Студенческий хор Одесской национальной музыкальной академии имени А. В. Неждановой

Одесская хоровая школа в лице ее талантливых представителей внесла весомый вклад в европейскую музыкально-исполнительскую культуру ХХ-ХХI веков. Основатель Одесской хоровой школы Константин Константиновича Пигров – первым в Украине создал ХОРОВУЮ ШКОЛУ, которая с гордостью носит его имя: ШКОЛА ПИГРОВА. На сегодняшний день выпускников Пигровской школы – свыше 1000!

Известны в нашей стране и за ее пределами следующие имена воспитанников Одесской хоровой школы, в короткий срок занявших ведущие позиции в украинском хоровом исполнительстве: Д. Загрецкий, А. Авдиевский, В. Иконник, М. Гринишин, С. Дорогой, Е. Дущенко, П. Горохов, А. Мархлевский, В. Луговенко, В. Шип, А. Серебри, Г. Лиознов, С. Крыжановский (организатор первой в Украине детской хоровой школы), И. Слета, Л. Бутенко, Ж. Косинский, В. Газинский, Ю. Топузов, Ю. Любович, А. Вацек, В. Гордей, Г. Шпак, В. Регрут, О. Трушина… И много других признанных мастеров хорового дела.

Студенческий хор Одесской консерватории был организован К. К. Пигровым в 1922-1923 учебном году. Вначале этот был женский хор, однако постепенно формировался смешанный коллектив, который со временем стал одним из лучших студенческих коллективов в стране. Концертная деятельность хора под руководством К. Пигрова началась с постановки «Вечорниць» П. Нищинского, а в 1927 году хор принимал участие в постановке Девятой симфонии Бетховена.

В 1947 году был впервые исполнен «Реквием» Моцарта, что явилось значительным событием в музыкальной жизни страны. По свидетельсвам современников, исполнение «Реквиема» представляло собою подлинный шедевр хорового мастерства, тонкости интерпретации, понимания стиля. О нем заговорили повсюду. Хор приезжал в Киев для исполнения «Реквиема», а прослушивание записи этого исполнения на кафедре хорового дирижирования в Московской консерватории вызвало восхищение.

 1957 год принес объединенному хору консерватории и музыкального училища мировое признание: художественный руководитель хора К. Пигров, дирижер хора Д. Загрецкий и прославившийся хор получили І премию и золотую медаль лауреата  VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.

Пигровский хор исполнял произведения венских классиков: «Реквием» В. Моцарта, «Времена года» Й. Гайдна, а также ораторию «Иуда Маккавей» Г. Генделя, что явилось в то время творческим триумфом хорового искусства. Репертуар хора Одесской консерватории базировался на исполнении народной (обработки народных песен) и классической музыки. Большое место в хоровом репертуаре занимали сочинения С. Танеева, А. Аренского, А. Гречанинова, одесских композиторов: К. Данькевича, С. Орфеева, Т. Малюковой-Сидоренко... В стилевом же становлении хора ОГК особое значение приобрело исполнение духовной музыки и произведений выдающегося украинского композитора Н. Леонтовича.

В 1962 году художественным руководителем хора стал профессор, заслуженный деятель искусств Украины Дмитрий Станиславович Загрецкий. Д. Загрецкий продолжал расширять репертуар и работать над современными хоровыми произведениями Д. Шостаковича, А. Флярковского, А. Кравченко, Б. Лятошинского, И. Шамо, С. Орфеева. На постановку своего «Реквиема» приезжал в Одессу Д. Кабалевский. Исполнялись фрагменты Высокой мессы h moll И. С. Баха. Яркую страницу репертуара составляли произведения самого Дмитрия Станиславовича: «Лишь ты сияй», «Я коротаю жизнь», «Над окошком месяц» и пр.

С 1980 по 1987 художественным руководителем хора был профессор, ректор консерватории Василий Иванович Шип.В период его деятельности исполнительский диапазон хора продолжает расширяться; в него входят: П. Чайковский кантата «Москва»; Г. Свиридов «Патетическая оратория», «Курские песни»; С. Рахманинов кантата «Весна»; хоры Д. Шостаковича. Всеобщее признание, в который раз, вызвало исполнение «Реквиема» В. Моцарта. В виде исключительного случая вводились в репертуар опусы А. Флярковского, П. Хиндемита. Настоящей лабораторией современной музыки стал хор заочного отделения. Зазвучала музыка В. Гаврилина, В. Калистратова, Н. Сидельникова, Г. Свиридова, Л. Дычко, А. Яковчука.

