Великий учитель правды в музыке
200 лет со дня рождения А.С. Даргомыжского
Даргомыжский Александр Сергеевич, русский композитор
(14.02.1813, Троицкое - 17.01.1869, Санкт-Петербург)
А.С. Даргомыжский родился в богатой дворянской семье. Получил разностороннее домашнее образование, однако знакомство с М. Глинкой (1833) побудило его более серьезно заняться музыкой. Вскоре Даргомыжский преобрел известность как педагог пения, начал сочинять романсы, а в 1841 году завершил свою первую оперу «Эсмеральда» (по роману В.Гюго «Собор Парижской Богоматери», пост. 1847, Москва).
В романсах, написанных после 1845 года, экспериментировал с русскими речевыми интонациями, стремясь к точной (по выражению самого Даргомыжского – правдивой) и выразительной передаче текстов средствами вокальной декламации и простого аккордного сопровождения.
Вершины вокального творчества А. Даргомыжского - народно-бытовая опера «Русалка» (1856, Санкт-Петербург), построенная на мелодизированном речитативе опера «Каменный гость» (оперы по произведениям А.Пушкина, причем в «Каменном госте» текст пушкинской «маленькой трагедии» использован без сокращений). Опера «Каменный гость» сочинялась с 1866 года и осталась неоконченной; в 1870 году ее завершили Ц. Кюи и Н. Римский-Корсаков. Найденный в этом произведении своеобразный метод музыкального воплощения поэтического слова серьезно повлиял на творчество композиторов «Могучей кучки». М. Мусоргский назвал А. Даргомыжского «великим учителем правды в музыке».
Среди других произведений выделяются колоритные оркестровые фантазии, основанные на фольклорных мелодиях: «Баба- Яга,или С Волги nach Riga» (1862), «Малороссийский казачок» (1864), « Чухонская фантазия» (1867).
Произведения композитора
-
«Русалка». Опера в 4-х дейст. Либретто автора,по драме А.Пушкина . Клавир. –М.: Музыка, 1969.
-
«Каменный гость». Опера в 3-х действ. Текст А.Пушкина. Клавир. –М.: Музыка, 1966.
-
«Торжество Вакха». Опера-балет. в одном дейст. Текст А.Пушкина. Клавир. –М.: Музыка, 1982.
-
Полное собрание Вокальных ансамблей и хоров. Редакция, вступительная статья М. Пекелиса. –М.-Л.: Гос.муз.изд.1950.
-
Полное собрание романсов и песен. Редакция, вступительная статья М. Пекелиса. –М.-Л.: Гос.муз.изд. 1947.
-
Собрание сочинений для фортепиано. Редакция,вступительная статья М.Пекелиса. –М.: Гос.муз.изд.1954.
-
Сочинения для симфонического оркестра. Редакция М.Пекелиса. Партитура. –М.: Музыка, 1967.
-
Избранные романсы и песни для голоса с фортепиано. –М.: Музыка, 1976.
-
«Петербургские серенады». Хоры для разных голосов. –М.: Музыка, 1970.
Литература о жизни и творчестве композитора
-
А.С. Даргомыжский. Автобиография –письма - воспоминания современников. –Петербург.: Гос.академ.филармония, 1922.
-
Избранные письма. Вступительная статья М. Пекелиса. - М.: Гос.муз.изд. 1952.
-
М. Пекелис. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. В 3-х томах. - М.: Музыка, 1966, 1973, 1983.
-
М. Пекелис. Даргомыжский и народная песня. –М.-Л.: Гос.муз.изд.1951.
-
И.А. Медведева. Александр Сергеевич Даргомыжский. / Научно-популярное издание./ – М.: Музыка, 1989.
-
С. Шлифтейн. А. С. Даргомыжский. Лекция. – М.: Гос.муз.изд. 1951, 1955, 1960.
-
Т. Хопрова, Г. Красногородцева. Даргомыжский./ Краткий очерк жизни и творчества. / –Л.: Гос.муз.изд. 1959.
-
Е. Канн-Новикова. Хочу правды. Повесть об Александре Даргомыжском. –М.: Музыка,1971.
-
Г.И. Ганзбург. Стихотворение А.С.Пушкина»19 октября 1827» и трактовка его смысла в музыке А.С. Даргомыжского. –Харьков.: Тарбут Лаам, 2007.
-
Г. Машевский. Вокально- исполнительские и педагогические принципы А.С. Даргомыжского. –М.: Музыка, 1976.