Овсянникова-Трель Александра Андреевна
- доцент
- кандидат искусствоведения
Биография:
Овсянникова-Трель Александра Андреевна родилась 5 ноября 1973 года. В 1994 году окончила Криворожское государственное музыкальное училище (отдел теории музыки; класс преподавателей Е. В. Дрогановой и А. П. Бочаровой; диплом с отличием). С 1994 по 1998 год училась в Одесской государственной консерватории имени А. В. Неждановой (ныне – Одесская национальная музыкальная академия имени А. В. Неждановой) по специальности музыковедение, класс доктора искусствоведения, профессора Е. Н. Марковой.
С 1998 года работала преподавателем на кафедре истории музыки и музыкальной этнографии ОДМА имени А. В. Неждановой; с 2003 года по настоящее время – преподаватель, доцент кафедры современной музыки и музыкальной культурологии (с 2011 года – кафедра теоретической и прикладной культурологии).
В 2007 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Национальная идея немецкой музыки в творчестве композиторов 18-20 столетий» по специальности 17.00.03 «Музыкальное искусство» (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Е. Н. Маркова).
Научная работа. Издания. Публикации:
Научные интересы Александры Андреевны охватывают следующий круг вопросов и направлений: музыкальная культурология, проблемы европейской культуры второй половины ХХ столетия (социология музыки, социология культуры, вопросы массовой культуры); эстетика и жанровая специфика киномузыки в контексте культуры ХХ века; проблемы актуального фольклора в современном музыкальном творчестве.
Публикации в специализированных научных изданиях Украины:
- Этнокультурологические аспекты теории национального стиля в музыке. – Музичне мистецтво і культура. Науковий вісник. – Вип. 1. – Одеса, 2000. – С. 67-74.
- Л. Бетховен – Г. Малер: типологічні характеристики авторських концепцій симфонічного циклу. – Теоретичні та практичні питання культурології. – Вип. IV. – Мелітополь, 2001. – С. 22-28.
- Германский гений: миф или реальность? (к вопросу о культурных стереотипах в искусстве). – Музичне мистецтво і культура. Науковий вісник. – Вип. 2. – Одеса, 2001. – С. 76-82.
- V.Mironov, A.Ovsyannikova-Trel. Schuberts Stil: eine Einheit von Stilantithesen // Franz Schubert – Werk und Rezeption. Internationaler Schubert-Kongreß 15. – 19. Oktober 1997. – Duisburg, 1997.
- Девятая симфония Л. Бетховена в художественном контексте стилевой специфики немецкого инструментализма. – В сб.: Педагогічні засади сучасної професійної підготовки у вищих навчальних закладах – Харків: Стиль Іздат, 2006. – С. 271-281.
- Німецький бідермейєр в музиці як художня реалізація національної ідеї // Проблеми взаємодії мистецтва, педагогіки та теорії і практики освіти. Збірник наукових праць. – Вип. 19. – Харків: ХДМУ ім. І.П.Котляревського, 2007. – С. 127-137.
- Национальный контекст развития немецкого музыкального театра ХХ столетия // Проблеми взаємодії мистецтва, педагогіки та теорії і практики освіти. Когнітивне музикознавство: зб. наукових статей. – Вип. 29. – С. 221-233.
- Творчість А. Рубінштейна як досвід культурного діалогу // Проблеми взаємодії мистецтва, педагогіки та теорії і практики освіти. Брати Рубінштейн. Історичні уроки та плоди просвіти: зб. наукових статей. – Вип. 30 / Харк. держ. ун-т ім. І.П. Котляревського. – 2010. – С. 166-175.
- Символистская поэтика в музыкальном воплощении С. Рахманинова (на примере романсов Ор. 38) // Проблеми взаємодії мистецтва, педагогіки та теорії і практики освіти: зб. наукових статей. – Вип. 34 / Харк. держ. ун-т ім. І.П. Котляревського. – 2011. – С. 111-122.
