Музичне мистецтво і культура. Випуск 1
Головний редактор: О.В. Сокол
Заст. головного редактора: О.І. Ровенко
Редактор-упорядник: О.М. Маркова
Рецензенти: Н.О. Герасимова-Персидська, В.Г. Москаленко
Видавництво: Одеса: Астропринт, 2000
Тираж: 125 прим.
К-сть cторінок: 412
ISBN: 966-549-434-1
Збірник містить статті музикознавців, викладачів музичних вузів, здобувачів вчених ступенів з Одеси, Києва, Харкова, Донецька, Росії та Германії. Розглядаються культурологічні та філософські проблеми музикознавства, питання історії та теорії музичного мистецтва і культури, сучасні погляди на музичну освіту та педагогіку, прогресивні школи і новітні методики підготовки музичних виконавців. Збірник адресується науковцям у мистецтвознавчій галузі, викладачам та студентам вузів музичного мистецтва і культури.
ЗМІСТ
- Від головного редактора - 9
КУЛЬТУРОЛОГІЧНІ ТА ФІЛОСОФСЬКІ ПРОБЛЕМИ МУЗИКОЗНАВСТВА
- Медушевский В.В. Музыкальная педагогика: возможности преображения - 2
- Білодід Ю.М. Місце та роль музичного мистецтва в структурі духовності - 15
- Шаповалова Л.В. О рефлексии светской и духовной - 23
- Левченко В.Л. Смысл как онтологический параметр в философии музыки - 30
- Иванченко В.Г. Музичний твір як об’єкт філософсько-естетичного осмислення (методичні досліди) - 35
- Лисовская И.Л. Духовность как проблема исполнительской интерпретации - 42
- Найдорф М.И. К исследованию понятия “музыкальная культура”: опыт структурной типологии - 46
- Соболевская ЕЖ. От жизненного контекста к пониманию текста: опыт герменевти¬ческого анализа одной “музыкальной” формулы М. Цветаевой - 51
- Рощенко Е.Г. Первый цикл романтического мифа о Данте и соната-фантазия Ф. Листа - 59
- Овсянникова-Трель А.А. Этнокультурологические аспекты теории Национального стиля в музыке - 67
- Ковалева Н.И. Музыка в массовой молодежной культуре - 74
ТЕОРІЯ МУЗИЧНОГО МИСТЕЦТВА ІКУЛЬТУРИ
- Сокол А.В. Реконструкция музыкально-стилевых понятий Б. Яворского в аспекте психологического образа мира - 81
- Нивельт О.А. Проблема целостного анализа музыкальных произведений - 90
- Бородавкин С.А. Поэт сонатной формы (памяти Д.В. Каминского) - 97
- Суббота О.В. Про методику комплексного аналізу структури танців - 102
- Серенко С.А. Роль симметрии в композиции цикла “Искусство фуги” И.С. Баха - 112
- Гойхман Л.Н. Про деякі особливості гармонічного мислення у творах сучасних українських композиторів (на матеріалі музики українських композиторів 60-80-х років) - 123
- Сергеева О.В. “Мавра” Стравинского: на грани неофольклоризма и неоклассицизма - 130
- Пятенко Л.М. Типологія канта в кантатах Б. Лятошинського та В. Сильвестрова - 137
- Кужелева Е.А. Феномен “неактуального стиля” в творчестве Э. Сати - 143
ІСТОРІЯ МУЗИЧНОГО МИСТЕЦТВА І КУЛЬТУРИ
- Розенберг Р.М. Регионика как составная часть истории музыки - 150
- Деев В.А. Поколения, традиции, культура - 155
- Смирнов В.А. “Унесенные ветром” - 157
- Дагилайская Э. Р. Д.Д. Климов - пианист и педагог - 169
- Миронов В.Ф. К вопросу о музыкальной коррекции идей культурно-исторической эволюции - 176
- Довгаленко Н.С. Український музичний авангард у контексті стильових пошуків XX сторіччя - 186
- ЛеВанТоан. О музыке и сценическом искусстве Тео во Вьетнаме - 190
- Иванова-Георгиевская Н.А. Развитие музыкальных форм как фактор становления структуры балета - 198
- Гузеева В.В. Черты национального стиля в “8ргіп§ 8ушрЬопу” Б. Бриттена и “ТЬе К.о$є Ьаке” М. Типпетта - 208
- Муравская О.В. "Немецкий реквием” И.Брамса и традиции протестанской заупокойной музыки - 216
- Лясота В.М. Військова основа духовної музики: історія та сучасність - 222
- Завгородня Г.Ф. Історія поліфонії у системі культурологічних знань - 227
- Каплун Т.М. К истории греческого роспева - 231
МУЗИЧНА ОСВІТА І ПЕДАГОГІКА
- Холопова В.Н. Предмет “музыкальное содержание” на разных ступенях музыкального образования - 238
- Стьопін А.О. До питання про трансформацію історичної освіти музикантів - 245
- Шульгина В.Д. Психолого-педагогічні передумови творчості учня-піаніста - 249
- Проскурняк Е.В. Проблемы музыкальной культуры и музыкально-творческого воспитания детей в современных социально-экономических условиях - 257
- Кнышова Т.П. Формирование артистизма как компонента педагогического мастерства - 263
- Лапко В.Г., Раевский Р. Т. Физическая культура в системе формирования личности музыканта - 270
МУЗИЧНЕ ВИКОНАВСТВО
- Клостерман А. Обзор современного уровня “практики исторического исполнительства” в Германии - 274
- Коленей В.А. Пластическое начало в структуре фортепианно-исполнительского интонирования - 279
- Гинзбург Л.Н. Установки исполнительских школ и воспитание артистизма пианиста - 287
- Бугаевский А.М. В классе Татьяны Петровны Кравченко - 290
- Серебри А.П. Вопросы методики подготовки хоровых дирижеров к работе в народных хорах - 299
- Бутенко Л.М. Музична артикуляція в оперно-хоровому виконавстві - 308
- Заболотна Н.Г. Історичний аспект художньої виразності духовних кантат І.С. Баха та їх виконання - 318
- Мюльберг К.Э. Актуальные вопросы интерпретации штрихов кларнетиста - 327
- Буркацкий З.П. Об основах пальцевой техники кларнетиста - 330
- Гребенюк Н.Є. Підготовка співака до вокально-виконавської діяльності (особистісно орієнтований підхід) - 337
- Ботвинова И.В. Об исполнительском преломлении символики текста Гете в “Полевой розочке” Шуберта - 344
- Языкова Н.Б. О соотношении технического и эмоционально-художественного в вокальном исполнительстве - 350
- Кулиева А.Я. Одесская вокальная школа в ее связях с итальянской и немецкой певческими традициями - 357
- Власенко І.М. Про виконання фортепіанних творів М. Равеля - 364
- Сумарокова В.Г. Виолончельное исполнительство Киева в диалоге творческих индивидуальностей - 378
- Черноіваненко А.Д. Історичні та документально-образні матеріали у творах для баяна та у виконавській творчості баяністів - 388
- Динкова Н.Г. Об освоении духовных принципов творчества в деятельности пианиста-
- концертмейстера - 397
- Інформація про авторів - 404
- До уваги авторів - 407
Музичне мистецтво і культура