Издания
Римма Розенберг. Мелодии одесской плеяды
Книга профессора Одесской государственной музыкальной академии им. А. В. Неждановой рассказывает о роли музыке в жизни и творчестве одесских литераторов 1920-х-1930-х годов.
Книга адресована широкому кругу читателей.
- Предисловие 3
- От автора 5
- Глава I
Судьба одесской литературной школы 8 - Глава II
Музыкальные аспекты творчества Исаака Бабеля как феномен «одесской культуры» 19, - Глава III
Песенная муза Эдуарда Багрицкого 47 - Глава IV
Музыка в жизни и творчестве Юрия Олеши 94 - Глава V
Музыка и музыканты в произведениях Валентина Катаева 134 - Глава VI
Музыкальные образы как средство юмора и сатиры в романах Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» 187 - Заключение 227
- Литература 248
Связи литературы и музыки бесконечно многогранны, и одной из проблем является «музыкальность» литературы, роль музыки в творчестве поэтов и писателей. Обычно эта проблема решается в трех аспектах: музыка в жизни литератора; музыка в творчестве литератора; воплощение текстов литератора в музыкальных произведениях.
Эти аспекты по-разному решаются в книгах: «А. С. Пушкин в музыке», «Н. А. Некрасов в музыке», «Лев Толстой и музыка», «Блок и музыка», «Гоголь и музыка», «Анна Ахматова и музыка» и во многих других.
Настоящая книга раскрывает тему: «Музыка в жизни и творчестве литераторов Одесской школы».
При наличии большого количества работ, посвященных замечательной плеяде одесских поэтов и писателей, творчество которых начиналось во втором десятилетии XX века и продолжалось в 1920-е и 1930-е годы, — эта сторона их сочинений никогда не рассматривалась.
Одесса всегда была «музыкальным городом». И это проявлялось не только в том, что одесситы увлекались оперой, что здесь воспитывались великолепные музыканты, прославившие своих учителей и свой город, что сюда приезжали виднейшие представители музыкального искусства, что «музыкальным» был сам «дух» города.
Это сказалось и в том, что в Одессе всегда любили музыку представители самых разных профессий: врачи и юристы, ремесленники и педагоги, учащаяся молодежь.
Музыкальная атмосфера города оказывала воздействие и на живших здесь и приезжавших сюда поэтов и писателей. В сюжеты их произведений проникали «музыкальные мотивы», особенно, когда действие происходило в Одессе.
Общеизвестны рассказы Куприна, в которых образ музыканта или музыкальное произведение становятся ведущими в нити повествования. Таков замечательный рассказ «Гамбринус», героем которого явился подлинный живой персонаж — Сашка-музыкант. А в «Гранатовом браслете» лейтмотивом-символом любви Желткова становится соната Бетховена.
Звучание музыки — почти обязательный атрибут в поэтическом описании города. Например, Леся Украинка в «Подорожі до моря» дает такой портрет Одессы:
«Великеє місто.
Будинки високі,
Людей тих — без ліку!
Веселую чутно музику...»
Музыканты появляются на страницах сочинений Грина, Шолом-Алейхема, Жаботинского и многих других.
Но, может быть, именно в творчестве литераторов-одесситов — в большинстве их произведений — музыка выступала в особой семантической и драматургической роли, характеризуя действующих лиц, их чувства, мысли и поступки.
Особенно проявляются эти качества в сочинениях Бабеля, Олеши, Багрицкого, Катаева, Ильфа и Петрова.
«Музыкальный портрет» часто определяет сущность личности персонажа, отношение к нему автора, а, следовательно, и читателя.
Книги, посвященные теме «Литератор и музыка», обычно опираются на творчество одного автора.
В настоящей работе рассмотрено творчество целой плеяды литераторов одной школы, что дало возможность определить индивидуальность каждого в использовании «музыкального материала». И с другой стороны, сопоставить их отношение к музыке и роль музыки в их произведениях, а также рассмотреть наиболее значительные музыкальные произведения, написанные на их тексты.
Ссылки на тексты Паустовского, Бабеля, Багрицкого, Олеши, Катаева, Ильфа и Петрова в книге на даются.
Работа посвящена теме, которая уже давно и определенно стала главной в научно-исследовательском и просветительском творчестве Р. М. Розенберг, а именно — истории культуры Одессы, формированию и развитию музыкальных традиций города.
Работа представляет собой цикл очерков, объединенных общим исследовательским и интерпретационным подходом к избранному предмету освещения. Каждый очерк монографичен, посвящен одному из представителей прославленной Одесской литературной школы — И. Бабелю, Э. Багрицкому, Ю. Олеше,
В. Катаеву. Лишь последний очерк посвящен сразу двум писателям — И. Ильфу и Е. Петрову, — что имеет свое оправдание.
В своей книге Р. М. Розенберг повествует, прежде всего, о роли музыкального искусства в жизни литераторов, об их музыкальных способностях и пристрастиях, о значительных музыкальных событиях и музыкантах, оставивших след в их памяти и творчестве. Отметим фактическую точность, обоснованность, аргументированность и тактичность комментариев такого рода.
Второй ракурс, обнаруживаемый в каждом из очерков, состоит в характеристике «музыкальных персонажей» и тех музыкальных явлений (конкретних сочинений или музыки вообще), которые отображены в произведениях одесских поэтов и писателей. Цитирование оригинальных словесных текстов воспринимается в данном случае как самый убедительный способ изложения.
Отдельное внимание автора рецензируемой работы привлекают музыкальные произведения, созданные композиторами на тексты или сюжеты произведений литераторов-одесситов.
Наконец, особый аспект обсуждения материала определяется специальным аналитическим подходом, интерпретирующем словесное искусство с точки зрения художественной системы средств музыки. Отметим умение Р. М. Розенберг обнаружить не всегда очевидные на первый взгляд музыкальные качества в стилистике художественных текстов: в мелодике и ритмике стиховой и поэтической речи, в композиционном построении произведений, в драматургии повествования.
Важным позитивным качеством монографии представляется широкий культурный контекст, в который помещены судьбы, произведения, темы и образы одесских литераторов. Один лишь список имен выдающихся представителей музыки и словесного искусства, упоминающихся в работе Р. М. Розенберг, занял бы несколько страниц. Чрезвычайно важно также и умение автора изложить свои наблюдения ясно и доходчиво.
В целом работа Р. М. Розенберг отличается оригинальным замыслом, профессиональным исследовательским подходом, продуманностью и корректностью интерпретаций художественных текстов, тщательным литературным оформлением. Работа вносит заметный вклад в музыкальную и литературную «одессику», способствует подтверждению и развитию культурной славы города.
Доктор искусствознания,
профессор Южноукраинского педагогического университета им. К. Д. Ушинского
С.В. ШИП