В 1987 году хоровые коллективы консерватории и музыкального училища были разделены и художественным руководителем хора с 1988 года стал профессор, заслуженный работник культуры Украины Григорий Семенович Лиознов.

В конце 80-х начале 90-годов, когда появилась возможность участвовать в международных хоровых конкурсах, в которых существенное  место уделялось освоению авангардной техники, совершился принципиальный поворот в освоении нового репертуара: исполнялись сложнейшие произведения И. Стравинского, К. Пендерецкого, А. Шёнберга, А. Веберна, О. Мессиана, Л. Ноно, Д. Лигети, Л. Дычко. Следует заметить, что почти все авторы авангардных опусов в репертуаре хора представлены были духовными жанрами – реквиема, мессы, либо их воспроизводившими: «Agnus Dei» К. Пендерецкого, «Плач Дидоны» Л. Ноно,  Lux euterna Д. Лигети...

1991 год явился значительной вехой в жизни Одесской хоровой школы: под руководством профессора Г. Лиознова хор Одесской консерватории стал лауреатом и обладателем Золотой медали международного конкурса в г. Мензездрое (Польша). Чуть позднее хор стал лауреатом первого Национального конкурса им. Н. Леонтовича (І премия). Было подготовлено исполнение в Одессе, Германии, Швейцарии «Свадебки» И. Стравинского. В дальнейшем органично хор овладел техникой интерпретации сочинений К. Орфа (исполнялись фрагменты из «Carmina Burana»), О. Мессиана, А. Веберна. Произведение Б. Мусоргского «Сон Парубка» из «Сорочинской ярмарки» в сентябре 1997 года исполнялось с огромным успехом в Италии Национальным оркестром итальянского радио и телевидения и хором Одесской консерватории. Хором Одесской консерватории исполнялись Реквиемы В. Моцарта, Дж. Верди, Г. Форе, Л. Уэббера, Д. Лигети, А. Шнитке, Дж. Раттера. Особая заслуга и гордость хора – исполнение «Немецкого реквиема» И. Брамса.

В 2002 году хор под руководством профессора Г. С. Лиознова стал лауреатом (І премия) Четвертого Всеукраинского конкурса хорових коллективов им. Н. Леонтовича.

Хор Одесской консерватории активно гастролировал и с успехом выступал в Украине и за рубежом: в Австрии, Швейцарии, Германии, Польше, Болгарии.

С 2000-х годов со студенческим хором академии работают выпускники и воспитанники одесской хоровой школы, лауреаты международных конкурсов, кандидаты искусствоведения, доценты Галина Сергеевна Шпак и Валерий Иосифович Регрут (хор стационара)и преподаватели Александр Петрович Вила-Боцман и Юрий Степанович Кучуривский (хор заочного отделения).

Высокопрофессиональное исполнение конкурсной программы и оригинальная интерпретация произведения одесского композитора Ю. Гомельской «Концерт музыкальных символов» принесла хору победу в Международном хоровом конкурсе в г. Туре (Франция) в 2006 году (дирижер – Г.С. Шпак). 2018 год – победа В Международном фестивале церковной музыки «Хайнувка»  в г.Белостоке (Польша) и Гран-При 8 Всеукраинского конкурса им. Н. Леонтовича (дирижер – Г.С. Шпак). 

Если проследить формирование репертуара консерваторского хора, то можно заметить тенденцию к исполнению крупных форм – кантат, хоровых концертов, циклов, сюит. Начиная с «Реквиема» В. Моцарта, «Времен года»         Й. Гайдна этот процесс продолжает развиваться: «Глория» А. Вивальди, «Магнификат» И. Баха, Реквием Дж. Верди; кантата «Иоанн Дамаскин» С. Танеева; «Весна» С. Рахманинова; «Казнь Степана Разина» Д. Шостаковича; «Хустина» Л. Ревуцкого; хоровая сюита «Лесной янтарь» Т. Малюковой-Сидоренко; «Немецкий реквием» И. Брамса; «Реквием» А. Шнитке; «Концерт музыкальных символов» Ю. Гомельской…

