Муравская Ольга Викторовна
- доцент, и.о. профессора
- доктор искусствоведения
Биография:
Муравская Ольга Викторовна родилась 15 мая 1963 года в г. Одессе. В 1978 году окончила с отличием Одесскую хоровую школу. В 1982 году – Одесское музыкальное училище, отдел теории музыки, класс преподавателей Л. С. Космаковой и Л. С. Шевченко-Анисимовой (диплом с отличием). С 1982 по 1987 год – студентка Одесской государственной консерватории имени А. В. Неждановой (ныне – Одесская национальная музыкальная академия имени А. В. Неждановой) фортепиано-теоретического факультета по специальности «музыковедение», класс доктора искусствоведения, профессора Е. Н. Марковой (диплом с отличием).
В сентябре 1984 года, параллельно с обучением в консерватории, начала работать преподавателем музыкально-теоретических дисциплин, а с 1987 года – заведующей хоровым отделом в Одесской детской школе искусств № 1 (ныне – Детская школа хорового искусства имени С. К. Крыжановского).
В 1989 году Ольга Викторовна была переведена на должность преподавателя музыкально-теоретических дисциплин в Одесское государственное музыкальной училище имени К. Ф. Данькевича (ныне – Одесское училище искусств и культуры), где вела курсы «Музыкальной литературы», «Сольфеджио», «Теории музыки», «Гармонии», «Музыкальной критики», «Лекторской практики». С 1994 года работала также в качестве совместителя в Одесской школе хорового искусства, а также в Одесской государственной консерватории на кафедре истории музыки и музыкальной этнографии (с почасовой оплатой).
20 февраля 2004 года защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Немецкая траурная погребальная музыка лютеранской традиции как феномен европейской культуры XVII-XX столетий». С 1 сентября 2004 года была принята на должность преподавателя кафедры современной музыки и музыкальной культурологи ОГМА имени А. В. Неждановой (ныне – кафедра теоретической и прикладной культурологии) по совместительству, основное место работы – Одесское государственное училище искусств и культуры имени К. Ф. Данькевича. 9 марта 2005 года решением Ученого совета ОГМА имени А. В. Неждановой избрана по конкурсу на должность доцента кафедры современной музыки и музыкальной культурологии по совместительству.
В 2006 году Муравская О. В. была принята на постоянную работу в должность доцента кафедры современной музыки и музыкальной культурологии ОГМА имени А. В. Неждановой.
23 декабря 2008 года решением Аттестационной коллегии (Протокол 6/ 94 – Д) было присвоено звание доцента (аттестат доцента – 12 ДЦ № 021476).
С 2011 года является докторантом ОНМА имени А. В. Неждановой.
Научные труды. Издания. Публикации:
- «Musikalische Exequien» Г. Шютца та традиції німецької лютеранської траурної музики // Музичне мистецтво і культура. Науковий вісник Одеської державної музичної академії імені А. В. Нежданової. Випуск 5 / Гол. Редактор О. В. Сокол. – Одеса: Друкарський дім, 2004. – С. 297-304.
- Христианский аспект культуры западноевропейского романтизма на примере реквиемов Ф. Шуберта и Р. Шумана // Музичне мистецтво і культура. Науковий вісник Одеської державної музичної академії імені А. В. Нежданової. Випуск 7. Книга 1. / Гол. редактор О. В. Сокол. – Одеса: Друкарський дім, 2006. – С. 134-143.
- Воплощение лютеранской религиозной идеи «смерти-итога» в художественной концепции жанра «Немецкого реквиема» // Культура і цивілізація. Схід і Захід. Музична культура: Схід-Захід: Матеріали науково-практичної конференції з проблем культури та Міжнародного музикознавчого семінару пам’яті С. Д. Орфеєва. 2003-2004. – Одеса: Астропринт, 2006. – С. 295-297.
- Траурні кантати Й. С. Баха в аспекті специфіки інтерпретації духовних музичних жанрів німецької лютеранської церкви // Науковий вісник Національної музичної академії України ім. П. І. Чайковського. Випуск 58. Виконавське музикознавство. Книга дванадцята. – К., 2006. – С. 301-307.
