Музичне мистецтво і культура. Випуск 9
Головний редактор: О.В. Сокол
Заст. головного редактора: О.І. Самойленко
Рецензенти: М.А. Давидов, Н.Є. Гребенюк
Видавництво: ВПП Друкарський двір, 2008
Тираж: 100 прим.
ISBN: 978-966-389-237-5
Дев'ятий вісник «Музичне мистецтво і культура» продовжує висвітлювати актуальні культурологічні, філософські та етико-естетичні проблеми музикознавства, питання історії та теорії музичного мистецтва і культури, сучасні погляди на музичну освіту і педагогіку, прогресивні школи і новітні методики підготовки музичних виконавців. Збірник містить статті музикознавців з різних міст та регіонів України. Дане видання стане у нагоді науковцям в мистецтвознавчій галузі, викладачам та студентам вищих навчальних закладів музичного мистецтва і культури.
ЗМІСТ
- Від головного редактора 5
ІСТОРІЯ ТА ТЕОРІЯ МУЗИЧНОГО МИСТЕЦТВА І КУЛЬТУРИ
- Демска-Трембач М. Споры поколения Витольда Малишевского о национальном характере польской музыки 7
- Данковска Я. Музыкальная мысль Польши в эпоху Витольда Малишевского 16
- Маркова Е. Символика и семантика национального стиля в композиции и исполнительстве 22
- Іванов О. Д. Бортнянський - родоначальник вітчизняного класичного напрямку у православній музиці 32
- Макаренко О. Народна музична культура Півдня України як цілісна система соціохудожнього типу: постановка проблеми 41
- Ергиев И. Украинский «модерн-баян» как составляющая европейского постмодернизма 51
- Бородавкин С.А. Оркестровая фактура как средство музыкальной выразительности (на примере оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама»)60
- Сергеева О. О подтексте текста балетного произведения 71
- Чайка Е. О смысле музыкальной драматургии театра Б. Брехта 81
- Осадчая С. Богослужебная певческая традиция в свете холистического подхода 90
- Ломоносова Н. Музыкальные смыслы символизма и проблема жанра-формы сонаты (на примере Пятой сонаты для фортепиано А. Скрябина) 100
- Андросова Д. Религиозные идеи в определении этнического минимализма в музыкально-исторической эволюции 108
- Линтварева А. Концепция онтологического подхода Н. Гартмана: к проблеме включения понятия об идеальном в научный музыковедческий дискурс 115
- Остроухова Н. Творчество Дж. Верди как предмет музыковедческого изучения 130
- Изуграфова Н. Детская опера в контексте современной музыкальной культуры 138
- Щербаков Ю. Структурно-семантические особенности сюит для двух фортепиано французских композиторов 146
- Варакута М. О некоторых тенденциях развития жанра хоровой миниатюры в украинской музыке (на примере творчества Н. Леонтовича и В. Зубицкого) 156
- Щербакова О. Принципы программности в фортепианных дуэтах Р. Шумана 164
- Вакулишина В. В поисках истоков китайской хоровой культуры 174
- Чистова О. Символика структурных и смысловых компонентов в фортепианных циклах П.И. Чайковского 186
ПРОБЛЕМИ СУЧАСНОІ МУЗИЧНОЇ ПЕДАГОГІКИ ТА ВИКОНАВСТВА
- Шульгіна В. Євроінтеграційні процеси в музичній освіті України: теорія і практика 196
- Мірошниченко С. Навчальні композиторські роботи з поліфонії 201
- Нивельт О. Учение Э. Курта о романтической гармонии как составная часть глубинного анализа музыкальных произведений 210
- Завгородняя Г. Элементы музыкального языка в системе исполнительской интерпретации 218
- Щитова С. Этапы становления и развития днепропетровской музыковедческой школы 228
- Выжимова Т. Парадигмы образования и проблема самосовершенствования педагога-музыканта 237
- Кулиева А. Історичні засновки української традиційної освіти при церкві та музичний професіоналізм 244
- Фомина Т. О методических принципах педагогической и артистической деятельности заслуженной артистки Украины профессора Л.Н. Гинзбург.254
- Каплієнко-Ілюк Ю. М. Березовський - український послідовник Падре Мартіні 261
- Повзун Л. Феномен ансамблевої творчості піаніста-концертмейстера.. 269 Пилатюк О. Аксіологічні парадигми композитора у ставленні до першовиконання своїх творів 278
- Селезнева Н. Воля как профессиональное качество личности хорового дирижера 286
- Громченко В. Композитори мангеймської школи та їх роль у становленні виразових можливостей кларнета (на прикладі Концерту В-сІиг для кларнета з оркестром Я.Стаміця) 295
- Вакалюк П. Образно-семантична роль труби в симфонізмі С.Людкевича (на прикладі симфонічної поеми «Не забудь юних днів») 303
- Стаховская Є. Стилистические особенности камерно-вокальных сочинений Э. Денисова на тексты О. Мандельштама и А. Йожефа 311
- Могилевская Л. Некоторые вопросы скрипичного исполнительства в современной музыке 322
- Борисенко Н. «Четвертый мефисто-вальс. Багатель без тональности» ф. Листа: особенности жанра и позднего фортепианного стиля композитора 329
- Сидоренко В. Внесок М. Скорика та представників його школи до українського гітарного мистецтва 338
- Семенова Т. Инструментальное мышление итальянской романтической школы и арии из «Семирамиды» Россини 347
- Інформація про авторів 357
- До уваги авторів 359
Музичне мистецтво і культура