В целом, в репертуаре хора ОНМА имени А. В. Неждановой представлен значительный исторический объем музыки – от эпохи Возрождения до наших дней, в том числе, много произведений западных композиторов: Ф. Анерио, К. Монтеверди, А. Лотти, Г. Перселл, А. Вивальди, Й.-С. Бах, Г. Гендель, Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, Й. Брамс, Дж. Верди, Ш. Гуно, Дж. Россини; композиторов XX столетия: Дж. Пуччини, А. Веберна, Дж. Гершвина, Д. Лигетти, О. Мессиана, Л. Ноно, К. Орфа, К. Пендерецкого, Ф. Пуленка, М. Равеля, В. Тормиса, А. Уэббера, Дж. Раттера, Э. Уитакера; обширный репертуар украинской хоровой музыки представлен произведениями А. Вахнянина, А. Веделя, М. Вербицкого, Д. Бортнянского, М. Колессы, А. Кошица, Н. Леонтовича, Н. Лысенко, С. Людкевича, Б. Лятошинского, К. Стеценко, Л. Ревуцкого, Л. Дычко, Е. Станковича, И. Шамо, А. Яковчуком, А. Гаврилец и др. Большое внимание хор уделяет народным песням в обработках А. Авдиевского, А. Бидака, Н. Леонтовича, С. Орфеева. Достаточно широко представлены произведения русской хоровой классики: А. Архангельский, А. Гречанинов, В. Калинников, С. Рахманинов, С. Танеев, П. Чесноков, Г. Свиридов, А. Шнитке, Р. Щедрин, Ю. Фалик … Особое место занимают произведения одесских композиторов – Д. Загрецкого, С. Орфеева, Т. Сидоренко-Малюковой, Ю. Гомельской, С. Шустова, О. Полевого. Среди жанров представлены духовная и светская музыка, миниатюры и крупные формы, многочисленные обработки народных песен.

Значительную страницу «репертуарной истории» хора Одесской консерватории занимает наиболее древняя область нашей музыкальной культуры – создается обширный репертуар духовной хоровой музыки. Сегодня репертуар пополняется духовными сочинениями Д. Бортнянского, А. Веделя, А. Архангельского, П. Чеснокова, А. Гречанинова, С. Рахманинова, Н. Леонтовича, К. Стеценко. Такое активное обращение к каноническим жанрам позволяет реализовывать потребность в высоких ценностных критериях духовности.

В настоящее время репертуар хора составляет более 300 произведений, где представлены классические и современные светские и духовные произведения украинских и зарубежных авторов, обработки народных песен.

Такой широкий художественно-стилевой диапазон исполнительской практики консерваторского хора указывает на динамику профессионализма Одесской хоровой школы, определяет ее жизнестойкость, способность к диалектике преобразований.

По глубокому убеждению основателя одесского хора   К. К. Пигрова, именно концертная деятельность есть высшая форма демонстрации профессионализма и мастерства хоровиков. В этих словах мы  находим подтверждение главного методического и педагогического принципа выдающегося мастера К. К. Пигрова:  хормейстер должен воспитываться в профессиональном хоре в единстве всех специфических стилевых принципов его как квалифицированной художественной единицы.

Не случайно отличительной особенностью хора Одесской музыкальной академии является активное участие его в публичных концертах. Поэтому на протяжении многих лет хор Одесской консерватории/академии – один из лучших певческих коллективов страны.

Только за последнее время студенческим хора ОНМА им. А. В. Неждановой (под руководством доцентов Г. С. Шпак и В. И. Регрута) в творческом сотрудничестве с филармоническим оркестром Одесской областной филармонии и оркестром Одесского национального академического театра оперы и балета были представлены такие проекты как «13 симфония» Д. Шостаковича, «Алеко» С. Рахманинова, «Magnificat» И. С. Баха, «Алкiд» Д. Бортнянского, «Кармен» Д. Бизе, «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Благовiщення» В. Ланюка, «Данте – симфония» Ф. Листа, «Рiздвяне дiйство» Л. В. Дичко, «Gloria» Дж. Пуччини, «Gloria» Ф. Пуленка, «Дидона и Эней» Г. Персела, «Иоланта» П. И. Чайковского, сюита №2 «Дафнис и Хлоя» М. Равеля, «Пер Гюнт» Э. Грига, «Трубадур» Дж. Верди, «Илия» Ф. Мендельсона и многое другое. Многие произведения были украинскими и одесскими премьерами.

Студенческий хор Одесской национальной музыкальной академии имени А.В. Неждановой занимает призовые места на престижных хоровых конкурсах Европы, выступает на фестивалях, готовит новые хоровые программы и премьеры. Многие воспитанники пигровской хоровой школы ярко проявили себя как исполнители и педагоги, отмечены высоким почетными и учеными званиями, являются победителями многочисленных всеукраинских и международных хоровых конкурсов и фестивалей. Выпускники Одесской хоровой школы работают практически во всех городах Украины, а также – в США, Канаде, Германии, Македонии, Польше, Канаде, КНР и т.д.

 

Автор: кандидат искусствоведения,
доцент И.А. Шатова

Редакция: кандидат искусствоведения,
доцент Бондарь Е.Н.