Великий художник-реалист
/200 лет со дня рождения Дж. Верди/
«О, Верди! Его музыка передаёт не только душевные переживания, страсти, она не только музыка театра, но музыка, которая красива изначально, красива сама по себе…. Верди необъятен, у него гениальное воображение, и он до сих пор самый великий в опере».
И. Стравинский.
Верди (Verdi) Джузеппе
10.Х.1813 – 27.I.1901
Итальянский композитор
Родился в деревне Ронколе близ Буссето, Парма. С раннего детства проявлял большой интерес к музыке. Непринятый в консерваторию, Верди изучает искусство композиции у дирижёра и композитора В. Лавиньи в Милане.
Начало творчества Верди тесно связано с национально – освободительным движением итальянского народа. Прославился своими героика – патриотическими операми «Навуходоносор» 1842, «Ломбардцы» 1843. Хоры с этих опер в Италии стали революционными песнями. Популярными операми 40-х годов были «Эрнани» 1844, «Аттила» 1846, «Макбет» 1847, «Луиза Миллер» 1849. Мировую известность Верди принесли оперы, написанные в 50-60-х годах: «Риголетто» 1851, «Трубадур», «Травиата» 1853, «Бал маскарад» 1859. В них основное внимание композитор уделял личностной драме, смело раскрывает темы социального неравенства. В связи с постановкой оперы «Сила судьбы», написанной по заказу из Петербурга, Верди дважды приезжал в Россию (1861 – 1862).
Вершину мастерства Верди достиг в монументальной опере «Аида» 1870 и музыкальной трагедии «Оттело» 1887. В них отразилось стремление композитора к непрерывному музыкально-драматическому развитию, усилить выразительную роль оркестра. В 1892 году Верди пишет свою последнюю комическую жизнерадостную комедию «Фальстаф». Помимо 26 опер, Верди пишет струнный квартет, романсы, «Реквием», посвященный памяти А. Мандзони.
В своём творчестве Верди наследовал лучшие традиции итальянской оперной школы, но отказался от присущих ей условностей и виртуозно-вокальных излишеств. Используя идейно-содержательные сюжеты, он создавал психологически глубокие, жизненно - правдивые образы.
Главное внимание Верди уделял мелодичности развития вокальной партии, музыка его опер связана с народно-песенными интонациями и ритмами. Дж. Верди вошел в историю музыки как великий художник-реалист. Оперы Верди имеют большой успех во всем мире, они не сходят со сцен театров и поныне.
Музыкальные произведения.
-
«Аттила». Опера в 3-х действиях с прологом. Клавир. Итал. и русский текст, перевод А. Машистова. – М.: Музыка, 1987.
-
«Травиата». Опера в 3-х действиях. Клавир. Итал. и русский текст. – Л.: Музыка, 1972.
-
«Риголетто». Опера в 3-х действиях /по драме В. Гюго/. Клавир. Итал. и русский текст. – Санкт-Петербург: Композитор.
-
«Трубадур». Опера в 4-х действиях. Клавир. Итал. и русский текст, перевод С. Левика. – М.: Музыка, 1972.
-
«Бал маскарад». Опера в 4-х действиях. Клавир. Итал. и русский текст, перевод М. Павловой. – М.: Музыка, 1978.
-
«Дон Карлос». Опера в 5-ти действиях /по поэме Ф. Шиллера/. Клавир. Итал. и русский текст, перевод С. Левика. – Санкт-Петербург: Композитор, 2007.
-
«Аида». Опера в 4-х действиях. Клавир. Итал. и русский текст. – М.: Музыка, 1984.
-
«Отелло». Опера в 4-х действиях. Клавир. Итал. и русский текст, перевод Е. Геркина. – Л.: Музыка, 1972.
-
«Реквием». Клавир. – Киев: Музыкальная Украина, 1978.
-
«Фальстаф». Лирическая комедия в 3-х действиях. Клавир. Итал. и русский текст, перевод Н. Кончаловской. – М.: Гос.муз.изд., 1963.
-
Увертюра к опере «Сицилийская вечерня» переложение для фортепиано в 4 руки. – Л.: Гос.муз.изд., 1960.
-
Квартет для двух скрипок, альта и виолончели. Партитура. – М.: Музыка, 1967.
-
Романсы. Составление и общая редакция С. Апродова. Перевод с итальянского языка С.Левика. – М.: Гос.муз.изд., 1960.
-
Избранные увертюры из опер /переложение для фортепиано в две руки/. – Л.: Музыка, 1988.
-
Хоры из опер. Составители: В. Жаров, И. Журавленко. – М.: Музыка, 1965, 1988.
Литература о жизни и творчестве.
-
Джузеппе Верди. Избранные письма. Составление, перевод, вступительная статья А. Бушен. – М.: Гос.муз.изд., 1959; – М.: Музыка, 1973.
-
Л. Соловцова «Джузеппе Верди» /жизненный и творческий путь/. – М.: Музыка, 1981.
-
А. Бушен «Молодой Верди»/рождение оперы: роман/. –Л.: Музыка, 1989.
-
Ф. Вефель «Верди: роман оперы». Предисловие И. Бэлза. – М.: Музыка, 1991.
-
Джузеппе Тароцци «Верди» ЖЗЛ. Перевод И. Константиновой. – М.: Молодая гвардия, 1984.
-
В. Лебедев «Маэстро борьбы» /страницы жизни/. – М.: Молодая гвардия, 1977.
-
Ласло Эсе «Если бы Верди вел дневник…». – Венгрия: Корвина, 1966.
-
М. Нюрнберг «Верди» /краткий очерк жизни и творчества/. – Л.: Музыка, 1968, 1960.
-
Оперы Дж. Верди. Путеводитель. – М.: Музыка, 1970.
-
Гиви Ордженикидзе «Оперы Верди на сюжеты Шекспира». – М.: Музыка, 1967.
-
Л. Соловцова «Аида Джузеппе Верди». – М.: Гос.муз.изд., 1954, 1962.
-
Р.Лейтис «Драматургические особенности оперы Верди «Отелло»». – М.: Музыка, 1968.