Кафедра теории музыки и композиции
Биография:
Нивельт Ольга Альфредовна родилась 18 октября 1939 года в Одессе (Украина).
В 1953 году, после окончания 7 классов общеобразовательной школы № 103 и музыкальной школы № 3 (класс фортепіано), Ольга Альфредовна поступила на теоретический отдел Одесского музыкального училища, которое окончила с отличием в 1957 году. С 1957 по 1962 год училась на музыковедческом отделении Одесской государственной консерватории имени А. В. Неждановой (класс специальности – и.о. доцента Д. В. Каминского), которую окончила с отличием и получила рекомендацию в аспирантуру.
С 1969 по 1972 год – соискатель кафедры теории музыки ЛОЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Ю. Г. Кон).
Работает в консерватории с 1 сентября 1963 года. 1974 год – старший преподаватель, 1982 год – кандидат искусствоведения, 1986 год – доцент, с 1986 по 1988 год – старший научный сотрудник, 1991 год – и.о. профессора, 2009 год – приват-профессор.
Прошла стажировки: НМАУ имени П. И. Чайковского (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор И. А. Котляревский, 1974), ЛОЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Т. С. Бершадская, 1979), ПГПУ имени К. Д. Ушинского (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор С. В. Шип, 2010).
Ольга Альфредовна участвовала на Республиканских и Международных конференциях. Среди тем докладов на конференциях можно обозначить такие:
- «О некоторых ошибках в музыковедении» ( «Про деякі помилки у музикознавстві») (Одесса, апрель 2012).
- «Художественное содержание оперы М. Мусоргского« Хованщина» («Художній зміст опери М. Мусоргського «Хованщина») (Одесса, апрель 2013).
- «Роберт Шуман: романтик-новатор» («Роберт Шуман: романтик-новатор») (Одесса, декабрь 2013).
- «Стилевое понимание явления модуляции» («Стильове розуміння явища модуляції») (Одесса, декабрь 2014).
- «Стилевая гармония, как один из источников формирования музыкального мышления» («Стильова гармонія, як одне з джерел формування музичного мислення») (Одесса, апрель 2016).
- «Строфическая соната» (« Строфічна соната») (Одесса, апрель 2017) и другие.
Научные публикации:
Нивельт Ольга Альфредовна является автором монографии, 17 статей, 5 методических разработок, более 20 тезисов Республиканских и Международных конференций. Другие формы деятельности: методическая помощь музыкальным училищам Одесского округа, отзывы на диссертации и авторефераты и др.
На протяжении работы в Одесской музыкальной академии имени А. В. Неждановой Нивельт Ольга Альфредовна создала и ввела в практику преподавания авторский курс стилевой гармонии для музыковедов и композиторов. В курсе анализа музыкальных произведений, а также на занятиях по специальности разрабатываются фундаментальные вопросы музыковедения, в частности, проблема понимания художественного содержания музыки. Автор при этом опирается на результаты своего исследования – «Глубинный анализ художественного произведения».
Монография /Исследование/:
Нивельт О. А. Общая теория функциональности в гармонии. – Одесса: Печатный дом, 2007. – 14 п.л.
Статьи:
- Нівельт О. А. Про форми модифікації автентичної та плагальної функціональності в мажоро-мінорних ладах // Українське музикознавство : Музична Україна, 1978. - Вип. I З. I, 2 д.а.
- Нивельт О. А. О процессе модификации принципа централизующего единства в обьединенных мажоро-минорных системах // Деп. в Библ. указателе «Музыка», № 8. I. – 1980. – 4 п.л.
- Нівельт О. А. До питання про гармонію М. П. Мусоргського // Українське музикознавство. – К.: Музична Україна, 1984. – Вип. I9. – 0,8 д.а.
- Нивельт О. А. Задачи и перспективы совершенствования вузовского курса гармонии // Деп. В Библ. указателе «Музыка», №8. – 1984. – 0,5 п.л.