- Из истории заупокойных музыкальных жанров католической и лютеранской традиции // Педагогічні засади сучасної професійної підготовки у вищих навчальних закладах / За загальною ред. Г. Є. Гребенюка; Міністерство мистецтва і туризму України. Луганський державний інститут культури і мистецтв, Обл. метод. Кабінет учбових закладів мистецтва та культури. – Харків: Стиль Іздат, 2006. – С. 262-271.
- Морально-этический потенциал заупокойных музыкальных жанров католической и лютеранской традиции // Науковий вісник Південноукраїнського державного педагогічного університету ім. К. Д. Ушинського (Збірник наукових праць). Спеціальний випуск. Мистецька освіта: Сучасний стан і перспективи розвитку. Частина 2. – Одеса, 2007. – С. 58-65.
- Реквием Э. Денисова в аспекте эволюции христианской заупокойной духовно-музыкальной традиции // Проблеми сучасності: культура, мистецтво, педагогіка: Збірник наукових праць. – Харків-Луганськ: Стиль Іздат, 2008. – С. 247-258.
- К вопросу об отечественных истоках бидермайера // Проблеми сучасності: мистецтво, культура, педагогіка. Зб. наук. Праць / Луган. Держ. інститут культури і мистецтв; за заг. Ред. В. Л. Філіппова. – Вип. 16. – Луганськ: Вид-во ЛДІКМ. 2011. – С. 181-187.
- Творческий портрет Р. Шумана в контексте стилистики немецкого бидермайера // Музичне мистецтво і культура. Науковий вісник ОДМА імені Нежданової / Гол. Ред.. О. В. Сокол. – Одеса: Друкарський дім, 2010. – Вип. 12. – С. 202-210.
- 10.«Святой Франциск Ассизский» О. Мессиана в контексте христианской культурно-исторической традиции// Гуманітарні науки в освіті музикантів: Зб. наук. Праць до ювілею Н. О. Бондар / Відповід. ред. А. О. Стьопін. – Одеса: Фенікс, 2011. – С. 272-284.
- Одеса музична: історія і сучасність // Пам’ять століть. Планета. – 2011. - № 3-4 (91-92) (травень-серпень). – С. 154-165.
- Муравская О. В. Тема детства и духовного воспитания в контексте стилистики бидермайера и камерного творчества Р. Шумана / О. В. Муравская // Проблеми сучасності: мистецтво, культура, педагогіка: зб. наук. праць / Луган. Держ. ун-т культури і мистецтв; за заг. ред. В. Д. Філіппова. – Луганськ: Вид-во ЛДІКМ, 2011. – Вип. 19. – С. 149-156.
- Муравська О. В. Творча постать Р. Шумана та жанрово-стильові і виконавські аспекти німецького бідермаєра / О. В. Муравська // Науковий вісник НМАУ ім. П. І. Чайковського: історія, теорія, практика / автори проекту, ред.-упор.: М. А. Давидов, В. Г. Сумарокова. – К.: НМАУ ім. П. І. Чайковського, 2012. – Вип. 103. – С. 94-102.
- Муравская О. В. К вопросу о жанрово-стилевой и духовно-смысловой специфике оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» / О. В. Муравская // Музичне мистецтво і культура. Науковий вісник ОДМА імені А. В. Нежданової [зб. наук. праць / год. ред. О. В. Сокол]. – Одеса: Друкарський дім, 2011. – Вип. 13. – С. 154-164.
- Муравская О. В. Романтизм и бидермайер как стилевые доминанты немецкой культуры первой половины XIX века (на примере оперы Р. Шумана «Геновева») / О. В. Муравская // Трансформація освіти і культура: традиції та сучасність: Зб. матеріалів Міжнародної наук.-творч. Конференції, Київ, 2-3 травня 2012 р. – К.: НАКККІМ, 2012. – С. 135-138.
В 2010 году было опубликовано учебное пособие:
- Муравська О. В. Нариси з історії зарубіжної музичної культури. Випуск 1. – Одеса: Друкарський дім, 2010. – 214 с.
