Одесская национальная музыкальная академия :: Кафедра теории музыки и композиции :: Шустов Сергей Львович
Шустов Сергей Львович
  • кандидат наук
  • и.о. доцента
  • член Союза композиторов Украины
  • член Союза журналистов Украины
  • композитор

Биография:

Сергей Львович Шустов родился 22 июня 1956 года в г. Мелитополь Запорожской области. Отец, Лев Николаевич Шустов, в течение многих лет был ведущим преподавателем кафедры теории музыки в Одесском музыкальном училище имени К.Ф. Данькевича и воспитал несколько поколений одесских музыкантов. Мать, Алла Васильевна Шустова, была преподавателем средней школы. Учился в ДМШ № 2 и № 4. В 1971 году, по окончании восьми классов средней школы, поступил на теоретическое отделение Одесского музыкального училища. В 1972 году был переведен в Государственное музыкальное училище имени Гнесиных, где его преподавателями стали ведущие специалисты СССР: В. Н. Холопова (анализ форм, специальность); Б. Н. Чугаев, Литинский (полифония); Б. Алексеев, Б. Копелевич (гармония); В. А. Кириллова (сольфеджио). Брал уроки и консультировался по композиции у А. Хачатуряна, Ю. Буцко, А. Шнитке, ездил на консультации к С. Слонимскому в Ленинград. К этому периоду относятся первые серьезные опыты в области композиции: соната и фортепианные пьесы, романсы для голоса и фортепиано, а также музыка к двум водевилям, которые исполнялись при помощи театра музыкальной комедии гнесинского училища. Большинство этих работ не сохранилось, частично они были переработаны и вошли в состав более поздних сочинений. Кроме того, под руководством В. Н. Холоповой была написана теоретическая работа «Атмосферы» Дьердя Лигети и «Проблемы пространственно-временного континуума в музыке», где были впервые предложены термины «сверхмногоголосие» и «сверхмногоголосная полифония», активно внедрявшиеся впоследствии В. Н. Холоповой (см.: Музыкальная фактура. – М., 1986) и др.

После окончания училища в 1976 году вернулся в Одессу, где продолжил музыкальное образование в Одесской государственной консерватории имени А. В. Неждановой (ныне – Одесская национальная музыкальная академия имени А. В. Неждановой) по классу композиции. Первым педагогом по специальности стала Т. С. Малюкова. Затем перешел в класс ее ученика – А. А. Красотова. Во время учебы в консерватории были написаны циклы фортепианных пьес, вариации для фортепиано, соната для альта и фортепиано, камерные ансамбли, вокальный цикл «Первый снег» на стихи советских поэтов, «Эпическая поэма» для симфонического оркестра, песни.

В это время также начал активную общественную работу: так, в 1978 году с группой энтузиастов образовал Совет дискотек при Одесском обкоме комсомола, которым тогда руководил С. Р. Гриневецкий, тогда же были организованы первые в СССР дискотеки. Были прочитаны многочисленные лекции и доклады на темы, связанные с рок-музыкой, массовой культурой, которые представляли для Сергея Львовича в то время особый интерес. Учебу в консерватории совмещал также с преподаванием композиции в ДМШ, где в то время были организованы экспериментальные классы. Так, в ДМШ № 3 начал учить композиции четырехлетнюю И. Францискевич, которая спустя много лет окончила композиторское отделение Одесской государственной консерватории и тоже вступила в Союз композиторов Украины.

После окончания консерватории в 1981 году по распределению был направлен в Областной комитет по телевидению и радиовещанию, где начал работу редактором музыкальных программ областного радио (единственного в области на то время). Еженедельно выходили выпуски радиожурналов «Одесса музыкальная», «Парус» и многие другие, где регулярно читались очерки о выдающихся музыкантах Одессы и не только, звучали репортажи о различных событиях музыкальной жизни Одессы и области.