- Нивельт О. А. Научные основы и перспективы перестройки вузовского курса гармонии // Актуальные проблемы музыкального образования. – К., 1990. – 0,5 п.л.
- Нівельт О. А. Особливості взаємодії модальних та тональних принципів висотної організації в творчості М. В. Лисенка // Українське музикознавство. – К. : Музична Україна, 1992. – Вип. 27. – 0,5 д.а.
- Нивельт О. А. Драматургическая функция лада в музыке XX века // Культурологические проблемы музыкальной украинистики. – Одесса : Астропринт, 1997. – Вып. 2, Ч. I. – 0.5 п.л.
- Нівельт О. А. Авторський курс спеціальної гармонії в Одеській консерваторії // Трансформація музичної освіти :культура та сучасність. – Одеса : Астропрінт, 1998. – 0,7 д.а.
- Нивельт О. А. Проблема целостного анализа музыкальных произведений // Музичне мистецтво ы культура – Одеса : Астропринт, 2000. – Вип. 2. – 0,5 п.л.
- Нівельт О. А. Композиционная функція лада в музыке XX века // Музичне мистецтво і культура. – Одеса : Астропринт, 2001. – Вип. 2. – 0,5 д.а.
- Нивельт О. А. Глубинный анализ музыкального произведения к постановке проблемы // Трансформація музичної освіти і культури в Україні. – Одеса : Друкарський дім, 2004. – 0,3 п.л.
- Нивельт О. А. Симультанный тип оперной драматургии // Музичне мистецтво і культура. – Одеса : Друкарський дім, 2006. – Вип.7. Кн. I. – 0,5 п.л.
- Нивельт О. А. Сонатный принцип в композиторском творчестве // Музичне мистецтво і культура. – Одеса : Друкарський дім, 2008. – Вип. 8. Кн. 2. – 0,5 п.л.
- Нивельт О. А. Учение Э. Курта о романтической гармонии как составная часть глубинного анализа музыкальных произведений // Музичне мистецтво і культура. – Одеса : Друкарський дім, 2008. – Вип. 9. – 0,5 п.л.
- Нивельт О. А. Модальная (ладомелодическая) система эпохи средневековья // Музичне мистецтво і культура. – Одеса : Друкарський дім, 2010. – Вип. 11. – 0,4 п.л.
- Нивельт О. А. Проблема анализа художественного смыла музыкальных призведений // Музичне мистецтво і культура. – Одеса : Друкарський дім, 2010. – Вип. 12. – 0,5 п.л.
- Нивельт О. А. Опыт анализа романа в жанре эссе с привлечением музыковедческих положений // Музичне мистецтво і культура. – Одеса : Друкарський дім, 2011. – Вип. 13. – 0,5 п.л.
- Нивельт О. А. О художественном смысле оперы М. Мусоргского «Хованщина» // Музичне мистецтво і культура. – Одеса : Астропринт, 2013. – Вип. 17. – С. 62-76.
- Нивельт О. А. Роберт Шуман: романтик-новатор // Музичне мистецтво і культура. – Одеса : Астропринт, 2015. – Вип. 21. – С. 15-33.
Научно-методические публикации:
- Нивельт О. А. О формировании логических и структурных принципов современной гармонии // Методическая разработка по вузовскому курсу гармонии для музыковедов и композиторов. – Одесса : ОГК, 1980. – 2,75 уч. п.л.
- Нивельт О. А. Модуляции // Методическая разработка по вузовскому курсу гармонии для музыковедов и композиторов. – Одесса : ОГК, 1983. – 2,25 уч.п.л.
- Нивельт О. А. Методические рекомендации по изучению теории функциональности в гармонии // Методическая разработка по вузовскому курсу гармонии для музыковедов и композиторов. – Одесса : ОГК, 1984. – 1,25 уч.п.л.
- Нивельт О. А. Теория переменных гармонических функций // Методическая разработка по вузовскому курсу гармонии для музыковедов и композиторов. – Одесса : ОГК, 1991. – 1,5 уч.п.л.
