Захарчук Татьяна Григорьевна
- доцент, и.о. профессора
- кандидат искусствоведения
- заслуженная артистка Украины
Биография:
Захарчук Татьяна Григорьевна родилась в г. Кишиневе (Молдова). Окончила Кишиневское музыкальное училище (теоретический отдел), Одесскую государственную консерваторию имени А. В. Неждановой по специальностям – «история музыки» (класс профессора Марковой Е. Н.); «сольное пение» (класс профессора Джамагорцян А. В., профессора Ивановой Л.И.). Окончила аспирантуру ОГМА имени А. В. Неждановой по специальности «сольное пение» (класс Джамагорцян А.В.).
С 1990 года преподавала на кафедрах истории музыки и этнографии, хорового дирижирования, сольного пения Одесской государственной консерватории.
В 1999 году присвоена ученая степень – кандидат искусствоведения. Тема кандидатской диссертации – «Художній принцип метафоричності у сучаснім вокальнім виконавстві» (научный руководитель – Маркова Е.Н.).
В настоящее время – и.о. профессора кафедры сольного пения Одесской национальной музыкальной академии им. А.В. Неждановой.
Концертно-исполнительская деятельность:
Захарчук Татьяна Григорьевна в качестве оперной певицы дебютировала на сцене Одесского камерного музыкального театра в партии Пелагеи («Медведь» А. Сидельникова) и Одесского национального академического театра оперы и балета Чио-Чио-Сан («Мадам Баттерфлай» Дж. Пуччини); за рубежом – в оперном театре Ниццы в партии Елизаветы («Дон Карлос» Дж. Верди).
Одной из наиболее значимых интерпретаций считает партию Гальки в фондовой DVD-записи оперы “Halka” в Национальной опере Варшавы (Номинант премии «Золотой Фредерик», 2000). Является обладателем "Золотого диска" DVD-записи оперы “Halka” Ст. Монюшко (2003).
Принимала участие в оперных фестивалях, постановках, спектаклях, концертах, где выступала с выдающимися дирижерами современности, среди которых Дж. Рудель, С. Нигг, Кл. Вайс, Ст. Солтеш, Дж. Меркл, Дж. Делакоте, М. Романул, А. Витт, Э. Демецки, В. Гергиев, Б. Грузин.
Работала по контракту и была приглашена на главные роли в постановках:
Варшавская национальная опера (Teatr Wielki):
- Halka/“Halka”;
- Мария /“Мазепа”;
- Amelia/ “Un Ballo in Maschera”;
- Cio-Cio-San/“Madama Butterfly”.
Мюнхенская опера (Bayerische Staatsoper):
- Cio-Cio-San/“Madama Butterfly”.
Берлинская опера (Deutsche Oper):
- Cio-Cio-San/“Madama Butterfly”;
- Amelia/”Un Ballo in Maschera”.
Вашингтонская национальная опера:
Опера Сан-Франциско:
Мариинский театр Санкт-Петербург:
- Countess/ “Nozze di Figaro”;
- Мария /“Мазепа”.
Национальная опера Ирландии (Дублин – DGOS):
Опера Ниццы:
Одесский национальный академический театр оперы и балета:
- Татьяна/ “Евгений Онегин”
- Чио-Чио-Сан/“Madama Butterfly”;
- Амелия/ “Un Ballo in Maschera”;
- Леонора/ “Ill Trovatore”;
- Тоска/ “Tosca”;
- Турандот/ “Turandot”;
- Аида/ “Aida”;
- Ярославна/ "Князь Игорь";
- Елизавета Ксаверьевна/ “Михаил Воронцов” (А. Красотов).
Т. Захарчук: «В своих оперных партиях считаю важным абсолютное следование композиторскому тексту, нахождение верной смысловой интонации роли, четко выраженной режиссерской трактовки образа».
Научные труды. Издания. Публикации:
Захарчук Т. Г. – автор ряда научных работ и методических изысканий, среди которых:
- Захарчук Т.Г. Темпова парадигма у традиції виконання вокальних партiй Дж. Пуччiнi / Т.Г. Захарчук // Теоретичні та практичні питання культурологiї. – Мелiтополь, 2005. – Вип. 19. – С. 79-89.