- Музыка в кино: фактурный образ как компонент художественной концепции фильма (Питер Гринуэй – Майкл Найман) // Киев, 2013
- Художественные функции киномузыки в контексте постмодернистской эстетики // Проблеми взаємодії мистецтва, педагогіки та теорії і практики освіти : [сб. наук. статей]. – Вип. 38. – Харків, 2013. – С. 381-392.
Отзывы и рецензии Овсянниковой-Трель А. А.:
- Отзыв на автореферат диссертационного исследования Палий Ирины Олеговны «Трансдукция как явление музыкальной культуры (на примере фортепианного цикла М. Мусоргского «Картинки с выставки» и творчества рок-групп King Crimson и Pink Floyd», представленного на соискание научной степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.03 «Музыкальное искусство»;
- Рецензия на диссертационное исследование Вань Чуньмэй «Женские образы в творчестве композиторов-веристов: к проблеме исполнительской традиции», представленное на предварительную защиту на соискание научной степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.03 «Музыкальное искусство»;
- Рецензия на магистерскую работу Сандак Натальи Васильевны «Образ Аиды: художественное своеобразие женского характера в контексте оперной эстетики Дж. Верди»;
- Рецензия на магистерскую работу Фроловой Елены Андреевны «Поэтика вокального цикла в творчестве Чарльза Айвза»;
- Рецензия на магистерскую работу Чжан Цзя «Украинский фортепианный концерт: национальное своеобразие и европейские традиции (на примере Концерта для фортепиано А. Кос-Анатольского)»;
- Рецензия на магистерскую работу Ли Хаонин «Концерт для саксофона и струнного оркестра П. Дюбуа как объект исполнительской интерпретации».
Педагогическая деятельность:
А. А. Овсянникова-Трель участвует в Международных, Всеукраинских научно-практических и научно-творческих конференциях, конференциях-семинарах и других мероприятиях. Ведет научное руководство кандидатскими, магистерскими и бакалаврскими работами.
Список кандидатских диссертаций, магистерских и бакалаврских работ под научным руководством Овсянниковой-Трель А. А.:
Мошак Евгений Григорьевич – кандидат искусствоведения (диссертация на тему «Традиції гітарної музики в контексті європейської музичної культури другої половини ХХ століття», спеціальність 17.00.03 – музичне мистецтво).
Магистры:
- Иоенко Мария Юрьевна – «Творческая фигура В. Борисовского в истории альтового искусства», 2013;
- Кузьменко Святослав Игоревич – «Концерт № 2 для валторны с оркестром Р. Штрауса: стилевые особенности и исполнительские традиции», 2013;
- Цян Сяоху – «Первый фортепианный концерт Ф. Листа и традиции музыкального романтизма», 2013;
- Сафроний Елизавета Юрьевна – «Коллаж в музыке второй половины ХХ века», 2012;
- Шафранская Таисия Анатольевна – «Образ матери в оперной музыке 19-20 веков: к проблеме исполнительской типологии», 2012;
- Хуан Цзечуань – «Соната № 1 А. Хинастеры в контексте развития жанра фортепианной сонаты», 2012;
- Чень Пейчжу – «Стилевые особенности музыкального воплощения фантастических образов в операх Н. А. Римского-Корсакова (на примере образа Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок»), 2012;
- Сунь Ли Мей – «Мессия» Г. Ф. Генделя в контексте духовных традиций западноевропейской культуры 18 века», 2011;
- Ван Юйлун – «Стилевые истоки Концерта для гобоя с оркестром D-dur Ф. Гидаша (исторический и исполнительский аспекты)», 2011.
- Бакалавры:
- Рыбакова Ирина – «Феномен бахианства в джазовой культуре второй половины ХХ века», 2012;
- Мухина Юлия – «Киномузыка как предмет искусствоведческого исследования», 2011;
- Сафроний Елизавета – «Психологические аспекты музыкального ряда в кинематографе постмодернизма», 2011.