Биография:
Светлана Александровна Серенко в 1985 году с отличием окончила Одесскую специальную музыкальную школу имени профессора П. С. Столярского по специальности «фортепиано» и в этом же году поступила в Одесскую государственную консерваторию имени А. В. Неждановой на фортепианно-теоретический факультет по двум специальностям: «фортепиано» и «музыковедение». В 1990 году окончила консерваторию и получила диплом как пианистка по классу А. В. Повзуна (фортепиано), Л. В. Зимы (камерный ансамбль), Р. И. Ойгензихт (концертмейстерство). В 1991 году с отличием защитила диплом как музыковед по классу Г. Н. Вирановского, рекомендована в аспирантуру для продолжения научной деятельности и написания диссертации.
Занятия в классе Р. И. Ойгензихт и любовь к сценической работе с вокалистами определили направление дальнейшей трудовой и творческой деятельности. Будучи студенткой V курса, в 1989 году, Серенко С. А. была принята в Одесский театр музыкальной комедии в качестве концертмейстера по вокалу, туда же получила приглашение в качестве молодого специалиста. За время работы, с 1989 по 1992 год, помимо текущих спектаклей («Граф Люксембург», «Летучая мышь», «Королева чардаша», «Микадо», «Цыганский барон», «Моя прекрасная леди», ряд детских спектаклей), подготовила ряд премьерных постановок, среди которых: «Баядера» И. Кальмана, «Of the I sing» Дж. Гершвина, «Бал в Савойе» П. Абрахама, «Герцогиня из Чикаго» И. Кальмана, «Папуля» по пьесе Ж. Кокто, «Кот в сапогах». Также в 1989 году была принята и на кафедру музыкального воспитания Одесского педагогического института имени К. Д. Ушинского, а с 1991 по 1993 год преподавала концертмейстерство в кооперативном музыкальном училище (Министерства высшего и среднего специального образования). В этот же период работала концертмейстером и администратором Одесского муниципального камерного театра хоровой и вокальной музыки (художественный руководитель А.В. Зайцев), с которым подготовила десятки вокальных и хоровых программ, звучавших как на сценах Одессы, так и за рубежом (Словакия, Польша). В 1992 году была принята по конкурсу в Одесский театр оперы и балета на должность концертмейстера хора, где работала с 1992 по 1997 год. В репертуар входили следующие оперы: «Травиата», «Аида», «Трубадур», «Риголетто», «Отелло» – Дж. Верди; «Фауст» Ш. Гуно; «Кармен» Ж. Бизе; «Паяцы» Р. Леонкавалло; «Сельская честь» П. Масканьи; «Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Богема» – Дж. Пуччини; «Иоланта», «Евгений Онегин», «Орлеанская дева» – П. Чайковского; «Борис Годунов» М. Мусоргского; «Севильский цирюльник» Дж. Россини; «Катерина» Н. Аркаса; «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского; «Наталка-Полтавка» Н. Лысенко; «Барвинок» и др. (среди них премьерные – «Риголетто», «Орлеанская дева», «Борис Годунов», «Сельская честь», «Отелло»).
В 1997 году была приглашена в качестве концертмейстера в Одесскую консерваторию на кафедру сольного пения в класс Е. В. Стаховской, затем на кафедру струнных инструментов в класс В. В. Балон-Рымашевской. Будучи соискателем кафедры истории музыки и музыкальной этнографии Одесской государственной консерватории, в 1999 году с отличием сдала кандидатские экзамены и в октябре 2004 года подготовила и защитила кандидатскую диссертацию на тему «Художественная концепция «Искусства фуги» И.С. Баха» по специальности 17.00.03 – «Музыкальное искусство» (научные руководители – Г.Н. Вирановский, академик А.В. Сокол). В феврале 2005 года утверждена в звании кандидат искусствоведения. С 2005 года – преподаватель, а в скором времени – доцент кафедры концертмейстерства.
Творческая деятельность:
Серенко С. А. регулярно участвует в концертной жизни Одессы и других городов Украины, России, Польши, Германии, Франции.
В 2000 году в рамках юбилейного Бах-фестиваля присутствовала на закрытом заседании Нового Баховского общества (Лейпциг, Германия), была приглашена К. Вольфом (США) для участия в каталогизации Баховской коллекции, сотрудничала с Киевским Бах-архивом. В 2001 году была удостоена губернаторской стипендии. С 2003 по 2012 год включительно – участник Международных конкурсов и фестивалей. В 2006 и 2007 году Светлана Александровна являлась ответственным секретарём приёмной комиссии ОГМА имени А.В. Неждановой, а с 2007 по 2011 год – деканом факультета высшей квалификации (магистратура, аспирантура, ассистентура-стажировка, докторантура, институт соискательства). Продолжая педагогическую работу на кафедре концертмейстерства, руководила магистерскими работами и с 2011 года является приглашённым концертмейстером Одесской областной филармонии.
Среди ярких событий в творческой жизни последних лет можно выделить следующие:
- премьерное исполнение с заслуженной артисткой Украины Натальей Ютеш, Н. Тарасовым и Игорем Шавруком «14-й симфонии» Д. Шостаковича (Одесса, Украина) и концерт скрипичной и виолончельной музыки (Вроцлав, Польша. 2007);
- участие в качестве концертмейстера в Международном конкурсе виолончелистов (диплом «Лучший концертмейстер», 2008);
- членство в жюри Международного фортепианного конкурса славянской музыки имени С. Монюшко (Париж, Франция, 2009). В этом же году состоялся ряд концертов во Франции (Париж) и в России (Москва, в том числе – в Доме музыки), благодарность от Фонда Спивакова;
- серия концертов с солистами Одесской филармонии С. Побережнюком, Е. Вишневской, С. Самойленко (2010);
- подготовка и участие в творческом вечере Народного артиста Украины композитора В. Птушкина (2011);
- участие в юбилейном Международном фестивале «Musica Via Regia» (Германия, 2012);
- организация и художественное руководство Первым международным фестивалем виолончельного искусства имени В. Балон-Ромашевской (Одесса, Украина, 2013).
