!!! (Просмотрите репертуар его универсальной дирижерской деятельности в главе «Репертуарный список...» и «ты все поймешь, ты все увидишь сам»..,). А ведь дирижировал он только наизусть, не глядя в партитуру! А если партитуры не было вообще, то аранжировку и оркестровку он писал сам.
Это объясняет и то, что часто он выступал в роли «спасателя» оперных спектаклей — при невозможности приезда или отказе других дирижеров провести спектакль, или при любых других нестандартных театральных ситуациях. В этом смысле он был дирижером, подобно которому (перефразирую одесское выражение), «никогда и нигде не было, нет, и не надо». Это было только у нас. Это мог только Додик Сипитинер. И только у нас, в Одессе. Он был универсален. У него был «Кумпол», который, скорее, можно сравнить с КУПОЛОМ Одесского оперного театра, без которого театр нельзя было бы даже показывать и фотографировать.
Он преподавал в Одесской государственной консерватории с 1969 г. на кафедрах народных инструментов и оперной подготовки, работая с оркестрами народных и духовых инструментов, всегда принимая самое деятельное участие в художественной жизни консерватории. Многие годы был руководителем симфонического оркестра, воспитав множество музыкантов, успешно работающих в украинских симфонических и камерных оркестрах, а также в исполнительских коллективах ближнего и дальнего зарубежья. Он считал, что «контакты консерватории с оперным театром — это основная форма творческого существования». И его вклад в развитие нашей музыкальной академии, которая в сентябре 2013 года отмечает свое 100-летие, невозможно переоценить — так же, как и и его деятельность в Одесском оперном театре, о котором он говорил: «театр — это просто моя жизнь», «я служил музыке и театру». И в настоящее время и Одесский оперный театр и Одесская музыкальная академия стали национальными, в чем есть и его немалая заслуга.
Успех творческой и преподавательской деятельности Давида Иосифовича во многом обусловливался интенсивностью его творческих поисков и общения в качестве дирижера Одесского театра оперы и балета, в котором он проработал более полувека, сотрудничая с дирижерами Н. Покровским, Е. Русиновым, В. Герцманом, Я. Вощаком, Г. Проваторовым, Б. Грузиным,
Б. Афанасьевым, Я. Скибинским, с мастерами вокального искусства, такими, как Н. Огренич, Е. Иванов, Г. Поливанова, А. Джамагорцян, Р. Сергиенко, Н. Ткаченко, Б. Руденко, Г. Олейниченко, С. Лемешев, И. Петров, А. Пирогов, многими другими. И начало этому было положено в общении ученика — Додика — с величайшим педагогом, музыкантом мирового уровня — Профессором, Учителем — Петром Соломоновичем Столярским и с его гениальными учениками. С благоговением он вспоминал также о своих учителях в Ленинградской консерватории — профессорах Э. П. Грикурове и Н. С. Рабиновиче.
Замечательны его семейные отношения, которые являются высшими формами человеческого общежития. Он не правил в семье как начальник — это невозможно в художественной жизни. В семье (и особенно — в музыкальной) функции меняются непрерывно, каждый день, час и минуту, а с годами меняются даже на другие, возможно — и на противоположные. Главное в семье — всепоглощающая любовь к супруге, детям, родным, любовь деятельная, участливая, что и было свойственно Де- вику. Он сам занимался стиркой своих вещей, ходил за продуктами на базар, помогал всем и гордился музыкальными и жизненными достижениями взрослых и малых членов семьи. Здесь, в разделе о любви, вспоминается высказывание из Послания святого апостола Павла к Коринфянам: «Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто».
Педагогическому авторитету Д.И. Сипитинера весьма способствовали его талант к открытию новых форм творческой работы со студентами, нестандартные педагогические и «воспитательные» высказывания, увлеченность профессией дирижера — как той, которая венчает все известные виды музыкально-исполнительского творчества, вплоть до включения сценического «лицедейства» и «юморины» на сцене. В самом деле, оперный спектакль можно считать высшей формой коммуникативной ситуации в музыкальном искусстве, которой Д. Сипитинер владел в совершенстве. Он не считал студентов учениками, он считал их «соучениками». Его любили все, особенно за общительность, доброжелательность и одесский юмор, в котором, по словам одного из авторов статей, вошедших в эту Книгу, были «Бабель и Жванецкий одновременно».
Д. И. Сипитинер обладал яркими индивидуальными качествами; он предстает исключительно даровитой человеческой Личностью, о которой не хочется говорить в прошедшем времени. Предлагаемая читателям «Книга» (научно-публицистический сборник), созданная его любимой и любящей дочерью Ириной Барановой — фактически является Поэмой о творчестве, любви к людям и служении Великого Музыканта-одессита. Эта «Поэма» — дань его бессмертию. Она позволяет продлевать общение с замечательным музыкантом, не просто отдавая необходимую дань его памяти, но актуализируя его «концертноодесский образ», его индивидуально-творческое значение в развитии традиций академического музыкального искусства, выявляя образец высокого профессионального служения музыке в характеристиках жизни и творчества выдающегося одесского дирижера.
Дорогие музыканты, дирижеры, педагоги! Прочитайте эту книгу. И Вы получите урок жизни и творчества не надолго, а навсегда!