- Захарчук Т.Г. Композитор и певец: принципы стилистического диалога / Т.Г. Захарчук // Теоретичні та практичні питання культурології.– Мелітополь, 2003. – Вип. 6. – С. 63-78.
- Захарчук Т.Г. Темп и его претворения в интерпретациях оперных партий Дж. Пуччини / Т.Г. Захарчук // Музичне мистецтво і культура.– Одеса, 2004. – Вип. 5. – С. 388-401.
- Захарчук Т.Г. Вокальная интерпретация как предмет специального музыковедческого наблюдения / Т.Г. Захарчук // Музичне мистецтво і культура. – Одеса, 2002. – Вип. 3. – С. 304-312.
- Захарчук Т.Г. Метафоричность как художественный принцип интерпретации музыкального произведения / Т.Г. Захарчук // Проблеми сучасності: культура, мистецтво, педагогіка : Збірник наукових праць. / Заг. ред. В.Л. Філіппов – Луганськ : Приватдизайн, 2008. – Вип. 9. – С. 153–160.
- Захарчук Т.Г. Авторські темпові позначення та проблема темпоритму в інтерпретації вокальних творів Дж. Пуччіні / Т.Г. Захарчук // Метроритм – 2. / Ред. І.М. Юдкін – Київ, 2005. – С. 38-41.
- О.Н. Благовидова. Статьи и материалы к 100-летию со дня рождения. – Одесса : Печатный дом, 2005. – 138 с. (Составление, общая редакция, вступительная статья «Феномен школы О.Н.Благовидовой» в соавт. с А.В. Джамагорцян).
- Захарчук Т.Г. Об основах вокальной техники / Т.Г. Захарчук. – Одесса : Маяк, 1987. – 36 с.
- Захарчук Т.Г. О манерах пения / Т.Г. Захарчук // Второй Всесоюзный фестиваль народного творчества. – Одесса : ОНМЦ, 1988. – С. 28-39.
- Захарчук Т.Г. В помощь начинающим вокалистам. На основе педагогического опыта М.П. Вержбицкой / Т.Г. Захарчук. – Одесса : Маяк, 1989. – 45 с.
Публикации о ней:
Об исполнении Т. Г. Захарчук ведущих партий в оперных спектаклях неоднократно писала международная пресса:
Leonora was taken by Tatiana Zakhartcouk from the Ukraine and is yet another marvelous talent out of the east; with a beautiful, evenly voice, faultless technique and something of a truVerdi style, I found her’s a portrayal to treasure. – “Opera Now” Aug/Sept 2005 (London).
Tatiana Zaharchuk as Leonora went from strength to strength with a finely honed purity of sound and characterization, especially in “D’amor sull ali’ rosee”. – “New Extracts”, 24.04.2005 (Dublin).
The International Performers of the National Composition CD. St. Moniuszko “Halka”.
… first of all is famous Ukrainian Tatiana Zaharchuk. Her Magnificent beauty soprano is equal as the skillfully constructed development of an image, even from the side of vocal party of the main courageous heroine, deserves the top praising. – “Zycie Warszawy” Nr 218, 17.09.98 (Poland).
The Polish “White Stains”
The main role performs Tatiana Zaharchuk, Ukrainian singer. And she makes it perfectly not only in the plan of an extremely beautiful voice but with presentation of the role crowded by poetry and nobleness too. – “Rzeczpospolita” Nr 143, 21.06.98 (Poland)
Outright Another “Butterfly”
Since time of the premiere of “Halka” which was a polish debut of this talented Ukrainian soprano, her voice has undergone the amazing metamorphoses – grew strong, took the brilliance and warmth. Without exaggeration one may to say that “Butterfly” in her performance is an embodiment at a level of highest stages in the world. – “Trybuna” Nr 130, 07.06.99 (Poland)
В образе Гальки (Национальная опера, Варшава – “Halka” St.Moniuszko)
Награды:
Татьяна Григорьевна Захарчук – лауреат Международных конкурсов:
- X Международный конкурс им. П.И. Чайковского в Москве – Серебряная медаль (1994);
- XXXVI Международный конкурс вокалистов в Тулузе – 1-е Гран При и Кубок Президента Франции (1991);
- XXVI Международный конкурс оперных певцов им. Еркеля и Кодаи (Венгрия) – Серебряная медаль (1990);
- I Международный конкурс им. Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге – специальный приз (1994).