На радио велась планомерная этнографическая работа, регулярно проводились выезды в этнографические экспедиции, которые буднично назывались командировками, в область по сбору народного творчества. За 11 лет работы в сфере Гостелерадио экспедиции прошли по всей Одесской области. Десятки километров магнитной пленки хранились до последнего времени в фондах Областного радио. Членом Союза журналистов Сергей Львович стал раньше, чем формально был признан композитором.

В это же время Шустов С.Л. с группой энтузиастов организовал первый в СССР рок-клуб (1984) и стал его первым избранным президентом (1984-1986). Для рок-группы и смешанного хора была написана кантата «Песни застойных лет» (1984). Свою работу пытался сочетать с преподаванием в консерватории, где в течение ряда лет вел класс полифонии, методики педпрактики и др.

В период с 1981 по 1991 год регулярно принимал участие в пленумах Союза композиторов Украины, где были исполнены в разные годы Вариации для фортепиано, Мелодекламация для магнитной ленты, Лирическая поэма (Симфониетта) для большого симфонического оркестра, соната для альта и фортепиано, «Quasi una sonata per Contrabasso in D e pianoforte».

В 1987 году стал членом Союза композиторов СССР и в начале 1991 года принял участие в историческом последнем съезде Союза композиторов СССР.

В годы работы на радио самостоятельно освоил профессию звукорежиссера и, после непродолжительного опыта работы в музыкальной редакции телевидения, вернулся на радио уже в качестве звукорежиссера. Начались активные эксперименты в области конкретной, электронной музыки и поиски всевозможных их сочетаний. Наиболее значительным результатом этих экспериментов стала музыка к телевизионному балету «Дай дождь!» (либретто Ж. Каневской по мотивам африканского эпоса, балетмейстер Н. Рыженко), которая также была показана на одном из пленумов Союза композиторов в Киеве.

В 1992 году познакомился с советником Европарламента, литератором Бернаром Замароном (Люксембург), и в разные годы написал арии для голоса и симфонического оркестра на его стихи «Espace», «Cimes» , «Il est ci peu de temps...», «Beaute», «Simple melody» и др. В это же время приступил к работе над полнометражным балетом в пяти актах на либретто Б. Замарона «Le Choc de l’amour», которая продолжалась около семи лет. Партитура написана на четверной состав симфонического оркестра с добавочными инструментами. Музыка к первому акту была исполнена на открытии одесского пленума Союза композиторов Украины в 1998 году. Балет целиком не был поставлен из-за отсутствия средств.

С 1994 по 1997 год работал звукорежиссером по контракту с немецкой фирмой «Неккерман» (Neckermann Reisen, Deuchland), итальянской «Аквамарин» (Aquamarine, Italy), кипрской «Юником» (Unicom, Cyprus), занимался обеспечением шоу-программ, которые ежевечерне ставились на зафрахтованных фирмой судах. Благодаря этому совершил кругосветные путешествия по маршруту Магеллана, южные и северные полярные рейсы, побывал в 140 странах мира, тесно общался с замечательными музыкантами со всего Света, имел возможность познакомиться с системами музыкального образования США, Германии, Австралии, Новой Зеландии. По окончании контракта вернулся в Украину, занимался аранжировками, инструментовкой для различных составов, написанием песен, сотрудничал с коммерческими радиостанциями, студиями ТВ и звукозаписи.

С 1997 по 1999 год – звукорежиссер проект студии "Sound Factory" Одесса.

В 1999 году был приглашен в Одесскую консерваторию для преподавания инструментовки, инструментоведения, полифонии, электронной музыки. В последнее время основной темой изысканий стали различные аспекты музыкального творчества, связанные с электронной музыкой.

С 2002 по 2005 год проходил обучение в аспирантуре Одесской музыкальной академии по специальности «музыкознание».

В июне 2012 года защитил кандидатскую диссертацию на тему «Электронная музыка в системе студийных жанров» (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор А. В. Сокол).

Постоянно выезжает за рубеж для студийной работы.