Педагогическая и научная деятельность:
О. В. Муравская участвует в Международных, Всеукраинских научно-практических и научно-творческих конференциях, конференциях-семинарах и других мероприятиях; осуществляет научное руководство бакалаврскими и магистерскими работами, осуществляет рецензирование кандидатских, магистерских, методических работ; ведет курсы «Истории зарубежной музыки», «Истории зарубежной культуры», «Христианского музыкального искусства».
Научные интересы охватывают следующий круг вопросов и направлений: история отечественной и зарубежной музыки XVII – XIX ст., ее жанрово-стилевая специфика, христианская духовно-музыкальная традиция в ее историческом развитии и разнообразии конфессиональных проявлений; духовно-эстетические контакты и взаимодействие отечественной и западноевропейской культур.
Под руководством Муравской О. В. были защищены 23 магистерские работы, из них 2 – музыковедческие и 4 – бакалаврские (2 – музыковедение, 2 – теоретическая и прикладная культурология).
Научное руководство – соискатели. Под руководством Муравской О. В. были защищены 3 кандидатские диссертации: в 2005 году в специализированном Ученом совете ОГМА имени А. В. Неждановой была защищена кандидатская диссертация Л. М. Горелик «Вокальный цикл в жанрово-видовой специфике камерного пения»; в 2010 году – кандидатская диссертация Ю. В. Олейниковой «Бидермайер и его проявления в вокальной музыке XIX-XX столетий»; в 2012 году – кандидатская диссертация Г. С. Шпак «Венгерская национально-религиозная идея в хоровом творчестве Ф. Листа».
Оппонирование и рецензирование:
Муравская Ольга Викторовна принимала участие в работе специализированного Ученого совета ОГМА имени А. В. Неждановой (ныне – ОНМА имени А. В. Неждановой) в качестве второго официального оппонента: 2005 год – кандидатские диссертации Е. М. Бондарь («Надекспресивне інтонування в контексті сучасної хорової творчості»), И. А. Шатовой («Стильові основи Одеської хорової школи»), Т. М. Каплун («Грецький розпів у контексті російської церковно-співацької практики середини XVII – XVIII століть»); 2006 год – Ю. А. Гомельской («Композиторское образование в Великобритании как феномен европейской музыкальной культуры»); 2007 год – Щитовой С. А. («Взаємодія гетерогенності та адитивності в регіональній музичній культурі Дніпропетровщини»); 2009 год – В. В. Петрик («Категорія інструменалізму в музичній творчості (на прикладі домрового мистецтва)»), М. А. Максименко («Феномен перфомансу в творчості сучасних українських композиторів»), Н. А. Старюченко («Феномен діалогу в камерно-вокальних творах на перекладені тексти (на матеріалі творчості українських і російських композиторів ХХ століття)»).
Рецензирование кандидатских диссертаций:
- Осадчая С. В. – «Православная заупокойно-поминальная традиция как феномен музыкальной культуры» (2005).
- Герасимова И. Д. – «Хоровая культура Слободжанщины второй половины XIX – начала ХХ столетия» (2006).
- Чжан Сяохао – «Художественно-эстетические принципы тенорового пения в оперном искусстве» (2007).
- Адриянова О. В. – «Салонность как основа музыкальной жизни России и Украины XIX ст.» (2007).
- Овсянникова-Трель А. А. – «Национальная идея немецкой музыки в творчестве композиторов XVIII – XX веков» (2007).
- Захарчук Т. Г. – «Художественный принцип метафоричности в современном вокальном исполнительстве» (2008).
- Ту Дуня «Параллели художественного развития оперного театра Европы и Китая» (2010).
- Лысюк С. Р. – «Нарративный подход в характеристике стилевых и стилистических свойств фортепианного исполнительства» (2011).
- Подобас И. – «Мазурки Ф. Шопена в контексте варшавского бидермайера» (2012).
- Чуприна Н. Н. – «Фортепианный бидермайер: генезис и онтология» (2012).
- У Цунь – «Немецко-венгерское как составляющие художественной реальности композиторского и исполнительского творчества Ф. Листа» (2012).