Научная деятельность. Участие в конференциях. Публикации:
Серенко Светлана Александровна является участником восьми Международных научных конференций, автором девяти научных статей в специализированных сборниках, одна из которых на немецком языке. Также является победителем Баховской научной конференции, членом Баховского общества.
Участие в Международных научных конференциях:
- Серенко С. Музична риторика як основа інтерпретації музики барокко: музична риторика у навчальному процесі // Програма Міжнародного семінару-огляду «Трансформація музичної освыти: культура та сучасність». – Одеса, вересень, 1999.
- Серенко С. Таємниця «Мистецтва фуги» Й. С. Баха та її розкриття у ХХ столітті // П'ята Міжнародна науково-практична конференція «Духовність і проблеми розвитку особистості». – Житомир, листопад, 1999.
- Серенко С. Риторичний принцип ампліфікації як одна з композиційних засад циклу «Мистецтво фуги» Й. С. Баха // Тези доповіді Всеукраїнської науково-теоретичної конференції «Молоді музикознавці України». – Київ, березень, 2000.
- Серенко С. Дослідження клавірної музики Й. С. Баха в аспекті сучасного музикознавства // VІІ Всеукраїнська науково-практична конференція «Духовне зростання нації в сучасних умовах становлення української державності». – Донецьк, квітень 2000.
- Серенко С. Заповіт великого майстра: новий погляд на композицію «Мистецтва фуги» Й. С. Баха // Всеукраїнська науково-практична конференція «Й. С. Бах та його епоха в історії світової художньої культури». – Донецьк, травень, 2000.
- Серенко С. От риторического высказывания к поэтическому прочтению: опыт приобщения к образцам мирового музыкального искусства // Международная научно-практическая конференция «Молодёжь третьего тысячелетия: гуманитарные проблемы и пути их решения». – Одесса, июнь 2000.
- Серенко С. Текстологічні проблеми “Мистецтва фуги” Й. С. Баха. Першоджерела та наукові концепції // Всеукраїнська науково-практична конференція “Текст музичного твору: практика і теорія. – Київ, листопад, 2000.
- Серенко С. Інтерпретаційні аспекти “Мистецтва фуги” Й. С. Баха // Міжнародна наукова конференція “Музичне виконавство на рубежі століть”. – Київ, грудень, 2000.
Статьи в специализированных научных сборниках:
- Серенко С. Музична риторика як складова професійної підготовки музикознавців в умовах відродження української національної культури // Україна на порозі третього тисячоліття: духовність як основа консолідації суспільства. – К.: Наук.-досл. інститут “Проблеми людини”, 1999. – Т. 15. – С. 543-551.
- Серенко С. Тематизм «Искусства фуги» И. С. Баха в образно-содержательном аспекте // Організація та зміст становлення професійної підготовки в умовах національної системи освіти. – Харків: Каравелла, 1999. – С. 158-171.
- Серенко С. Черты внешней симметричной формы в композиции цикла «Искусство фуги» И. С. Баха // Проблеми взаємодії мистецтва, педагогіки та теорії і практики освіти. – Харків: Каравелла, 1999. – Вип.4. – С. 121-132.
- Серенко С. Інтерпретація “Мистецтва фуги” Й. С. Баха у музично-риторичному аспекті // Музичне виконавство. Науковий вісник. – К.: Спец. друкарня НАН України, 2000. – Вип.8. – С. 114-125.
- Серенко С. Від риторичного питання – до музикологічної проблеми // Духовність і художньо-естетична культура. – К.: Наук.-досл. інститут “Проблеми людини”, 2000. – С. 575-581.
- Серенко С. Роль симметрии в композиции цикла «Искусство фуги» И. С. Баха // Музичне мистецтво і культура. – Одеса: Астропринт, 2000. – Вип.1. – С. 112-123.
- Серенко С. «Мистецтво фуги» Й. С. Баха: таємниця авторського задуму та нова інтерпретація композиції циклу // Музичне виконавство: Науковий вісник. – К.: Кий, 2001. – Вип.18. – С. 123-133.
- Серенко С. Текстологічні проблеми «Мистецтва фуги» Й.С.Баха: факти і гіпотези // Київське музикознавство. Текст музичного твору: практика і теорія. – К.: КДВМУ ім.Р.М.Гліера, 2001. – Вип.7. – С .201-210.
- Serenko S. „Die Kunst der Fuge“ von J.S.Bach: Das geheimnis des autorenvorhabens und die neue interpretation der komposition des zyklus // Й.С.Бах та його епоха в історії світової музичної культури. – Донецьк-Лейпциг.: Юго-восток, 2003. – Вип.3. – С. 31-40.
Педагогическая деятельность:
Научную и педагогическую деятельность Светлана Александровна Серенко совмещает со сценической концертмейстерской работой.
Среди выпускников – солисты театров и филармоний, лауреаты Международных конкурсов и заслуженные артисты. В 2012 году звание Заслуженной артистки Украины получила Оксана Нестеренко. Выпускник по концклассу А. Трухин успешно работает концертмейстером на кафедре оперно-симфонического дирижирования ОНМА имени А.В. Неждановой.