- Нівельт О. А. Взаємодія модальних та тональних принципів висотної організації в творчості українських композиторів XX століття // Методична розробка для студентів музикознавського та композиторського відділів вищих музичних навчальних закладів. – Київ, Республіканський методкабінет учбових закладів мистецтв та культури, 1993. –3,5 уч.д.а.
- Нівельт О. А. Общая теория функциональности в гармонии. – Одесса : Друкарський дім, 2007.
Наиболее важные неопубликованные работы:
- Нивельт О. А. Модификации автентической и плагальной функциональности в объединенных мажоро-минорных системах // Дис. канд. искусствовед. – 7,5 п.л.
- Нивельт О. А. Практический курс гармонии для студентов исполнительских факультетов консерватории. – 4,5 п.л.
- Нивельт О. А. Теоретический, исторический и практический курс гармонии для музыковедов и композиторов консерватории /Лекции/. – I0 п.л.
- Нивельт О. А., Д. В. Каминский. Взаимодействие слова и музыки в камерных вокальных жанрах. – 5 п.л.
- Нівельт О. А. Гармонія. Програма для історико-теоретичних та композиторських відділів музичних вузів. – 4 д.а.
- Нивельт О. А. Целостный анализ музыкальных произведений. Научно-методическое пособие для студентов и преподавателей средних и высших музыкальных заведений.– 3 п.л.
Материалы всех работ используются в учебных курсах.
Нивельт О. А. – постоянный участник Всеукраинских, Всесоюзных, Международных конференций.
Опубликованные тезисы конференций:
- Нивельт О. А. К вопросу о совершенствовании вузовского курса гармонии для музыковедов и композиторов // Тезисы докладов Республиканской конференции. – Одесса, 1978. – 0,2 п.л.
- Нивельт О. А. К проблеме совершенствования вузовского курса гармонии // Тезисы Республиканской конференции. – Харьков, 1981. – 0,2 п.л.
- Нивельт О. А. О синтезе национального и интернационального в творческом наследии М. П. Мусоргского // Тезисы Республиканской конференции. – Одесса. – 0,2 п.л.
- Нивельт О. А. Перспективы развития теории гармонических функций в современном музыкознании // Тезисы Республиканской конференции. – Одесса, 1987. – 0,3 п.л.
- Нивельт О. А. Значение слова и музыки в системе эстетического воспитания // Тезисы Республиканской научно-практической конференции. – Кировоград, 1990. – 0,3 п.л.
- Нивельт О. А. Специфика отражения в церковной музыке и творчестве русских композиторов XX века модальных принципов высотной организации // Отечественная культура XX века и духовная музыка. Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону, 1990. – 0,2 п.л.
- Нивельт О. А. Черты модального мышления в творчестве С. С. Прокофьева // тезисы Республиканской конференции. – Донецк, 1991. – 0,2 п.л.
- Нивельт О. А. Композиционная и драматургическая функции лада в русской музыке XX века // Русская музыка XX века в контексте традиций Запад-Восток. Тезисы Всесоюзной конференции. – Новосибирск, 1991. – 0,3 п.л.
- Нивельт О. А. Сходство и различия в драматургии фортепианных сонат Моцарта и Прокофьева // Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону, 1992. – 0,2 п.л.
- Нівельт О. А. Особливості взаємодії модальних та тональних принципів висотної організації в творчості М. В. Лисенка // Тези науково-творчої конференції. – Львів, 1992. – 0,2 д.а.
- Нівельт О. А. Закономірності модального мислення в творчості М. Лисенка // Микола Лисенко та музичний світ. Тези Міжнародної наукової конференції. – Київ, 1992. – 02 д.а.
- Нівельт О. А. Діалог культур в творчості українських композиторів XX століття // Культура України. Історія і сучасність // Тези Республіканської науково-практичної конференції. – Харків, 1993. – 0,2 д.а.
