Книга посвящена вопросам музыкальной науки, определившимся на грани классического музыкознания (теория и история музыки) и вновь сформированной ветви его — музыкальной культурологии. Разработка этой проблематики определена у автора статьями 1987 года, посвященными социокультурологическому анализу музыки, как определил это направление И. А. Котляревский, бывший научным руководителем первой диссертации автора и фактическим вдохновителем и консультантом второй. В книге собраны материалы на двух языках, русском и украинском, полезные в курсах методологии музыкознания и музыкальной культурологии, которые определили главное направление работы автора в десятилетие 2005-2015 гг. Без поддержки и одобрения идей этих очерков В. Б. Марковым, безвременно ушедшим в 2008 г., данная книга не состоялась бы. Все вошедшие в книгу очерки прошли апробацию в публикациях в научных изданиях — украинских и зарубежных (список прилагается в виде Приложения).
Книга предназначена для исследователей, педагогов, студентов музыкальных вузов.
Вместо введения
1. Новые альтернативные коррекции Восток—Запад в музыке 6
2. Архетипические и хронологические параллели культур Востока и Запада как основания музыкальной метафизики (к постановке проблемы) 14
I. МЕТОДОЛОГИЯ И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ МУЗЫКОЗНАНИЯ
1.1. Методология музыкознания как дисциплина магистерских курсов музыкального вуза 21
1.2. Музыкальная культурология в отечественной системе гуманитарного знания 27
1.3. Теория музыки как генетически и онтологически базисная дисциплина музыковедения 33
1.4. История музыки как динамизирующий фактор музыкознания 38
1.5. Музыкальная эстетика — «спекулятивная теория музыки» 44
1.6. Музикознавчі курси у спеціалізації музичних культурологів в роботі ОДМА ім. А. В. Нежданової 59
1.7. Понятийная триада в определении предмета культурологии, семиотики и искусствознания 66
II. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
2.1. Национальный стиль. Символика и семантика в композиторском и исполнительском творчестве 76
2.2. Принцип психологической парциальное в характеристике творческой деятельности композитора и музыковеда 86
2.3. Образно-стилевая символика музыки П. И. Чайковского как источник оригинального исполнительского решения 98
2.4. Исполнительское музыкознание как феномен украинской научной традиции 104
2.5. Національні засновки виконавсько-диригентської діяльності О. Кошиця 109
2.6. Т. Шевченко и современное искусство 117
2.7. Т. Шевченко и К. Данькевич: стилевые пересечения и альтернативы (на примере анализа оперы «Назар Стодоля») 126
2.8. Ученость ранней Православной церковной традиции в отечественной художественной культуре и ее влияние на музыку 19- 20 вв 133
2.9. Оперна спадщина М. Лисенка в контексті мистецтва польсько-українського салону (співавтор Д. Андросова) 139
2.10. Полинациональная музыкальная аура Одессы и место в ней русской и польской составляющих 145
2.11. Культурная парадигма Одессы 1910-х годов в определении творческой установки В. Малишевского и К. Шимановского 152
III. МЕТАФИЗИКА ИСТОРИИ В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ РАКУРСАХ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
3.1. Атрадиционализм в культурно-историческом континууме и модерн-авангард в искусстве 160
3.2. Памятные даты в выстраивании исторической метафизики 168
3.3. Историческая синхронистичность и феномен юбилейных дат. Памяти И. А. Котляревского 175
3.4. Историческая синхронистичность. К 100-летнему юбилею В. Лютославского и Б. Бриттена 181
3.5. Ю. В. Малышев в контексте творческих предпочтений поколения 1940-1950-х годов 185
3.6. Числовой норматив музыкальной информации193
3.7. Неоевропоцентризм и неосимволизм как мировоззренческое и художественное качество начала XXI века 203
3.8. Неосимволізм музики XXI сторіччя та виконавське музикознавство 221
3.9. Информационный континуум трудов Д. Гойови и смысловые доминанты отечественного музыкознания 228
3.10. Историческая синхроника Р. Вагнер — К. Орф 236
3.11. Символизм и творчество П. Чайковского, С. Рахманинова, Дж. Пуччини (по материалам диссертации Лю Си Мэй «Мировой культурный контекст символизма и его проявления в музыке П. Чайковского, С. Рахманинова, Дж. Пуччини») 239
IV. ФИЛОСОФИЯ ГОЛОСА В ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ОПЕРНАЯ ПРАКТИКА
4.1. Философия голоса и оперная практика теноровых партий (по материалам диссертации Чжан Сяохао «Художественно-эстетические принципы тенорового пения в различиях стилевых исполнительских установок») 288
4.2. Значимость тембра-амплуа баса в опере XIX-XX столетий (по материалам диссертации Хон Чена «Феномен тембра-амплуа баса в оперном пении XIX XX столетий») 362
4.3 Мифологема двоичности в определении амплуа партий певиц травести (по материалам диссертации Хань Сяоянь «Символизм двоичности в мифах, в философии и в художественной метафоре партий певиц-травести оперы Европы и Китая») 462
Вместо заключения. Философия зеркала 525
Приложение (список публикаций 2008—2015 гг.) 528