- Нівельт О. А. Особливості відбиття у творчості українських композиторів загально-европейських рис музичного мислення // Українська культура. Зміст і методика викладання. Тези Республіканської науково-методичної конференції. – Київ, НМК ВО, 1993. – 0,2 д.а.
Педагогическая деятельность:
С 1960 по 1962 год – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин в Одесском государственном музыкальном училище.
1962-1963 учебный год – преподаватель музыкально-теоретических и исторических дисциплин, заведующий отделом общего фортепиано Тернопольского государственного музыкального училища. С 1963 года по настоящее время преподает на кафедре теории музыки и композиции Одесской государственной консерватории имени А. В. Неждановой (ныне – Одесская национальная музыкальная академия имени А. В. Неждановой).
Преподавала курсы: истории украинской и зарубежной музыки, гармонии, сольфеджио, анализа музыкальных произведений, методики преподавания гармонии и анализа музыкальных произведений, педпрактики, специальность у музыковедов. Разработала авторский курс гармонии для музыковедов и композиторов.
Ученики:
О. А. Нивельт воспитала 55 выпускников музыковедов-специалистов, 9 бакалавров, 8 магистров. Среди них – 3 кандидата искусствоведения и 3 лауреата Республиканских и Всесоюзных конкурсов научных студенческих работ (А. Бандура, С. Рапорт, Н. Довгаленко). Выпускники работают в музыкальных учебных заведениях Украины, России, Финляндии, Германии, США. Среди них:
- Ходорковская Елена – Российский институт истории искусств Российской академии наук. – Спб, кандидат искусствоведения, профессор.
- Лысенко Людмила – Консерватория г. Оулу, Финляндия.
- Рапопорт Софья – Институт музыки (г. Индианаполис, США).
- Журба Наталья – Педагогический институт, доцент (г. Кривой Рог, Украина).
- Гаран Елена – Херсонское музыкальное училище, директор, педагог высшей категории.
- Симонова Тамара – Криворожское музыкальное училище, педагог высшей категории.
- Солоид Нина – Одесская специальная музыкальная школа имени профессора П.С. Столярского, педагог высшей категории.
- Лачинов Юрий Борисович – Николаевское музыкальное училище, педагог высшей категории.
- Рысимбетова-Губергриц Ирина – Николаевское музыкальное училище, педагог высшей категории.
- Цвеликова Елена – Николаевское музыкальное училище, педагог высшей категории.
- Гарасименко Наталья – Кировоградское музыкальное училище, педагог высшей категории.
- Бензарь Ирина – Ужгородское музыкальное училище, преподаватель.
- Довгаленко Нина – ОНМА имени А.В.Неждановой, кандидат искусствоведения, и.о. профессора.
- Плещакова Елена – Одесская музыкальная школа № 4, заведующая учебной частью, педагог, руководитель фольклорного ансамбля.
Темы докладов на Всеукраинских молодежных научно-творческих конференциях, которые обсуждались студентами-музыковедами класса О.А. Нивельт по специальности:
1. Бабурін Г.С.
- «Ларго и Аллегро» Г. Канчели: особенности стиля. Параллели и альтернативы» («Ларго і Алегро» Г. Канчелі: особливості стилю. Паралелі і альтернативи») (Одесса, декабрь 2013).
2. Шедліх О.Ю.
- «Полистилистика как средство воплощения драматургии (на примере Второй скрипичной сонаты А. Шнитке» («Полістилістика як засіб втілення драматургії (на прикладі Другої скрипкової сонати А. Шнітке») (Одесса, декабрь 2013).
- «Выразительные особенности полистилистики в творчестве А. Шнитке» («Виражальні особливості полістилістики у творчості А. Шнітке») (Одесса, декабрь 2014).
- «К вопросу о стилевых взаимодействиях в современной музыке» («До питання про стильові взаємодії у сучасній музиці») (Одесса, апрель 2015).
- «Особенности поэтики творчества А. Шнитке» («Особливості поетики творчості А. Шнітке») (Одесса, декабрь 2015).
- «О драматургии Первого концерта для скрипки с оркестром А. Шнитке» («Про драматургію Першого концерту для скрипки з оркестром А. Шнітке») (Одесса, апрель 2016).
3. Битко О.С.
- «Особенности драматургии оперы С. Прокофьева« Игрок» («Особливості драматургії опери С. Прокоф’єва «Гравець») (Одесса, апрель 2012).
- «Значение ремарок при воплощении образов романа Л. Толстого «Война и мир» в одноименной опере С. Прокофьева» («Значення ремарок при втіленні образів роману Л. Толстого «Війна і мир» у однойменній опері С. Прокоф’єва») (Одесса).
- «О сценическом воплощении ремарок в опере С. Прокофьева «Огненный ангел» («Про сценічне втілення ремарок в опері С. Прокоф’єва «Вогняний ангел») (Одесса, декабрь 2013).
- «Функции темы любви Рупрехта в опере «Огненный ангел» и Третьей симфонии С. Прокофьева» («Функції теми кохання Рупрехта в опері «Вогняний ангел» та Третій симфонії С. Прокоф’єва») (Одесса, апрель 2014).
- «Черты композиторской режиссуры С. Прокофьева (на примере оперы «Война и мир»)» («Риси композиторської режисури С. Прокоф’єва (на прикладі опери «Війна і мир»)») (Одесса, декабрь 2014).
Дипломные работы, написанные под руководством О. А. Нивельт:
- Полякова О. О стиле ранних фортепианных сонат Прокофьева.
- Симонова Т. О стиле поздних фортепианных сонат Прокофьева.
- Сердюк Т. Интонационная драматургия VIII симфонии Шостаковича.
- Померанец А. Особенности ладообразования в «Микрокосмосе» Бартока.
- Пронина Л. Музыкальная драматургия балета Бартока «Прекрасный мандарин».
- Колесник Г. Музыкальная драматургия оперы Бартока «Замок герцога Синяя Борода».
- Лачинов Ю. Выразительные свойства гармонии романсов Мусоргского.
- Маликова Т. Музыкальная драматургия оперы Прокофьева «Любовь к 3-м апельсинам».
- Скалецкий В. О специфике сонатной формы.
- Красюкова Н. Соотношение слова и музыки в вокальном творчестве Прокофьева.
- Бокова Е. Музыкальная драматургия Третьей симфонии Шостаковича.
- Мшвелидзе Н. О целостности оперы Гершвина «Порги и Бесс».
- Дудник И. Музыкальная драматургия вокального цикла Свиридова «Петербургские песни».
- Широточенко Н. О вокальном цикле Глинки «Прощание с Петербургом».
- Томленов С. Специфика симфоний Брукнера.
- Барыло-Семенюта О. Принципы тематического развития в V симфонии Малера.
- Татаринцева А. II симфония Щедрина.
- Шандуренко А. Методические рекомендации по изучению стиля Скрябина.
- Чиж Г. Функциональная организация высотной структуры музыки Прокофьева.
- Ходорковская Е. Об отграниченности вариационного цикла.
- Корецкая О. О соотношении слова и музыки в «Шести стихотворениях Цветаевой» Шостаковича.
- Перова Т. Высотные структуры музыки А. Веберна.
- Солоид Н. Теория стилевых взаимодействий в музыке XX века.
- Рысимбетова И. Время и пространство в музыке.
- Рапопорт С. Методика стилевого анализа музыки современных композиторов.
- Кучеровский А. О стиле Гершвина.
- Бучинская Е. Творческие формы работы в курсе сольфеджио.
- Стариченко Б. Проблема целостности музыкальной формы.
- Бруненко Л. Музыкальная драматургия оперы-оратории Стравинского «Царь Эдип».
- Довгаленко Н. Проблема целостности свободной формы.
- Гаран Е. Вопросы процессуальной динамики музыкальной формы.
- Науменко Т. Музыкальная драматургия цикла Гаврилина «Русская тетрадь».
- Грудзинская И. Ритм развертывания лада в творчестве Уствольской.
- Журба Н. Вопросы музыкальной драматургии «инструментальной музыки».
- Потапова Т. Музыкальная драматургия оперы Г.Вольфа «Коррехидор».
- Чарыкова Т. Музыкальная драматургия оперы-фрески Петрова «Петр первый».
- Лукина Л. Моноопера как жанр.
- Литынская Н. О функциональном методе анализа музыкального произведения.
- Гриценко И. О симфониях С. Слонимского.
- Гарасименко Н. О диалогичности музыкального мышления Шнитке.
- Кузнецова Е. Соотношение слова и музыки в творчестве современных композиторов на стихи Ахматовой.
- Рябова И. Пятая симфония Тищенко: композиция, драматургия, концепция.
- Цвеликова Е. Новаторские черты композиции в симфониях Г. Канчели.
- Сидорчук О. Медитативность как составная часть музыкального мышления Сильвестрова.
- Филипович Н. О претворении эпических традиций в «Мертвых душах» Гоголя и Щедрина.
- Абуева С. Специфика претворения симультанной драматургии в опере-балладе Слонимского «Мария Стюарт».
- Исаева Т. Духовная светская музыка в творчестве современных композиторов (Губайдулиной и Караманова).
- Прокуденкова С. Диалог стилей в творчестве украинских композиторов XX века Сильвестрова и Скорика.
- Бензарь И. Модальные черты стиля В. Сильвестрова.
- Мищенко Т. Музыкальная речь А. Шнитке.
- Торканевская Т. Особенности музыкальной драматургии балета-легенды Станковича «Ольга».
- Васильева И. Особенности музыкальной драматургии оперы Прокофьева «Огненный ангел».
- Браткевич И. Грузинские песнопения как феномен духовной культуры.
- Задорожняя И. Особенности симультанной драматургии в опере Мусоргского «Хованщина».
- Бабурин Г. О стиле инструментального творчества Гия Канчели.
Бакалаврские работы, написанные под руководством О. А. Нивельт:
- Васильева И. Особенности воплощения образа Ренаты в опере Прокофьева «Огненный ангел».
- Торканевская Т. Образ Ольги в балете-легенде Станкевича «Ольга».
- Эксаревская Н. Образы мастера и Маргариты в опере Слонимского «Мастер и Маргарита».
- Браткевич И. Грузинские песнопения.
- Задорожняя И. Воплощение образов Марфы и Досифея в опере Мусоргского «Хованщина».
- Ноур М. Специфика композиции и драматургии в III симфонии Прокофьева.
- Бытко О. Особенности воплощения художественного смысла в балете Прокофьева «Блудный сын».
- Бабурин Г. О музыкальном стиле Г. Канчели на примере II симфонии «Песнопения».
- Шедлих А.Н. О стиле инструментальной музыки Альфреда Шнитке.
Магистерские работы, написанные под руководством О. А. Нивельт:
- Котельникова Е. О соотношении слова и музыки в камерных вокальных жанрах.
- Ошека М. Особенности претворения жанра струнного квартета в композиторском творчестве Бетховена и Шостаковича (историко-культурные параллели).
- Мищенко Т. Особенности творческого мышления А. Шнитке.
- Эксаревская Н. Специфика музыкальной драматургии камерной оперы Слонимского «Мастер и Маргарита».
- Томленова Е. О музыкальном стиле Валентина Сильвестрова.
- Браткевич И. Песнопения – составная часть национальной грузинской культуры.
- Ноур М. Особенности воплощения художественного смысла в опере Прокофьева «Огненный ангел» и IІІ симфонии. «Параллели и альтернативы».
- Бытко О. Особенности воплощения художественного смысла в балете Прокофьева «Блудный сын» и IV симфонии Прокофьева. «Параллели и альтернативы».
Награды:
Многочисленные грамоты, дипломы, благодарственные письма за творческие достижения в научной и педагогической деятельности (более 20). Медаль «Ветеран труда» (1984).